Фильм рассказывает о судьбе брата и сестры. Действие происходит в конце Второй мировой войны, незадолго до капитуляции Японии.
Самое печальное аниме, которое я видела. Оно наглядно демонстрирует, как хрупка жизнь детей, если они остаются одни. Когда дети никому не нужны – их гибель неизбежна.
Всем, кто читал историю создания фильма известно, что это отчасти автобиографическая история. Автор романа «Могила светлячков» Акиюки Носаки всю жизнь испытывал чувство вины за то, что не смог позаботиться о своих маленьких сёстрах. В последние месяцы Второй мировой войны они умерли, одна от голода, другая от болезни.
Книга была опубликована в 1967 году и считается классикой японской литературы, посвящённой этой войне. Носаки был удостоен премии Сандзюго Наоки (литературная премия Японии, присуждаемая авторам массовой литературы). В 1988 году анимационная студия «Ghibli» выпустила экранизацию (режиссёр Исао Такахата).
Впервые я посмотрела «Могилу светлячков» лет двадцать назад. Аниме произвело на меня такое сильное впечатление, что пересмотреть я его решилась только сейчас.
Это тяжёлая беспросветная история. И тем она и хороша. Она показывает без прикрас и иллюзий, что произойдёт в предложенных обстоятельствах. Не случится никакого чуда, никто не спасёт, не появится из ниоткуда еда и не исчезнут сами по себе болезни. В этой неотвратимости – ужасающая правда.
Перед лицом катастрофы у людей обостряются инстинкты. Этика, порядочность, забота о ком-то, кроме самых близких, уходят далеко за «горизонт» сознания. Цель – выжить любой ценой, и каждый сам за себя.
Есть множество мнений о том, прав или не прав был мальчик, когда ушёл из дома тёти с маленькой сестрёнкой. На что он рассчитывал? Вероятно, на то, что так будет лучше и что они перестанут обременять семью тёти. Дети росли в полноценной семье, они не привыкли выживать.
Разумеется, все зрители ненавидят тётю, которая кошмарила и ущемляла племянников, дав им временный кров. И не остановила, когда ушли в никуда. Понимала ли она, что они могут погибнуть? Конечно, понимала. Но никто и не говорил, что она добра и благородна.
Я не стану искать дополнительный символизм в мультфильме. Для меня это ужас войны в чистом виде. Кому нужны чужие дети, когда своих кормить нечем? И что стоит сделка с совестью, если это продлит жизнь твоим близким? Я не оправдываю эту женщину, но могу понять, чем она руководствовалась.
Сэйте и Сэцуко очень не повезло, как многим осиротевшим в те годы детям. Автор рассказывает об этом очень откровенно, со всей горечью пережитого прошлого.
К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне наша местная газета публикует цикл статей «Дети войны» о жителях города, выживших в те годы. Их осталось четверо. Сейчас это уже очень пожилые бабушки и дедушки, но все они, как один, помнят тот лютый голод. И как их матери (все отцы были на войне) искали способы прокормить себя, детей, скотину.
Читая эти истории, понимаешь, чего стоило выжить тогда. И что дети в одиночку этого не смогли бы… А детей было много. Моя бабушка тоже была ребёнком войны и всю жизнь очень трепетно относилась к съестному.
Им повезло, что в их деревнях не было чужих детей. Если погибали родители, детей разбирали соседи и родственники.
В Японии было по-другому. Поступки, обрекающие детей на гибель, не осуждались. Японцы и к собственным детям часто относились сурово.
Я читала, что в Стране восходящего солнца испокон веков избавлялись от нежеланных детей, чтобы избежать голода и перенаселения. Это называлось «мабики», то есть «уничтожение цветов, которые засоряют огород».
Воспитание детей в японской семье тоже имеет свои особенности: до 5 лет ребёнок в семье – «король», а после – «слуга». Традиционно в Японии ребенку до 5 лет позволяется всё. Ему никогда не говорят «нет», на него не кричат, ничего не запрещают, не наказывают за хулиганство. Но это вовсе не означает, что можно делать всё, что взбредёт в голову и докучать посторонним людям. Считается, что за поступки своего чада отвечает мама. Она должна направлять ребёнка не криками и запретами, а умелыми действиями. Маленьким японцам с детства прививают такое понятие, как социальный стыд.
В 5 лет ребёнок отправляется в школу, где постепенно погружается в атмосферу запретов, ограничений и строгих правил японского общества. Его положение в семье меняется. Теперь он – помощник.
Как мы видим, маленькую Сэцуко ни к чему не принуждают, ведь ей нет ещё пяти лет. А вот Сэйта в свои четырнадцать считается уже взрослым и раздражает хозяйку своим бездельем, он для тёти – нахлебник.
Идти детям было некуда. Детские дома в Японии стали появляться только после войны. А даже если бы они уже существовали, там тоже пришлось бы не сладко. С момента основания с до 1988 года усыновление ребёнка людьми без родственных связей было запрещено. Родственники хотели заполучить кровного наследника, если не было своих детей. Но если у родственников были свои дети – шансов попасть в семью из детского дома не было.
Старшие школы в японских школах платные. Примерно 70% детей из детских домов удаётся получить финансовую помощь от государства. Тем, кому обучение продолжить не удастся, в 15 лет, по окончании средних классов, должен покинуть детский дом. Так что, Сэйта не смог бы туда попасть по возрасту.
Такова неотвратимая судьба детей послевоенного времени. А во многих уголках мира и сейчас не лучше.
Аниме даёт повод задуматься не только об ужасах войны, но и о том, на что готов каждый из нас, чтобы спасти своего близкого. И какова роль доброго поступка в жизни других людей. Для кого-то горстка риса может стать спасением, а для кого-то искуплением.