Найти в Дзене
cine/files

Прородитель кинокомиксов

Фильм Ричарда Донера 1978 года стала первой попыткой высокобюджетного (с затратами в 55 млн долларов «Супермен» стал одним из самых дорогих фильмов своего времени) переноса героев в трико на экраны – попыткой, призванной в эпоху приземленных сюжетов Нового Голливуда побудить зрителя посмотреть в небо.

До этого влачивший существование на телевидение комиксный жанр возвысили кастом Марлона Брандо (естественно, все так же чудившего и отказывавшегося запоминать свои реплики) и Джина Хэкмена, а оператором назначали снимавшего «Космическую одиссею» Джеффри Ансуорта, мастерство которого сделало вступление на Криптоне (тут также стоит похвалить художественный цех) похожим на «Солярис», а эпизоды на ферме – на живописные картины Терренса Малика, постулирующие мощь природы и земных пространств.

И все же «Супермен» плохо сохранился – и если многократно обсмеянная сцена полета с Лоис Лейн (как и ряд прочих эпизодов с полетами) вызывает нынче лишь умиление – то первопроходческая простота и неосмысленность образа главного героя таки бросается в глаза.

Кажется, что фильм слишком наивен, чтобы быть серьезным – и при этом недостаточно комичен в тех моментах, которые стоило бы довести до чистого кэмпа – скажем, план одержимого недвижимостью Лекса Лютора по-своему смешон (буквально взорвать ядерными ракетами разлом Сан-Андерас, чтобы Калифорнию затопило, в купленная им по дешевке земля превратилась в побережье), но сам бизнесмен-интриган оказывается довольно скучен и безлик.

-2

Но именно отсюда, из удачных находок Доннера, и кристаллизовалась вся современная супергероика, цитируя сцены и заимствуя приемы – очевидные влияния старого «Супермена» можно увидеть, например, в «Человеке-пауке» Сэма Рейми и новейшей инкарнации криптонца.