Найти в Дзене
Джедай из Шира

10 ключевых деталей из книг "Дюны", которые постоянно портят в экранизациях

Экранизация первой половины любимого научно-фантастического романа «Дюна», вышедшая в 2021 году, собрала в мировом прокате более $400 миллионов. Это впечатляет не только потому, что фильм вышел в разгар глобальной пандемии, но и потому, что реакция зрителей на первую экранизацию «Дюны» в 1984 году была довольно сдержанной. Для сравнения: вышедшая в 1984 году «Дюна» режиссёра-сюрреалиста Дэвида Линча собрала всего 31 миллион долларов при бюджете в 40 миллионов. Сегодня «Дюна» 1984 года считается культовой классикой. Последняя экранизация, снятая Дени Вильнёвом, тоже имела успех, имеет сиквел и третью часть в разработке. Зрителям явно нравится научно-фантастическая эпопея писателя Фрэнка Герберта. Однако в обеих экранизациях многое было сокращено или изменено по сравнению с первоисточником. И не всегда это пошло на пользу. В этой статье предлагаю вспомнить несколько самых ярких примеров таких сокращений. В романе Фрэнк Герберт обрамляет повествование рассказом принцессы Ирулан. Её эп
Оглавление

Экранизация первой половины любимого научно-фантастического романа «Дюна», вышедшая в 2021 году, собрала в мировом прокате более $400 миллионов.

Это впечатляет не только потому, что фильм вышел в разгар глобальной пандемии, но и потому, что реакция зрителей на первую экранизацию «Дюны» в 1984 году была довольно сдержанной.

Для сравнения: вышедшая в 1984 году «Дюна» режиссёра-сюрреалиста Дэвида Линча собрала всего 31 миллион долларов при бюджете в 40 миллионов.

Сегодня «Дюна» 1984 года считается культовой классикой. Последняя экранизация, снятая Дени Вильнёвом, тоже имела успех, имеет сиквел и третью часть в разработке. Зрителям явно нравится научно-фантастическая эпопея писателя Фрэнка Герберта.

Однако в обеих экранизациях многое было сокращено или изменено по сравнению с первоисточником. И не всегда это пошло на пользу. В этой статье предлагаю вспомнить несколько самых ярких примеров таких сокращений.

Изменение голоса повествования

-2

В романе Фрэнк Герберт обрамляет повествование рассказом принцессы Ирулан. Её эпиграфы в начале каждой главы придают тексту оттенок официального исторического документа, а её упоминания в книге подчёркивают её роль как летописца событий.

В фильме 1984 года Ирулан (в исполнении Вирджинии Мэдсен) также выступает в роли рассказчицы, знакомя зрителя с миром и пряностью. Однако в версии Вильнёва закадровый голос принадлежит Чани (Зендая), чьё повествование представлено как часть сновидений Пола.

Обе экранизации используют закадровое повествование для объяснения конфликта вокруг меланжа, но не полностью воспроизводят функцию Ирулан как связующего звена в сложной структуре романа.

Совсем другой персонаж-планетолог

-3

В экранизации 2021 года доктор Лиет Кайнс — штатный эколог Арракиса и имперский «Судья» — отличается от своего литературного прототипа. Во-первых, в фильме Кайнс — женщина, в то время как Герберт описывает Кайнса как мужчину.

Несмотря на то, что черты её характера остаются прежними, концовка её сюжетной линии существенно отличается. В романе Кайнс погибает в песчаной буре после того, как Харконнены бросают его умирать в пустыне. В фильме Кайнс помогает Атрейдесам и погибает от рук солдат Харконненов.

Пока она умирает, появляется один из огромных песчаных червей планеты, чтобы превратить солдат-сардаукаров в закуску. Сцена смерти Кайнс в фильме 2021 года также намекает на ритуал «верховой езды на червях», который появился в следующем фильме.

Скорее воин, чем поэт

-4

Гурни Халлек — военачальник Дома Атрейдесов — появляется как в экранизации 1984 года, так и в экранизации 2021 года. Хотя оба фильма показывают преданность и военную мощь персонажа, ни один из них не раскрывает его черты как поэта-воина.

В романе Халлек часто читает стихи, поёт или играет на инструменте под названием балисет. В обоих фильмах режиссёры Линч и Вильнёв, похоже, больше подчёркивают воинственную сторону персонажа, чем его поэтичность.

В версии 1984 года с сэром Патриком Стюартом в роли Халлека используется естественный — и поразительный — театральный талант Стюарта, чтобы сгладить острые углы в образе Халлека. Он также играет на балисете в фильме. В адаптации 2021 года Джош Бролин играет Халлека, который всегда настроен серьёзно.

Если Дункана Айдахо в исполнении Джейсона Момоа можно назвать крутым дядей Пола, то Халлек в исполнении Джоша Бролина определённо строгий. Более жёсткий образ Халлека может быть результатом того, что Вильнёв вырезал одну сцену.

В интервью Вильнёв подтвердил, что снял сцену, в которой Халлек поёт и играет на балисете. Он добавил, что, хотя это было «болезненно для него», он «не смог включить это в первую часть».

Тайный сад на пустынной планете

-5

«Дюна» — большой роман, поэтому некоторые второстепенные сцены, скорее всего, были вырезаны для упрощения сюжета. Например, сцена в оранжерее дворца в Арракисе не вошла ни в одну из экранизаций.

Но хотя эта сцена не является ключевой для сюжета, она содержит интересные детали, раскрывающие мир.

В романе мать Пола, могущественная "ведьма" из ордена Бене Гессерит, леди Джессика, исследует свою новую резиденцию. Она натыкается на дверь, запертую на замок, и решает заглянуть внутрь. Открыв дверь, она обнаруживает за ней оранжерею. В оранжерее Джессика находит записку с предупреждением от другой ведьмы из ордена Бене Гессерит.

Хотя всё это не кажется важным для сюжета, эти сцены быстро дают зрителям представление об Арракисе и ордене Бене Гессерит. Во-первых, оранжерея — это первый признак того, что окружающей средой на Арракисе можно управлять. Это ключевой момент в плане герцога Лето, который должен был привести его к успеху.

Кроме того, эта сцена показывает читателям, что Бене Гессерит заботятся друг о друге, независимо от принадлежности к тому или иному дому. Предупреждение, которое получает Джессика, исходит от Бене Гессерит, вышедшей замуж за Харконнена, что говорит о том, что орден важнее любой семьи.

Эти детали могут показаться незначительными, но они являются прекрасными примерами того, как Герберт рассказывает читателям о внутреннем устройстве своей фантастической вселенной.

Выдуманная встреча

-6

Иногда режиссёры, экранизирующие книги, добавляют собственные сцены, чтобы быстрее познакомить зрителей с ключевыми моментами сюжета.

Дэвид Линч начинает свою «Дюну» со встречи между императором известной вселенной — падишахом-императором Шаддамом Коррино IV — и навигатором Космической гильдии. Но в романе этой сцены нет.

В романе Император не появляется лично — хотя о нём часто говорят — вплоть до второй половины книги. С другой стороны, почти мифические навигаторы Космической гильдии — пилоты, которые физически мутировали из-за частого употребления меланжа, — появляются только в сиквеле 1969 года «Мессия Дюны».

В экранизации 1984 года их встреча служит завязкой сюжета. Хотя эта сцена раскрывает большую часть тайн, связанных с такими могущественными персонажами, как Навигаторы и Император, она также за несколько минут знакомит нас с целым миром.

Она быстро раскрывает видение Линчем вселенной «Дюны», которая выглядит как сочетание научно-фантастических обложек и абстрактной живописи. В ней также подробно описывается план Императора по уничтожению Дома Атрейдесов путём их прямого столкновения с Домом Харконнен.

Важность ментатов для сюжета

-7

В экранизации «Дюны» 2021 года много внимания уделяется первой семье Атрейдесов — герцогу Лето, его сыну Полу и матери Пола Джессике. Это помогает зрителям проникнуться симпатией к добрым и благородным Атрейдесам и презирать отвратительных и гротескных Харконненов.

Однако сосредоточенность на членах семьи означает, что некоторым ключевым советникам семьи, например ментатам, уделяется меньше внимания. В романе ментаты из Дома Атрейдесов и Дома Харконненов дают советы главам обоих домов и играют более заметную роль в сюжете.

Ментаты играют важную роль, потому что постоянное употребление сока сафо превращает их мозг в суперкомпьютер. Они отвечают за всё, что связано со стратегией, вероятностью и логистикой. Хотя в фильме присутствуют ментаты обеих враждующих фракций — Суфир Хават в Питер Де Врие — ни один из них не получает много экранного времени.

На самом деле в фильме этих персонажей даже не называют ментатами.

Важные и пугающие ритуалы фрименов

-8

У фрименов — коренного народа Арракиса — есть много интересных традиций, которые ещё предстоит изучить в новой экранизации. Однако в конце первого фильма упускается возможность показать церемонию сохранения воды.

Как и в экранизации, в романе Пол сражается с Джамисом. Однако после смерти Джамиса в романе Герберт посвящает всю 34-ю главу описанию фрименских похорон и их последствий для Пола.

Фрименские похороны, или церемонии сохранения воды, связаны с водой.

Во время ритуала вода Джамиса дистиллируется в специальный мешок, взвешивается и возвращается в «воду племени». Хотя идея о человеке, полностью лишённом жидкости, поначалу кажется странной таким чужакам, как Пол и Джессика, эта сцена показывает им и зрителям, насколько важна вода для фрименов.

И кстати, похороны фрименов у Линча также были вырезаны из театральной версии 1984 года, но представляют собой интересную интерпретацию этого обычая.

Слишком стар, чтобы играть молодого

-9

И в экранизации «Дюны» 1984 года, и в фильме 2021 года актёры были старше своих персонажей в романе.

В книге такие персонажи, как Пол, Фейд-Раута из Дома Харконненов и Чани Кайнс, относятся к подрастающему поколению, стоящему за нынешними лидерами, такими как леди Джессика и барон Владимир Харконнен, что делает сюжет историей о взрослении.

Разница в возрасте также повышает драматизм ситуации, постоянно сталкивая Пола и его союзников с более взрослыми и опытными злодеями.

В начале романа Полу 15 лет. Интересно, что актёрам, сыгравшим Пола в обоих фильмах — Кайлу Маклахлану в 1984 году и Тимоти Шаламе в 2021 году — было около 25 лет на момент выхода их версий.

То же самое можно сказать и о главных героинях. Чани дважды появлялась на большом экране в исполнении женщин в возрасте около 25 лет: Шон Янг из фильма «Бегущий по лезвию» в 1984 году и Зендая в последней экранизации.

Хотя в подростковых фильмах часто снимаются актёры постарше (Зендая вон играет старшеклассницу в сериале HBO «Эйфория»), в версии Линча разница в возрасте более заметна. Маклахлан и Янг просто не похожи на подростков.

Несмотря на то, что игра актёров хорошо вписывается в абсолютно безумное научно-фантастическое видение Линча, из-за их возраста кажется, что история сосредоточена вокруг взрослых.

В версии 2021 года главные герои выглядят достаточно юными, чтобы быть подростками, поэтому история взросления, присутствующая в романе, осталась и в более позднем фильме.

Более глубокий сюжет

-10

Поклонники романа, скорее всего, заметят, что в экранизациях «Дюны» 2021 и 1984 годов сюжетная линия, связанная с попытками барона подорвать власть Дома Атрейдесов, упрощена. В книге подробно описывается план барона по возвращению Арракиса.

На самом деле Герберт посвящает целую главу тому, как барон рассказывает Фейду и Питеру о деталях своего плана. Ключевой фигурой в плане барона является доктор Юэ.

Веллингтон Юэ — доверенный семейный врач Дома Атрейдесов. Барон похитил жену доктора Юэ, Ванну, чтобы получить рычаги давления на врача. Однако барон также планирует посеять раздор в лагере Атрейдесов, настроив ментата Атрейдесов против жены герцога Лето Атрейдеса, Джессики.

Идея заключается в том, что "человеческий компьютер" Атрейдесов и местная ведьма будут слишком заняты слежкой друг за другом, чтобы учуять доктора Юэ.

Хотя сложно сказать наверняка, почему в экранизациях одни сюжетные линии сокращаются, а другие сохраняются, в обеих версиях фильма сюжетная линия Барона сведена к минимуму, и основное внимание уделяется Юэ. Это не обязательно плохо, ведь сюжетная линия доктора Юэ одновременно захватывающая и трагичная.

Однако упрощение плана Барона делает его более безжалостным, чем хитрым. Он по-прежнему внушает ужас в любой версии, но на бумаге он определённо выглядит немного умнее.

Основы галактической экономики

-11

Один из аспектов романа, который не был полностью перенесён на большой экран, — это детально проработанная экономическая система вселенной.

Вселенной «Дюны» правит император Падишах, а управляет ею совет Великих Домов, называемый Ландсраад. Все эти дома, включая императорский, участвуют в открытом рынке торговли товарами и услугами по всей галактике.

Поскольку во вселенной «Дюны», как и в нашей, правят деньги, реальная политическая власть зависит от доли того или иного дома в Картеле негоциантов. Представьте себе Ост-Индскую торговую компанию, но на галактическом уровне.

По сути, любой дом, которому принадлежит бо́льшая часть пирога в Картеле негоциантов, чем императору, может игнорировать его власть и делать всё, что захочет. Борьба за экономическое превосходство движет сюжетом не меньше, чем любой другой его важный элемент.

Несмотря на то, что это довольно сложная система, она придаёт вселенной Герберта уровень детализации, которого не хватает многим другим научно-фантастическим произведениям.

Но обе экранизации упростили сложную межзвёздную экономику, чтобы не усложнять жизнь зрителям.

А вы читали "Дюну"? Какая экранизация вам больше понравилась?

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)