Найти в Дзене

Почему ребёнок не должен быть безутешным?

Оглавление

Слёзы ребёнка — не всегда капризы. Часто это крик о помощи. И когда взрослые отвечают: «Ну поплачь — успокоишься», «Ничего страшного», «Сколько можно реветь?!» — ребёнок оказывается наедине с сильнейшими чувствами, с которыми он ещё просто не умеет справляться.

Мы часто недооцениваем силу детских эмоций. Но правда в том, что ребёнок не должен оставаться безутешным. Потому что именно в моменты сильного переживания формируется главное — доверие к миру и себе.

Безутешный ребёнок — это не "манипуляция", это крик души

Взрослому кажется: «Ну что ты так расстроился из-за сломанной игрушки/упавшего мороженого/запретов?» Но для ребёнка этот момент — огромный, значимый, иногда трагичный.

У него ещё нет опыта переживания боли. И если мы оставляем его наедине с этим, думая, что он «перебесится», мы подрываем его ощущение опоры.

Он учится: «Когда мне плохо — я один. Никому нет дела».

Эмоции нельзя подавлять — их нужно проживать рядом с взрослым

Ребёнок не может "взять себя в руки" — у него ещё не сформированы механизмы саморегуляции. Эти навыки приходят только после 5–7 лет, и то — при поддержке.

Если в момент истерики или сильной обиды взрослый рядом и просто присутствует, не отталкивает, не осуждает, не пугает — ребёнок постепенно учится: «Мои чувства — не опасны. Их можно прожить. И это проходит».

-2

Безутешность — это не только про плач, это про одиночество

Иногда ребёнок уже не плачет, но он подавлен, отстранён, уходит в себя. Это тоже форма безутешности. Он как будто "научился" не выражать чувства, потому что не получил отклика.

Такие дети часто вырастают взрослыми, которые не умеют просить о помощи, боятся показаться "слабыми", всё терпят и замыкаются внутри. Потому что в детстве никто не сказал: "Я рядом. Я тебя слышу. Я выдержу твои слёзы."

Сильные эмоции — не повод отстраняться, а приглашение к близости

Мы часто думаем, что нужно "воспитывать", "учить быть сильным". Но настоящая сила приходит не из строгости, а из поддержки.

Когда ребёнок видит, что взрослый остаётся спокойным, добрым, надёжным рядом — даже когда он сам плачет и кричит — он получает главное: опыт принятия и безопасности.

-3

Только в принятии рождается доверие

Если ребёнок знает: "Мои слёзы не раздражают маму", "Папа не уходит, когда мне плохо", "Даже когда я веду себя ужасно, меня всё равно любят", — он вырастает в устойчивого человека, который может справляться с жизнью. Потому что внутри у него — опыт: "Я не один. Меня не бросили в трудный момент."

Важно не запрещать слёзы, а быть рядом

Ребёнок не должен быть безутешным. Он имеет право на эмоции. И на взрослого, который выдержит его боль, даже если она кажется нам «несерьёзной».

Потому что именно в моменты отчаяния формируется связь. Не в тихих и послушных минутах, а когда трудно. Когда хочется убежать, а ты остаёшься рядом.

-4

Ребёнку не нужен взрослый, который всегда прав. Ему нужен взрослый, который всегда рядом.

Пусть ни один ребёнок не остаётся безутешным. Пусть в трудные моменты он чувствует: «Я не один. Меня понимают. Меня принимают. Меня любят — даже сейчас.»