Сегодня, в день памяти равноапостольной княгини Ольги хочется предложить Вашему вниманию историческую повесть Веры Пановой «Сказание об Ольге» .Вера Федоровна Панова известная советская писательница - автор многих романов, повестей, рассказов о своих современниках. Ее замечательные произведения: «Спутники», «Евдокия», «Кружилиха» любимы читателями многих поколений.
В 60-е годы В.Панова написала цикл исторических повестей «Лики на заре», в который вошло «Сказание об Ольге».
Был перевоз на реке Великой у Выбутской веси, близ города Пскова. Много лодок, и при лодках гребцы, дюжие мужики на жалованье, и жалованье хорошее. Над гребцами начальник, поставленный князьями. У начальника дочка была, небольшая девочка Ольга. Летом и осенью она жила с родителями при перевозе, на берегу. Когда становилась Великая, семья перебиралась во Псков, в зимний дом.
С первых строк повести погружаешься в мир Древней Руси, который писательница украсила своим воображением.
Однажды к перевозу подъехало много всадников
Тот, чей конь ходил в серебре, остановился и спросил у отца:
- Дочь твоя?
И похвалил:
- Хорошая девочка. Не отдавай ее никому здесь у вас.
- Рано ей, - сказал отец. - Там видно будет.
- Не отдавай, - еще раз сказал всадник и проехал.
Так произошла первая встреча маленькой Оли с князем Игорем. Пролетело время и вот уже юная Ольга едет невестой в Киев:
Новый день разгорался за лесом по левую руку. Ольга открывала глаза из тумана улыбались румяные лица девочек-родичек, ехавших с нею. Опускали пальчики в струи за бортом, умывали личики, освежали горлышки.
Из тумана на берегу выступал лось, темнея крутой грудью и пышными рогами.
Доносились голоса витязей с других лодок, впереди и сзади. Леса перебрасывались голосами с берега на берег.
А дальше начинается житие княгини, которая станет великой святой, в редчайшем чине – равноапостольной!
Но до этого еще много надо будет пережить совсем молодой женщине.
Игорь был в постоянных отъездах, и скучала молодая княгиня.
По необогретым комнатам бездельно блуждала Ольга, скулила от тоски. Гуда о старине рассказывал - все одно и то же, надоело слушать. Служанки звали на тройке кататься, приносили в забаву котят, медвежат - гнала с досадой. Подымалась на башню, стояла под вьюгой, лицом к стороне, куда уехал милый. Нескончаемая зима, самая лютая разлука - первая разлука... Только весной он воротился.
И жили они поживали, сыночек Святослав родился.
Положили его в зыбку, при зыбке сели сторожить мамушки. Запели про серенького волчка, про кота-воркота, про богатство - "будешь в золоте ходить, чисто серебро носить".
Но недолго длилось семейное счастье. Наглые древляне погубили князя Игоря.
А дальше будет месть властной княгини – коварная и изощренная. Но сердце ее не успокоилось. Сидя на киевском троне, стала она звать для разговора грека-священника Григория
- Говоришь, значит, - она спросила, - что, умерев и истлев и лежа в земле в виде скелета, я в то же время буду жива-здорова у бога на небесах?
- Так, - он подтвердил, - если примешь крещение.
- Не могу понять….
- Хазары тоже свою веру хвалят, - сказала Ольга.
Он высокомерно улыбнулся:
- Поезжай в Константинополь. В твоей власти снарядить корабли и ехать куда захочешь. Что ты видела? Что знаешь?! Узри своими глазами славу Христову. Если после того станешь слушать хазар - я от тебя отступлюсь: значит, душа твоя закрыта для истины. Поезжай в Константинополь, говорю тебе.
И отправляется княгиня Ольга с восемнадцатью боярынями, с десятью приближенными псковскими и киевскими, дружиной в двадцать человек, послами от Святослава и вельмож, а при каждом еще находились слуги. Переплыли Русское море.
В знойном мерцании, многоцветный, окруженный садами и виноградниками, возлежал на холмах Царьград. Сияли его купола. Белели колоннады и арки. Сбегали с холмов мощенные камнем улицы. Тысячи кораблей теснились в гавани. Малые лодчонки сновали между ними. С кораблей перекрикивались люди на разных наречиях. В том числе наших людей было много: новгородских, смоленских, черниговских. Они дожидались, когда греки перепишут у них товары, возьмут пошлины и пустят на берег. И Ольге сказали ждать, и ждала, будто гвоздем прибитая к кораблю. Чужой приказ прибил ту, что привыкла сама приказывать. Чего-чего, а этого не чаяла.
И смирилась гордая Ольга, чтобы с позором не вернуться, не получив задуманного. Решилась ждать до последнего.
А единственный сын Святослав не хотел сидеть в Киеве, хотел пределы земли Русской своей раздвигать, воевать дальше и дальше…
Прекрасная повесть - яркая, красивая, с удивительной речью, из которой выходят живыми княгиня Ольга, князь Святослав, император Константин VII, а также доверенный слуга Гуда, киевские горожане, дикие древляне, дружинники и рабы. Реальны и зримы древние Псков, Киев, Константинополь и печенежские степи.
Если не читали, то рекомендую эту небольшую и очень увлекательную повесть!