Найти в Дзене

Вкус на грани дозволенного: как выбирали куртизанок в Париже XIX века

Париж — город искусств, грёз и запретных удовольствий. В середине XIX века его улицы освещались не только фонарями, но и блеском бриллиантов, украшавших лебединую шею куртизанки. Эпоха Belle Époque, что в переводе означает «прекрасная эпоха», была временем, когда мораль раскалывалась о гранит роскоши. И именно тогда куртизанка превращалась из уличной девицы в полноправную участницу культурной и светской жизни. Женщина вне морали, но в центре моды Она могла носить платья от лучших модельеров, быть музой художника и хозяйкой литературного салона. Куртизанка не принадлежала ни обществу, ни дому — только себе и тем, кого она впускала в свою тщательно отобранную свиту. Это не проституция в привычном смысле слова, а нечто более изощрённое: своего рода искусство, где предметом обмена становились не только тело, но и интеллект, репутация, власть. Анри Жерве «Ролла» (1878) Выбор: кастинг на вершину социальной пирамиды Прежде чем стать желанной, куртизанка должна была пройти негласное испытан

Париж — город искусств, грёз и запретных удовольствий. В середине XIX века его улицы освещались не только фонарями, но и блеском бриллиантов, украшавших лебединую шею куртизанки. Эпоха Belle Époque, что в переводе означает «прекрасная эпоха», была временем, когда мораль раскалывалась о гранит роскоши. И именно тогда куртизанка превращалась из уличной девицы в полноправную участницу культурной и светской жизни.

Женщина вне морали, но в центре моды

Она могла носить платья от лучших модельеров, быть музой художника и хозяйкой литературного салона. Куртизанка не принадлежала ни обществу, ни дому — только себе и тем, кого она впускала в свою тщательно отобранную свиту. Это не проституция в привычном смысле слова, а нечто более изощрённое: своего рода искусство, где предметом обмена становились не только тело, но и интеллект, репутация, власть.

Анри Жерве «Ролла» (1878)

Выбор: кастинг на вершину социальной пирамиды

Прежде чем стать желанной, куртизанка должна была пройти негласное испытание: красота — лишь входной билет. Важнее было другое — умение блистать в обществе, вести диалог, владеть собой и своей аудиторией. Речь шла не столько о разврате, сколько о таланте нравиться.

Именно по этим признакам составлялись негласные рейтинги. Некоторые из них попадали в частные справочники — например, в легендарный англоязычный каталог The Pretty Women of Paris (1883), предназначенный для богатых иностранцев. Это был откровенный путеводитель по парижским куртизанкам: с именами, адресами, предпочтениями, описанием их внешности и… уровнем притязаний. Да, мужчинам стоило знать, кому писать стихи, а кому — просто платить.

Классификация падших муз

Французское общество различало несколько «ступеней» в иерархии женщин вне брака.

— Гризетка — портниха или актриска, живущая «по любви», но на хлеб зарабатывающая телом.

— Лоретка — молодая женщина, подрабатывающая в дешёвых борделях и кабаках.

— Кокотка — утончённая, модная, богатая. Куртизанка в полном смысле, принимающая министров и поэтов.

— Гранд горизонталь — элита. Женщина, способная диктовать условия брака, если захочет. Она не продавалась — она выбирала.

-2

Эдуард Мане «Олимпия», 1863

От искусства соблазна — к искусству управления

Самыми известными куртизанками Парижа XIX века были женщины, которые не просто сопровождали мужчин, но формировали вкусы эпохи. Кора Перл однажды появилась на мероприятии в качестве главного блюда: обнаженная и украшенная лишь петрушкой. Ла Белль Отэро сводила с ума половину Европы, включая Николая II. Они вели переписку с поэтами, коллекционировали ювелирные изделия и даже влияли на политику.

Это были женщины, которые осознали своё тело как ресурс. Но их реальная сила крылась в умении быть нужной не только ночью, но и днём — за столом, в ложах, в салонах, на страницах газет.

Кто выбирал — мужчина или она?

Мир куртизанок — это, по сути, зеркало патриархата, в котором отражалась его же жажда соблазна и контроля. Но, вопреки ожиданиям, именно женщины здесь часто играли первую скрипку. Они контролировали доступ, цену и исход.

Да, они были товаром. Но и товаром, который сам диктовал правила.

-3

Анри Тулуз-Лотрек, В салоне на улице де Мулен, 1894