Когда в 1979 году Оззи был вышвырнут из Black Sabbath, казалось — его карьере конец. Но для Принца Тьмы это стало лишь началом новой, ещё более эпичной главы.
Перед вами — головокружительная история сольной карьеры Оззи Осборна! От наркотиков, отчаяния и откушенных мышиных голов — к славе и титулу крестного отца хэви-метала. Как это было — читайте прямо здесь.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Истории о знаковых альбомах, обзоры новинок, рейтинги и интервью с музыкантами! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Музыка была единственным, чему Оззи отдавался всей душой. К тому времени, когда Black Sabbath прогремели на весь мир, он уже успел поработать на скотобойне (по его словам, ему там даже нравилось, потому что после забоя всех животных остаток дня был свободен) и даже поучаствовал в ограблении — последнее привело 17-летнего парня в бирмингемскую тюрьму.
Но по-настоящему он оживал только на сцене с Black Sabbath. И когда 27 апреля 1979 года его выгнали из группы, назвав «конченым наркоманом-алкашом», Оззи решил, что жизнь окончена.
"«Я стал безработным — и вообще непригодным для работы», — вспоминал он в автобиографии «Я — Оззи». «Помню, думал: “Ладно, в кармане ещё есть пачка денег — устрою напоследок попойку".
Оззи окунулся в пучину саморазрушения с энтузиазмом человека, у которого нет другого пути. Запасаясь алкоголем и кокаином в лос-анджелесском отеле, он неделями пребывал в наркотическом угаре. По его собственным словам, когда Шэрон Арден — дочь тогдашнего менеджера Black Sabbath Дона Ардена — обнаружила его "сидящим в луже собственной мочи с косяком в зубах" и предложила стать его менеджером при условии, что он возьмёт себя в руки, никто не был более шокирован, чем он сам.
То, что последовало дальше, стало одним из величайших возрождений в истории рока. Благодаря Шэрон и гитаристу Рэнди Роадсу, Оззи превратился из "списанного со счетов неудачника" в настоящую суперзвезду. Уже через несколько лет он затмил свою славу времен Black Sabbath. И больше никогда не оглядывался назад.
Блистательное возвращение на рок-Олимп
Надо отметить, что напряжение в Black Sabbath нарастало задолго до увольнения Оззи. Еще в 1978 году, после временного ухода из группы, он вынашивал идею проекта Blizzard of Ozz — но до реализации дело не дошло.
Осенью 1979 года, после окончательного разрыва с Sabbath, Шэрон Арден помогла-таки Оззи воплотить этот замысел в жизнь. Пригласив басиста Боба Дейсли, барабанщика Ли Керслейка и клавишника Дона Эйри, Осборн обрёл новый состав. Однако главной находкой стал гитарист Рэнди Роадс (экс-Quiet Riot) — родственная душа, вдохновившая Оззи на собственное творчество.
Сольная карьера Оззи официально стартовала 29 августа 1980 года с выходом дебютного сингла "Crazy Train". Его жизнерадостный, энергичный рифф разительно контрастировал с мрачным саундом Sabbath. Всего через две недели свет увидел и альбом Blizzard of Ozz, доказавший: Оззи не только не «списан», но и готов покорять новое десятилетие.
Первые гастроли были более чем скромными — группа выступала в театрах США и Британии. Но это был продуманный шаг Шэрон: аншлаги создавали ажиотаж, подчеркивая актуальность Оззи. Стратегия сработала — и уже к концу 1981 года коллектив давал концерты на аренах.
Между тем, в перерывах между турами состав группы претерпел существенные изменения: ударника Ли Керслейка сменил Томми Олдридж, а на место басиста Боба Дейсли пришел Руди Сарзо. Последний был рекомендован самим Рэнди Роадсом — они вместе играли в Quiet Riot.
«Они взяли меня в группу, положившись на слово Рэнди — его авторитет был непререкаем», — вспоминает Руди. — Между Оззи, Шэрон и Рэнди царили настоящая любовь и уважение».
Руди присоединился к группе в марте 1981 года, став свидетелем стремительного взлёта сольной карьеры Оззи. Концертные залы с каждым выступлением заполнялись всё большим количеством фанатов.
«Это было похоже на американские горки», — рассказывает басист. — «Когда перед выходом Оззи в качестве вступления звучала Carmina Burana, я впервые увидел, как по всему залу зажигаются сотни зажигалок. Время и пространство теряли смысл — будто проваливаешься в зеркало, как в Алисе в Стране чудес».
Второй альбом Оззи Diary of a Madman был уже записан, когда Руди присоединился к группе (хотя его имя указано на обложке, басовые партии исполнил предыдущий участник — Боб Дейсли).
Выпущенный в октябре 1981 года, альбом вошёл в Топ-20 США и окончательно закрепил за Оззи имидж «безумца». Руди стал свидетелем этого образа вблизи. Он вспоминает пьяную вечеринку в Рочестере (Нью-Йорк), которая закончилась хулиганской выходкой Оззи и его команды — басист оказался полностью вымазан сырным соусом, и ни одно такси не соглашалось его подвезти.
«Я выглядел как псих, — смеётся Руди. — Только я помылся, лёг пьяный в кровать, как вся команда, Шэрон и Оззи ворвались в мой номер. Они повалили меня голым лицом вниз и вывалили на меня мусорные баки из лобби! Потом Оззи сказал: „Чувак, это было потрясающе! Теперь ты свой!“ Так меня посвятили».
К тому времени Оззи уже вовсю культивировал свою скандальную репутацию. В марте 1981 года на встрече с руководством звукозаписывающей компании он шокировал всех, откусив голову мёртвому голубю прямо перед ошеломлёнными топ-менеджерами. А в январе 1982 года на концерте в Де-Мойне (Айова) он повторил этот «трюк» — на этот раз с летучей мышью. Руди Сарзо видел всё своими глазами.
«Труп летучей мыши упал прямо передо мной, — вспоминает Руди. — Я заметил тушку, показал на нее Оззи своей бас-гитарой и продолжил играть. После шоу у сцены ждала скорая. Я спросил Шэрон: "Что случилось?". Она ответила: "Оззи откусил голову летучей мыши и выплюнул в толпу — теперь его везут в больницу, чтобы сделать уколы от бешенства».
Оззи утверждал, что принял животное за резиновую игрушку, но ему пришлось ежедневно делать прививки от бешенства до конца тура. Это не остановило его безумств — уже через месяц его арестовали за мочеиспускание на Аламо, причём музыкант был одет в платье Шэрон. Благодаря переговорам с властями он избежал тюрьмы за осквернение памятника культуры и отделался штрафом за нахождение в публичном месте в нетрезвом виде.
Но вскоре веселье обернулось трагедией.
Гибель Роадса, появление Закка Уайлда
19 марта 1982 года мир метала потрясла ужасающая новость: гитарист Рэнди Роадс, костюмер/визажист Рэйчел Янгблад и пилот Эндрю Эйкок погибли в авиакатастрофе. Самолёт разбился после того, как Эйкок решил немного «пошутить» — пролететь в опасной близости от туристического автобуса группы и случайно задел крылом его крышу.
Оззи, Шэрон и оставшиеся участники группы были раздавлены горем. Несмотря на потерю близкого друга и музыкального соратника, контрактные обязательства вынудили возобновить тур уже через две недели. Временную замену Рэнди нашли в лице гитаристов Берни Торме, а позднее Брэда Гиллиса.
«Не представляю, откуда у Оззи взялись силы это вынести, — говорит Руди, вскоре покинувший группу. — Продолжать петь эти песни без Рэнди требовало невероятного мужества. Для всех нас это было тяжело».
Постоянной заменой Рэнди стал гитарист Джейк И Ли, дебютировавший на альбоме Bark at the Moon (1983). Клип на заглавный трек с оборотнем в главной роли занял топовые позиции в ротации MTV сделал Оззи еще более популярным.
Вышедший в 1986 году альбом The Ultimate Sin оказался ещё более успешным, достигнув 8-го места в Великобритании и 6-го места в США, а также породив хит "Shot In The Dark". Но травма утраты Рэнди Роудса всё ещё не давала покоя певцу. Часть The Ultimate Sin была написана, пока Оззи проходил лечение в реабилитационной клинике Betty Ford Center от алкогольной и наркотической зависимости.
К 1987 году произошла ещё одна смена гитариста. Джейка И Ли ушёл из группы, и его заменил Закк Уайлд, никому не известный 20-летний парень из Нью-Джерси. Он получил эту работу, прислав запись прослушивания и фотографию, которая напомнила Оззи о Рэнди Роудсе.
Дебютный концерт Закка с Оззи стал для него настоящим боевым крещением — концерт в лондонской тюрьме «Уормвуд-Скрабс» в июле 1987 года.
«Это было чистое безумие, — вспоминает Закк. — Мы играли перед пожизненниками, и я только и думал: "Надеюсь, я прошел этот чёртов кастинг, чтобы меня тут не оставили. Я же ближайший аналог Памелы Андерсон, который эти ублюдки увидят до конца своих дней!"».
Во время работы над пятым сольным альбомом No Rest for the Wicked (1988) Оззи и Закк быстро нашли общий язык. Молодой гитарист стал не только ключевым музыкальным соратником, но и собутыльником.
Проблемы Оззи с алкоголем усугублялись. В сентябре 1989 года он достиг очередного дна — его арестовали за попытку убийства после пьяного нападения на Шэрон, в ходе которого он пытался её задушить (позже Оззи утверждал, что не помнит этот инцидент).
Шэрон отказалась от обвинений, но выдвинула ультиматум: «Или трезвость, или я». С началом 1990-х Оззи завязал с алкоголем.
Тем временем музыкальная сцена преображалась. На подъеме были альтернативные новаторы вроде Jane’s Addiction и Faith No More, а в Сиэтле зрело гранж-движение. Хотя эта смена эпох отправила многих рок- и метал-исполнителей в забвение, Black Sabbath и Оззи стали исключением.
Группы Soundgarden и Alice In Chains открыто признавали их влияние, а Faith No More включили кавер на "War Pigs" в делюксовое издание прорывного альбома The Real Thing (1989).
В ноябре 1990 года музыканты Faith No More исполнили "War Pigs" вместе с Оззи на индустриальном ивенте в Джерси. После выступления певец подсел к барабанщику FNM Майку «Паффи» Бордину:
«Он выглядел подавленным после всех передряг, — вспоминает Майк. — И вдруг спрашивает: "Зачем вы записали War Pigs? Это что, насмешка?“
Я опешил. И выложил ему историю: как в юности после самоубийства матери я остался один... и как Black Sabbath буквально спасли мне жизнь. Это его добило.»
Оззфест и воссоединение с Black Sabbath
К моменту выхода шестого сольного альбома Оззи Осборна No More Tears в 1991 году певец был в лучшей форме, чем когда-либо. Это отразилось на пластинке, давшей ему новый творческий импульс в 90-х. Закк Уайлд с восхищением вспоминает, как Оззи мгновенно придумывал вокальные мелодии.
«Ему почти никогда не требовалось время на их обдумывание», — рассказывает гитарист. Но даже будучи трезвым, Принц Тьмы иногда напоминал свое безумное альтер-эго. Во время тура Закк стал свидетелем одного характерного эпизода в гостиничном номере.
«Как-то мы обсуждали The Who, и Оззи сказал: "Я делал много безумного, но телевизор из окна ещё не швырял". Проверив, что поблизости никого нет, мы запустили этот девайс вниз. Когда он ударился о землю, взрыв был такой силы, что мы рыдали от смеха. Оззи просто констатировал: "Я слышал много чего в жизни, но это, пожалуй, величайшее".»
Когда Оззи объявил, что тур No More Tears станет его последним (он даже называл его No More Tours), этим планам помешали другие. Уже в 1995 году Принц Тьмы вернулся с альбомом Ozzmosis и саркастично названным турне Retirement Sucks («На пенсию? Хрен вам!»).
После того как организаторы Lollapalooza сочли Оззи «неактуальным» для своего альтернативно-рокового фестиваля, Шэрон Осборн в ответ создала Ozzfest. Начавшись в 1996 году как двухдневное мероприятие в Финиксе и Девор (Калифорния), он быстро превратился в масштабный тур, утвердив Оззи в роли крестного отца метала 90-х и дав старт таким группам, как System Of A Down и Slipknot.
В группу Оззи того периода вошел барабанщик Майк Бордин (знакомый с певцом ещё с начала 1990-х) и басист Роберт Трухильо — будущий участник Metallica, на тот момент игравший в Suicidal Tendencies.
«Я понимал своё место в группе — ведь не моё же лицо печатают на футболках!» — вспоминает Майк. — «Я просто выкладывался по полной: мы буквально убивали по две малых барабана за вечер. Faith No More тогда уже доживала последние дни, так что для меня было счастьем каждый вечер исполнять "Goodbye To Romance" и "Flying High Again"».
В 1997 году хедлайнерами Ozzfest стали воссоединившиеся Black Sabbath — впервые отыгравшие тур после 1978 года, правда, с Майком Бордином вместо оригинального барабанщика Билла Уорда (тот ненадолго вернётся в состав для нескольких прощальных концертов в конце года).
В конце 1990-х Оззи чередовал сольные проекты с выступлениями в Sabbath, но главный сюрприз его карьеры ждал в начале 2000-х.
Семейка Осборн и последние десятилетия
В 2002 году семья Осборнов стала героями реалити-шоу The Osbournes (Семейка Осборнов), что сделало Принца Тьмы медийной персоной нового формата.
"Всё, что я могу сказать: во-первых, если кто-то предлагает кучу бабла за участие в телешоу — только дурак откажется", — признавался Оззи журналу Metal Hammer в 2022 году. "Я думал, это будет проще пареной репы. Но попробуй-ка поживи три года с съёмочной группой в своём доме! К концу чувствуешь себя, будто подопытная крыса!"
Куда серьёзнее оказалась авария на квадроцикле в 2003-м, едва не стоившая ему жизни. Закк Уайлд вспоминает свой визит в больницу:
"Мы приехали с женой, а он лежит, окружённый цветами. И говорит: 'Видишь вон те, Закк? Не знаю, кто прислал, но там открытка: «Ты что, ещё не сдох?!» Ну хоть проявили заботу — цветы прислали!'"
Оззи оправился после аварии, но это положило начало череде проблем со здоровьем, преследовавших его до конца жизни: болезнь Паркинсона (диагностирована в 2019), множественные операции на позвоночнике и бытовая травма, едва не приведшая к параличу.
Несмотря ни на что, Оззи продолжал записывать музыку и гастролировать в 2000-х и 2010-х, выпустив сольные альбомы Down To Earth (2001), Black Rain (2007) и Scream (2010), а также ставший кульминацией воссоединения Black Sabbath диск 13 (2013).
В 2020 году карьера Принца Тьмы неожиданно получила второе дыхание благодаря сотрудничеству с модным продюсером и гитаристом Эндрю Уоттом. Результатом стали альбомы Ordinary Man (2020) и Patient Number 9 (2022), собравшие звёздный состав: от Элтона Джона и Тома Морелло до Тони Айомми и Даффа МакКагана.
Эти работы стали логическим итогом его творческого пути — о чём красноречиво заявило объявление Оззи в 2023 году о прекращении гастрольной деятельности.
5 июля этого года Оззи вновь вышел на сцену — на концерте Back To The Beginning состоялось мощное, эмоциональное возвращение метал-легенды, ставшее его прощальным выходом на сцену.
В преддверии шоу Оззи говорил о планах записать новый альбом с Эндрю Уоттом. Пенсия, похоже, была не для него.
«Зачем вообще уходить на покой? — спрашивал Закк Уайлд в нашем интервью ранее в этом году. — Как сказал Кит Ричардс: "От чего уходить? От того, что приносит радость?" Для меня Оззи — такой же».
Эти слова оказались пророческими. Спустя чуть более двух недель после концерта мир облетела новость: Оззи Осборн ушёл из жизни в кругу семьи в возрасте 76 лет. Он оставался артистом до последнего.
«Оззи отдал нам всего себя, — говорит Майк Бордин. — Я не помню мира, где бы он не был Оззи. Так за что его стоит помнить? Да за что он сам хотел бы!»
«Для меня он навсегда останется тем искренним парнем, который смотрит тебе в глаза, когда говорит. Второго такого не будет».
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Также рекомендуем другие статьи на канале: