В «Списке населенных пунктов Сибирского края» за 1928 год под 86 порядковым номером по Старобардинскому району числился основанный в 1925 году выселок Талый на ручье Поперечка. Через год после образования в нем насчитывалось 8 домохозяйств и 36 душ обоего пола.
Первопоселенцами нового населенного пункта стали жители Новой Барды (Лугового), которым в родном селе не стало хватать земли. По воспоминаниям старожилов, землянки тех, кто получил наделы на данном участке, находились через ручей от современного поселкового кладбища.
Существует три версии названия населенного пункта. Первая – поселок находится на пригорке, где появляются первые проталины. Вторая – ойконим восходит к гидрониму – речке Талой, которая получила свое название из-за многочисленных родников в своих верховьях, не замерзающих даже в самые сильные морозы. Третья - также связана с рекой: «Талым назвали, потому что на реке стоит, которая с гор идет, от снегов, весной она разливается - талой воды много».
К слову сказать, Талым поселок назывался не всегда. В 1931 году в районе был образован Бардинский молмясосовхоз №344 с центральной усадьбой в селе Мануильском. Выселок Талый вошел в состав этого сельскохозяйственного предприятия под названием ферма №2. Именно так Талый именовался в документах до 1945 года, пока не обрел статус поселка.
С образованием совхоза на таловскую ферму поспешили новые переселенцы – это были выходцы все из той же Новой Барды, Чапши, Талицы Грязнухинского (Советского) района и других населенных пунктов.
Жилья в поселке катастрофически не хватало. Вновь прибывшие размещались по четыре семьи в одном доме, поэтому многие предпочитали землянки - какой-никакой, а свой угол. (Земляные жилища второй волны переселенцев располагались ближе к современным границам поселка - на косогоре за совхозными складами).
По воспоминаниям старожила Василия Ивановича Сапрыгина, в землянках, кроме его семьи, проживали Ивановы, Дергачевы, Ломшины, Самсонкины, Черданцевы, Тырышкины, Шлифкин и немцы Эш. (Последние были депортированы в Талый после Великой Отечественной войны).
С репрессиями, впрочем, таловцы столкнулись еще до ссылки к ним этнических немцев и литовцев. В 1938 году к высшей мере наказания по нескольким пунктам печально известной 58 статье Уголовного кодекса РСФСР был приговорен выходец из Таврической губернии Макухо Дмитрий Антонович (1904 г.р.), занимавший должность заведующего фермой №2 совхоза №344.
Обстановку в Талом в сороковых роковых годах как нельзя лучше передают воспоминания ныне покойного поэта и писателя Геннадия Петровича Честных:
«Мы, мальцы и девчонки, родившиеся перед войной, вместе со взрослыми трудились в поле: при заготовке кормов для скота – копновозами, на лошадях трамбовали силосные ямы, в период уборки зерновых работали на току, перелопачивали ворохи зерна. Нам тогда и в голову не приходили слова «не могу», «не хочу» и прочие отрицания.
Шел 1944 год. Конец августа. Мать стала собирать меня в первый класс. С миру по нитке… Курточку кто-то из соседей подарил, штаны мама сшила из холстины. Три метра крепкой материи ей выдали тогда в совхозе, как премию за ударный труд дояркой. Как мать рассказывала мне потом, у нее в группе было тогда сорок коров, и она каким-то чудом два раза на день зимой и три раза – летом руками выдаивала их. И вот за этот труд ударный и наградили ее холстиной.
В селе мужиков не было. Они ушли на фронт. Из нашего, по моим подсчетам, более двадцати, а вернулись четверо или пятеро. Все они были изранены, покалечены: Иван Себелев с выбитой скулой, с которым годы спустя я работал штурвальным на комбайне «Сталинец-6», мой крестный Иван Супрыгин, восемнадцать раз раненый, Ленька Бусов, осколки фашистского снаряда повредили ему шейные позвонки и голову, и он не мог ее держать, она постоянно сваливалась то на левое, то на правое плечо, беспалый дед Фалей. Он работал конюхом. Сергей Святкин. Военная судьба его – не дай Бог: в плену был, не раз бежал из плена. Ловили, собаками травили. Выжил. И до по Победы дошел».
Не всем таловцам повезло вернуться с Великой Отечественной войны живыми. Вот лишь некоторые из тех, кто навсегда остался лежать в чужой земле.
Участник Первой мировой войны Алексей Павлович Шестаков (1890 г. р.) в 1942 году был мобилизован в Бийск на ремонт понтонного моста через Бию. Там он и умер во время вспышки дизентерии в 1945 году. Сын его Павел Алексеевич (1923 г. р.) пропал без вести на Синявинских высотах. В ходе Новгородско-Лужской наступательной операции пал смертью храбрых Комписенко Василий Иванович (1904 г. р.). Неизвестна судьба Александра Васильевича Супрыгина (1906 г. р.), сражавшегося под Ленинградом. В Рыбинске похоронен, скончавшийся в госпитале от многочисленных ран, Яков Андреевич Асямов. Его родной брат Петр Андреевич, принимавший участие в строительстве Дороги жизни, погиб в бою во время Выборгской наступательной операции.
«Новую жизнь обрел поселок после того, как в 1983 году здесь была организована центральная усадьба вновь образованного совхоза «Новоталовский». Тогда здесь было решено в короткие сроки построить административное здание, МТМ, гараж. Но главное - для нового совхоза нужны были специалисты и рабочие различных профессий. И по решению районных властей в первую очередь всем миром строили жилье, в результате чего в поселке быстро появилась целая улица красивых и удобных домов. В строительстве принимали участие все хозяйства района. Первым директором «Новоталовского» был Павел Ефимович Старцев. Именно при нем Талый стал настоящим центром совхоза со всеми объектами, отвечающими требованиям центральной усадьбы. Построены столовая, пилорама со столярным цехом, механизированный ток, детский сад, была проведена большая работа по благоустройству села,
- рассказывала о дальнейшей судьбе поселка Талого тогда возглавлявшая администрацию Новоталовского сельского совета Любовь Владимировна Яркова в статье «Главное богатство – люди», опубликованной 24 августа 2005 года в районной газете «Восход».
- Первым председателем вновь образованного Новоталовского сельсовета стала Полина Алексеевна Жукова, которая многое сделала для создания самого аппарата управления, структуры всех его органов и учреждений, построила административное здание сельсовета».
Сегодня в Талом располагается сельская администрация, к которой относятся поселки Мануильское и Луговое, действует основная общеобразовательная школа, работает магазин. В поселке несколько крестьянских хозяйств.
В 100-летие Талого хочется надеяться, что поселок, несмотря на все трудности, будет только процветать и отпразднует еще не один вековой юбилей.