Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Дом Богомолова и Путиловский храм

Продолжаем рассказ Любови Александровны Старковой об истории Шампетра. С разорением барона Александра Раля бывшая шереметевская усадьба и еще четыре, следовавших за ней, делятся на мелкие участки и распродаются владельцам. Часть бывшей усадьбы «Шампетр» приобрел купец С. У. Богомолов, который построил напротив завода каменный двухэтажный дом (пр. Стачек, 50), сохраняющийся по сей день и передающих дух Петергофской дороги уже начала 20-го века. Многие дома строились здесь в таком «теремочном» стиле, однако большинство были деревянные и до наших дней не дошли. От Петергофского шоссе отходила Богомоловская улица (современная ул. Возрождения), названная именем владельца каменного дома,
на которой жили рабочие Путиловского завода. В книге «История Путиловского завода», выпущенной в 1939 г. и написанной тремя авторами М. Мительманом, Б. Глебовым и А. Ульянским дана картина быта рабочих: «На Путиловском заводе в 1860-70- гг. рабочие жили земляческими артелями, пили в трактирах на один счет,
Оглавление

Продолжаем рассказ Любови Александровны Старковой об истории Шампетра. С разорением барона Александра Раля бывшая шереметевская усадьба и еще четыре, следовавших за ней, делятся на мелкие участки и распродаются владельцам.

Дом Богомолова

Часть бывшей усадьбы «Шампетр» приобрел купец С. У. Богомолов, который построил напротив завода каменный двухэтажный дом (пр. Стачек, 50), сохраняющийся по сей день и передающих дух Петергофской дороги уже начала 20-го века. Многие дома строились здесь в таком «теремочном» стиле, однако большинство были деревянные и до наших дней не дошли.

Дом Богомолова в 2007 г.
Дом Богомолова в 2007 г.

От Петергофского шоссе отходила Богомоловская улица (современная ул. Возрождения), названная именем владельца каменного дома,
на которой жили рабочие Путиловского завода. В книге «История Путиловского завода», выпущенной в 1939 г. и написанной тремя авторами М. Мительманом, Б. Глебовым и А. Ульянским дана картина быта рабочих:

«На Путиловском заводе в 1860-70- гг. рабочие жили земляческими артелями, пили в трактирах на один счет, ели из одной миски». Такая патриархальность соблюдалась и в выборе места жительства на Богомоловской существовали «…кварталы псковичей, новгородцев; деревенские жили земляк к земляку, дядя к племяннику».

Рядом с домом Богомолова, через Богомоловскую ул. располагался трактир «Россия».

Дом Богомолова и трактир «Россия» (справа) в начале XX в.
Дом Богомолова и трактир «Россия» (справа) в начале XX в.

В книге «Четыре поколения», состоящей из воспоминаний современников и изданной в 1933 году, есть рассказ Екатерины Самойловой о купце Богомолове:

«Старик Семен Устинович Богомолов умер в 1913 году, не дожив трех лет до сотни… Известно, что он происходил из крестьян села Белых Колодезей, Коломенского уезда, и что лет до шестидесяти за ним никакого богатства не числилось. Богатство пришло к нему позже, когда он взялся за кабацкое дело, а районом своей работы выбрал он Нарвскую заставу. Когда копали Путиловский порт, Богомолов открыл в Емельяновке свой первый трактиришко, торговал кипятком, водкой, топил молоко. Ходили в трактир землекопы, деревенский народ, приносили с собой селедки. Селедку резали на куски, ошпаривали кипятком, первую воду сливали, а вторую хлебали вместо супа. В этом и был весь их обед».

В этой же книге Т. Бори пишет:

«У старика Богомолова в трактире в Емельяновке можно было заложить пиджак, кольцо, любое барахло – за водку. На одном кипятке он далеко бы не уехал, он нажился на процентах, на закладах».

Следующий автор С. Максимов так характеризует Богомолова:

«Он начинал с кипяточку, а затем рубль к рублю, распространился на весь район. Кабацкое дело по тем временам было выгоднейшее… Сейчас никого из Богомоловской семьи не осталось. Старик перед войной умер (имеется в виду 1-я мировая), сын и внуки в 1918 году расстреляны, а их церкви и кабаки пошли на другие дела: там, где была церковь, сейчас клуб Ильича, вместо «России» – детская консультация. Там, где был «Китай», также идет слом, его теснит постройка школы». «Россия» и «Китай» – это, как вы поняли, названия трактиров.

В 1918 году в Богомоловском доме разместилась районная «Чрезвычайная комиссия» (ЧК). Хозяин дома, купец Сергей Семенович Богомолов, сын Семена Устиновича Богомолова в 1918 году был расстрелян «как контрреволюционный элемент».

Храм

Часть своей земли Богомолов-старший отвел под строительство огромного Путиловского храма.

На другой от бывшего Шампетра стороне Петергофской дороги в это время уже почти век работал государственный чугунно-литейный завод и несколько мелких производств. Завод, основанный казной в самом начале XIX века, в 1868 году перешел во владение Николая Ивановича Путилова, который привел его в цветущее состояние.

Путиловский завод (справа на заднем плане) в начале 20-го века. На переднем плане усадьба Кирьяново
Путиловский завод (справа на заднем плане) в начале 20-го века. На переднем плане усадьба Кирьяново

На проспекте Стачек, недалеко от виадука за бизнес-центром находится храм, освященный во имя святителя Николая Чудотворца и святой мученицы царицы Александры, в память о коронации императора Николая II, которая состоялось в 1896 г. Храм был построен по просьбе рабочих Путиловского завода, крупнейшего в столице.

Современный Путиловский храм (фото Peterburg23)
Современный Путиловский храм (фото Peterburg23)

До этого им приходилось ходить или в Екатерингофскую церковь (не сохранилась, современный адрес Старо-Петергофской пр., 6), или в «ульянковскую» св. Петра Митрополита (примерно на углу пр. Стачек и ул. Лени Голикова).

Путиловский храм (вид со стороны железной дороги) после постройки
Путиловский храм (вид со стороны железной дороги) после постройки

С середины XIX века на территории Путиловского завода уже действовала часовня. Рабочие завода неоднократно обращались в епархию с просьбой о строительстве храма. После очередного обращения в 1897 году был утвержден проект церкви, разработанный Дмитрием Гавриловичем Радкевичем. Землю под строительство и выделил Семен Устинович Богомолов.

Однако строить большую деревянную церковь не стали, а заложили временную на 700 человек у проходной Путиловского завода. Церковь освятили 19 декабря 1899 г. Одновременно близ железнодорожной Путиловской ветки началась подготовка к возведению каменного храма на 2300 человек.

Строительство храма началось в 1901 году по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова на добровольные (некоторые источники это слово ставят в кавычки) отчисления с зарплаты рабочих Путиловского завода. Поэтому заводские рабочие называли церковь «Копейка».

Весной 1906 года один за другим освятили все три престола. Главный – в честь святителя Николая Чудотворца, левый – в честь благоверного Александра Невского и правый – в честь апостолов Петра и Павла. Интерьер церкви был выдержан в древнерусском стиле.

Интерьер Путиловского храма после постройки
Интерьер Путиловского храма после постройки

В нижнем этаже храма в 1907 году был освящен придел в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В него перенесли прах владельца Путиловского завода Николая Ивановича Путилова и его супруги. До этого выдающийся инженер и предприниматель был похоронен в часовне на Гладком острове, откуда открывался вид на верфь, завод и Морской канал, который был главным делом жизни Путилова. Часовня построена в 1880 году по проекту архитектора Федора Семеновича Харламова.

Нижний храм
Нижний храм

После постройки каменного храма у железнодорожной дороги, временная церковь была обращена в зал для религиозных бесед. С 1906 года при храме существовало Путиловское отделение Всероссийского Александро-Невского общества трезвости. В 1910-х годах рядом с храмом, на Богомоловской ул. в доме 2 (ныне улица Возрождения) был открыт детский приют.

Со дня освящения и до 1915 года настоятелем храма был протоирей Николай Михайлович Павский, а после него протоирей Павлин Матвеевич Смирнов, расстрелянный в 1919 году в Пензе.

От храма к клубу

Путиловский храм, рассчитанный на две с лишним тысячи человек, был одним из крупнейших в городе. В нем служили многие петербургские пастыри, которые пострадали в годы красного террора.

В 1922 году для помощи голодающим власти повсеместно изымали из церквей ценности. За Нарвской заставой рабочие оказали самое мощное в городе сопротивление этой акции. Волнения вспыхнули и в 1925 году, их удалось подавить только с помощью оружия. Многие из защитников церкви были арестованы и сосланы.

Храм после перестройки в клуб
Храм после перестройки в клуб

В 1925 году церковь была закрыта и перестроена по проекту архитектора Александра Сергеевича Никольского, «отца ленинградского конструктивизма» в заводской клуб «Красный путиловец». Можно сказать, что это была первая конструктивистская постройка на Нарвской заставе. «Пряничные стены» были срезаны, формы упрощены, главный фасад прорезала призма, в которой находилась будка кинооператора.

По иронии судьбы, архитектор Никольский, был учеником строителя Путиловского храма, ректора Института гражданских инженеров, Василия Антоновича Косякова. Позже за Нарвской заставой Никольским были уже «с нуля» построены здания в стиле конструктивизма, являющиеся памятниками архитектуры: Тракторная улица, Серафимовский жилой городок, образцовая школа «Серп и молот» в начале проспекта Стачек (ныне школа № 384), Ушаковские бани.

Выступление тов. Кирова
Выступление тов. Кирова

В заводском клубе на конференции выступал Сергей Миронович Киров, Владимир Владимирович Маяковский. В клубе работал организованный комсомольской молодежью Театр рабочей молодежи «ТРАМ»

Деревянную церковь, переделанную еще в 1908 году в зал для религиозных бесед, после революции превратили в кинотеатр «Жар-птица». В 1920-х годах жители района называли кинотеатр вместо жар-птица – жареная птица. «В жареную птицу ходить – только пуговки терять» ходило выражение заводских рабочих. Зал для кинотеатра был маловместительным.

В 1930-х годах на проспекте Стачек построили заводской Дом культуры имени Ивана Ивановича Газа, куда из церковных стен перевели все клубные коллективы. Обезглавленное церковное здание несколько лет пустовало.

Фабрика «Север» и возрождение храма

После Великой Отечественный войны здание храма еще раз перестроили, придав ему черты «сталинского ампира» и разместили в нем текстильно-галантерейную фабрику производственного объединения «Север». По свидетельству очевидцев при установке в здании станков были обнаружены гробы с останками супругов Путиловых. Судьба их до конца не выяснена. Где-то пишут, что они были переплавлены вместе с останками. Но скорее всего анонимно захоронены на одном из кладбищ города.

В 1990 году возродилась община Путиловской церкви. 25 марта 1991 года община была зарегистрирована Управлением Юстиции Ленгорисполкома. Но в здание церкви членам православной общины по-прежнему вход был закрыт. Только в 2005 году фабрика выехала из стен церкви.

Верхний храм в наше время
Верхний храм в наше время

Началось длительное восстановление интерьеров храма. Несмотря, на все невзгоды в здании сохранились внешние объемы и габариты, гранитная лестница, объемы нижнего храма во имя св. Георгия Победоносца, витые чугунные решетки на окнах цокольного этажа. Также были обнаружены фрагменты исторической росписи стен.

Рядом с храмом сохранилось здание, которое когда-то использовали для переодевания невест перед венчанием. В нижнем храме, где когда-то был похоронен Николай Иванович Путилов, установили его живописный портрет. При входе в храм развернута небольшая экспозиция, посвященная истории храма.

Николай Иванович Путилов
Николай Иванович Путилов

Когда-то над главным входом храма с западной стороны возвышалась колокольня с двенадцатью колоколами, самый большой из которых весил девять тонн. Все они были утрачены при перестройке храма в заводской клуб.

В 2006 году на Воронежском колокололитейном заводе Валерия Анисимова при содействии администрации ОАО «Кировский завод» и семьи его директора П.Г. Семененко, были отлиты шесть колоколов весом 250, 150, 60, 25, 18 и 13 килограммов с изображением икон и цитат из Священного Писания. Все колокола именные, посвященные небесным покровителям жертвователей. Самый большой колокол был отлит в память Петра Георгиевича Семененко, бывшего директора ОАО «Кировский завод», трагически погибшего в 2005 году. 13 октября 2006 года колокола были освящены.

К сожалению, вокруг храма в 1990-е годы возвели новый бизнес-центр «Империал». Сегодня храм окружен со всех сторон офисными зданиями и находится в плачевном состоянии. В 2001 году Комитет Государственной Инспекции охраны памятников включил здание в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Освящение колоколов для храма
Освящение колоколов для храма

Сейчас по соседству с домом Богомолова, на другой стороне улицы, высится офисный центр и новый Кировский рынок, выстроенный в 2002–2004 годах на месте сгоревшего построенного ранее по проекту архитекторов В. В. Горбунов, Е. Б. Фёдоров, Е. Г. Русаков, Ю. А. Круглов, И. П. Иванова

О садах Петергофской дороги напоминают нам только высокие ивы на углу пр. Стачек и ул. Возрождения.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать железных дорогах и трамвае, о Петербурге и его Юго-Западных окрестностей.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL