Найти в Дзене
Tale-teller Sid

Rec.List. The Last Spell

У каждого геймера бывает период, когда ну просто не хочется ни в чего играть. Тебе просто не хочется тратить много времени на длительные сюжеты, разбираться в обучении, постигая высокие пороги вхождения различных ААА+-проектов. И в таких случаях на помощь уставшему от изобилия и игровой "импотенции" геймеру приходят разного рода roguelike и roguelite-игры. В этих играх не нужно слишком яро париться за сюжет и следование линиям механик. Тут не нужно долго учиться и все достаточно просто и в то же время сложно. Все, что нужно делать - играть, получать опыт, проигрывать иногда или часто и... заново штурмовать игру, используя накопленные достижения во благо прохождения. Чтобы попробовать свои силы в очередном "рогалике" не нужно быть каким-либо особенным. Но в то же время, создание данных игр - дело действительно очень талантливых людей, способных поймать "за хвост" ту самую идею, которую подхватят игроки, а также соблюсти баланс во всех показателях ради повышения эффективности механик и и
Оглавление

У каждого геймера бывает период, когда ну просто не хочется ни в чего играть. Тебе просто не хочется тратить много времени на длительные сюжеты, разбираться в обучении, постигая высокие пороги вхождения различных ААА+-проектов. И в таких случаях на помощь уставшему от изобилия и игровой "импотенции" геймеру приходят разного рода roguelike и roguelite-игры. В этих играх не нужно слишком яро париться за сюжет и следование линиям механик. Тут не нужно долго учиться и все достаточно просто и в то же время сложно. Все, что нужно делать - играть, получать опыт, проигрывать иногда или часто и... заново штурмовать игру, используя накопленные достижения во благо прохождения. Чтобы попробовать свои силы в очередном "рогалике" не нужно быть каким-либо особенным. Но в то же время, создание данных игр - дело действительно очень талантливых людей, способных поймать "за хвост" ту самую идею, которую подхватят игроки, а также соблюсти баланс во всех показателях ради повышения эффективности механик и играбельности.

Особенно тяжело сделать это в roguelite стратегиях. Каждая стратегия такого формата, имеющая положительные отзывы на платформах дистрибуции по сути является шедевром. Так, например, было с Into The Breach, которая действительно показала как должны выглядеть игры такого формата, чтобы в них одновременно было дико интересно играть. Неожиданно, но The Last Spell - проект в равной степени гениальный и интересный.

История

Игра разработана инди-студией Ishtar Games. Сама студия располагается в Лиле и Бордо (Франция). Ранее она называлась "СССР" (внезапно) и занималась разработной игр серии "Dead in..."(Dead in Bermuda, Dead in Vinland и т.д.). Как говорят сами разрабы - их студия основана "игроками ради игроков". Они, что называется, "создают игры ради собственного удовольствия" и стараются придерживаться "комплексного" подхода, создавая игры с RPG-элементами. Ну и как и во всех инди-студиях, в Ishtar Games не обращают внимания на расу, национальность или какие-либо религиозные и политические признаки своих коллег. Самое главное для коллектива студии - наличие таланта и желания создавать игры.

Коллектив студии
Коллектив студии

The Last Spell является последним проектом студии. Ребята основательно "набили руку" на серии "Dead in...", а также Forgotten Mines и Spirited Thief (они также являются пошаговыми тактиками). После этого вопрос создания чего-то еще более совершенного был лишь вопросом времени. Игру выпустили под покровительством нескольких издателей, поддерживающих инди. В ранний доступ Steama она попала в начале 2023 года, а в марте того же года уже была в релизе. За время продаж игра собрала очень положительные отзывы. Игрокам действительно она нравится. А теперь давайте разбираться за что ее так высоко оценили.

-3

Сюжет

Интересная особенность. Не смотря на то, что сюжет в данного вида играх - дело весьма второстепенное. Тут он есть. И он напрямую поясняет за центральные механики в игре.

Весь мир погряз в войнах и фактически был ими разрушен. После столетий боев один невменяемый маг обнаруживает заклинание, способное разрушать целые города. Маг накладывает заклинание на город Глинтфейн, охватывая его фиолетовым пламенем и уничтожая всю жизнь, включая членов королевской семьи. В свою очередь, маги королевской семьи исследуют, как наложить это разрушительное заклинание, а затем начинают использовать его на близлежащие города. Получается аналог обмена ядерными ударами.

-4

Вскоре каждая нация обрела средства для создания этой разрушительной магии, превращая город за городом в руины, охваченные фиолетовым пламенем. Но руины не остаются дремлющими; из каждого разрушенного города начинает исходить фиолетовый туман, а из тумана маршируют трупы нежити - восставших из мертвых людей, погибших от разрушительной магии.

Небольшие группы выживших собираются, чтобы отбиться от нежити, и ответственность берет на себя боец, известный как Командир (или Капитан). В отместку за магическое разрушение большинство магов изгоняют или убивают, но некоторых щадят. Под наблюдением Командора выжившие маги обнаруживают заклинание, которое может изгнать всю магию из мира, тем самым положив конец фиолетовому туману и остановив орды нежити. Однако, магам нужно время, чтобы направить достаточно энергии для произнесения заклинания, поэтому им нужен Командир вместе с разношерстной командой героев, чтобы защитить магов любой ценой, пока не будет произнесено это последнее заклинание. Нам как Командору (Капитану) предстоит прокатиться по всем убежищам и сделать так, чтобы маги смогли произнести свое последнее заклинание в каждом из них, чтобы остановить силы зла.

-5

Геймплей

Мне нравится расписывать геймплей в таких играх. В первую очередь по причине того, что на первый взгляд кажется, что писать тут и не о чем вроде. Ну вроде вот игра. Вроде пиксельная и ничего тут нет просто экстраординарного. Но когда ты начинаешь в нее играть, то понимаешь, что в этой игре скрыт колоссальный объем механик и контента. А The Last Spell еще и открывает этот контент так постепенно и неторопливо, что временами кажется, что мол всё - достиг крайней точки - уже всё что можно в игре открыто. Все ачивки получены, все зоны известны... ан нет - игра берет и вываливает на тебя, что очередной ачивкой ты открыл доступ к следующей порции контента, которую надобно бы распробовать.

-6

Изначально из жанра roguelite можно понять, что тут не надо будет закапываться в нюансах интерфейса, хотя на первый взгляд он кажется навороченным. Сначала нам дадут возможность выбрать локацию на некой глобальной карте. По сути мы должны выбрать убежище, в котором начнется замес. Мы вольны выбирать "Знамения" - модификаторы для предстоящей катки. В зависимости от убежища их количество может варьироваться (в основе своей от 3 шт). Так, можно например добавить модификатор, дающий всем героям имба-удар с руки, ограничивающий движения мобов, или знамение, увеличивающее доход золота с каждой катки.

-7

Когда мы нажмем начать то попадем в катку с 3мя произвольно выбранными героями. Каждый герой имеет свои статы (характеристики), также свои вооружение и экипировку и... черты характера (на манер черт в Darkest Dungeon). Всего набор героев - 3 шт., но в будущем штат можно расширить за счет улучшений. Характеристик у героев просто уйма - это и количество очков движения, количество очков действий и маны, сопротивляемости различным уронам, возможности оглушения или отравления и многое другое. В общем... их действительно очень много и обо всех тут не написать. Помимо этого есть черты характера, которые как положительно так и отрицательно влияют на статы героев, а также черты навыков. Последние особенно важны. Именно они и представляют собой "древо прокачки" по различным направлениям - тут вам и навыки на воина, и на мага, и на стрелка... Да вообще на кого угодно. Их можно комбинировать и со временем еще и открывать новые прокачки.

Собственно первая ночь в нашем убежище начинается сразу с расстановки сил и битвы. Нам любезно покажут с какой стороны на Беларусь планировалось нападение противник будет вести силы и насколько они будут сильны. После окончания расстановки сил нам непосредственно предстоит принять бой. А бой тут - основной момент геймплея. Главное, что необходимо запомнить - наша основная цель - не пропустить врагов до центра убежища, а именно - до колдовского круга, где маги как раз таки и творят последнее заклинание. Пару-тройку ударов круг еще сможет выдержать, но здоровье его очень быстро упадет до 0.

Убежище. Вид сверху. Знаменами отмечены места, откуда противник начнет наступление. Черепа на них обозначают силу противника на направлении. В последующем при помощи специальных построек можно будет получать больше информации о предстоящих волнах
Убежище. Вид сверху. Знаменами отмечены места, откуда противник начнет наступление. Черепа на них обозначают силу противника на направлении. В последующем при помощи специальных построек можно будет получать больше информации о предстоящих волнах

Это пошаговая игра. Все по классике - мы делаем ход своими героями - передаем ход противнику - он делает ход. У наших героев есть очки передвижения, которые определяют (внезапно!) на какое расстояние могут они перемещаться. Кроме того, иногда очки движения нужны для некоторых активных навыков и заклинаний. Помимо очков движения у нас есть очки действия - за них мы своими персонажами можем совершать различного рода атаки. При этом спамить противников одной атакой не получится - каждая атака (навык) персонажа имеет ограниченное количество применений за ход. И очень часто чисто даже самых примитивных атак персонажа заканчивается раньше чем очки действий. К тому же для самых мощных атак и заклинаний нужна мана, которая также имеет неприятное свойство заканчиваться. Поэтому тут очень важно правильно рассчитывать свои силы. Помочь героям в экономии сил и очков могут различного рода особые приемы, которые не тратят лишнюю ману, например, и не имеют ограничений по применению.

После того как мы походили всеми нашими персонажами (а совершать ими действия можно в любом порядке - предустановленной очередности тут нет), настает время передачи хода противнику. Противник наступает волнами. Сначала все его войска совершают перемещение, на поле боя выходят новые бойцы, ранее остающиеся за пределами зловещего тумана. Затем ход передается нашим автоматическим системам обороны и ловушкам - баллисты стреляют в ближайших противников, ловушки срабатывают от наступивших на них супостатов и т.д. После этого противник совершает атаку на героев (если его юниты таки дошли и герои находятся в зоне их ударов) и уже под конец противник наносит урон строениям, заграждениями и городским постройкам. И тут надо обратить внимание на то, что чем больше противники наносят урона нашим постройкам, тем больше поднимается паника в убежище. Чем больше паника - тем меньше нам заплатят после того как мы отобьем волну. Обычно, завершив раунд на ранг S или А, жители убежища также наравне в ресурсами и деньгами могут преподнести в подарок какой-либо предмет экипировки для наших персонажей. Но если пренебречь нервными клетками горожан, то можно не увидеть не только предмет, но и получить гораздо меньше ресурсов. Бой (волна) заканчиваются как только будут уничтожены последние из противников на карте.

Стоит отметить, что навыки и заклинания героев зависят чисто от того, какое оружие они носят и как прокачиваются. Любому магу можно вместо фолианта заклинаний дать топор и он будет им махать так, как будто с ним родился. Однако, эффективность от этого у мага, имеющего больший магический урон, нежели физический, и заточенного больше на дальние магические атаки, чем на быстрые перемещения по полю боя, будет весьма и весьма спорной.

Иногда на поле боя могут появиться мини-боссы или особо сильные бойцы. Такие могут оставить после себя большую гору трупов. Если такую гору разгрести, то можно получить много ресурсов, а то и дополнительный предмет
Иногда на поле боя могут появиться мини-боссы или особо сильные бойцы. Такие могут оставить после себя большую гору трупов. Если такую гору разгрести, то можно получить много ресурсов, а то и дополнительный предмет

Касаемо ресурсов. Их несколько. Самые основные и очевидные - золото и строительные материалы. За золото мы строим городские постройки, нанимаем героев, покупаем им экипировку в лавке, улучшаем имеющиеся постройки и пр. Строительные материалы нужны для того, чтобы возводить и ремонтировать оборонительные сооружения и заграждения. Помимо этих основных ресурсов есть еще рабочие, которые нужны для проведения некоторых работ в убежище - разгрести завалы от разрушенных строений, убрать трупы или же увеличить производство какой-либо постройки, а то и получить какой-нибудь единомоментный бонус. Золото и материалы мы получаем по завершении каждой волны от городских жителей, по результатам разбора завалов и трупов, а также от некоторых сооружений (например, золотой шахты). Рабочих же имеем фиксированное количество по числу построенных крестьянских домов. Есть еще и другие ресурсы - порченная сущность и дары. И одно и второе собирается по результатам битв, а также в ходе разбора некоторых завалов. За данные ресурсы мы можем открывать новые постройки, улучшения, оружие и доспехи, характеристики и многое другое у двух божеств. Новые открытия фактически обеспечивают построянный прогресс геймплея и обеспечивают новых контент. Любой рогалик по сути должен иметь механику прогрессии. Вот в этой игре прогрессия как раз и выражается в данной прокачке.

После первой ночи нам дадут уже подробнее ознакомиться с этапами игры. Игра делится на 2 больших этапа - это день и ночь. Днем мы строимся, определяем производство и бонусы и пр., ночью - непосредственно воюем с нечистью. Днем с помощью журнала капитана, разделенного на разделы по используемым ресурсам, мы можем:
- построить новые здания - строятся они сугубо за шекели (и весьма немалые);
- улучшить здания и воспользоваться предоставляемыми ими бонусами;
- закупиться товарами для героев в лавке или продать ненужные вещи;
- нанять новых героев;
- возвести укрепления, провести ремонт укреплений и зданий;
- распределить рабочих на работы, которые дадут разные бонусы и ресурсы;
- распределить порченную сущность и дары у божеств ради открытия нового;
- прокачать уровень героев, а также переодеть их.
Список дел, что можно делать днем далеко не полный и увеличивается по мере прохождения игры.

Фаза производства днем позволяет построить новые оборонительные сооружения. Эта баллиста позволит немного упростить героям работу каждый ход
Фаза производства днем позволяет построить новые оборонительные сооружения. Эта баллиста позволит немного упростить героям работу каждый ход

После окончания дневных дел, нам предстоит закончить фазу и перейти на стадию расстановки. Данная стадия очень коротка и позволяет только разместить героев по полю битвы. После окончания расстановки следует ночь, а следовательно и новый бой с волнами противника. Количество этих волн зависит от убежища и выбранного уровня сложности. Последняя волна - битва с боссом. Весьма нелегкая битва с боссом, даже на легкой сложности. Боссы тут разные, имеющие несколько стадий и очень злые. К тому же во время битв с боссами никуда не деваются и обычные рядовые противники, которые продолжают переть с разных сторон на ваш город и персонажей, пока вы не одолеете их шефа. Например, в первом убежище это будут гарпии... целых 3 штуки. Они будут усиливать рядовых противников, увеличивая им урон и количество очков движения, призывать на поле боя своих мелких соратников, а также спускаться с насиженных мест и лично принимать участие в сражении, создавая прямую угрозу для колдовского круга. Пройти такое с первого раза без особого развития через божеств и нескольких поражений, очень сложно.

Ситуация достаточно опасная. Уровень паники в городе уже гарантированно заблокировал нам получение предмета, противник уже прорвался за городские стены и может атаковать не только персонажей, но и постройки в убежище
Ситуация достаточно опасная. Уровень паники в городе уже гарантированно заблокировал нам получение предмета, противник уже прорвался за городские стены и может атаковать не только персонажей, но и постройки в убежище

О предметах. Тут их много. Очень много. Это как различное оружие - магическое, режущее, бьющее, стреляющее и пр., так и броня и бижутерия, увеличивающая защиту и другие статы персонажей. Предметы, к тому же, делятся по уровню и редкости. Обычные, магические, редкие и эпические - все, собственно, так, как мы привыкли видеть. Но... каждый предмет достаточно индивидуален и далеко не всегда "эпическое" качество значит "нечто лучшее". Часто может возникнуть ситуация, когда, к примеру, короткий лук 3 лвла и обычного качества намного лучше эпического лука того же уровня. Ну как "лучше"? Все зависит от того, как вы прокачиваете героя и на что делаете упор. Обычный лук может давать больший урон, а эпический просто гигантскую точность. А вот использовать более мощное по урону оружие или бить с умеренным уроном, но не промахиваясь - тут уж только вам решать. Откуда получать данные предметы я также уже написал, но повторюсь. Мы получаем предметы от горожан (если уровень паники был достаточно низким), от производственных строений (кузнец, магические лавки, столярные мастерские и пр.), а также в результате некоторых действий рабочих (разгребание завалов или уборка особо крупных трупов). К тому же, вливая дары и сущности в божеств мы также открываем все новые и новые предметы, оружие, наборы. Поэтому в плане лута заскучать тут точно не дадут.

Искусственный интеллект (ИИ) тут весьма посредственный. Противник предпочитает брать не качеством, но числом. Тем не менее, это не лишает его свойства преподносить очень неприятные сюрпризы... Не все юниты противника попрут напролом. Некоторые используют свои скорость, невидимость или полет для того, чтобы обойти ваши укрепления и персонажей с фланга и добраться до вожделенных городских построек или вовсе колдовского круга. Но в большинстве своем ИИ предпочтет напасть на ближайший деревянный забор, чем пройти пару метров до основной цели своего нападения. С каждой новой волной характеристики наступающей нежити улучшаются и добавляются. Если в первую ночь на вас нападали неторопливые зомби-упыри, то к 4й редкий упырь выйдет на поле битвы без брони и не имея повышенного уклонения или большее чисто очков движения. Если бы противник еще и думал как гроссмейстер, то продвинуться дальше ночи 2-3 было бы просто нереально.

Противник берет количеством... просто неадекватным количеством...
Противник берет количеством... просто неадекватным количеством...

Дополнения

-18

Dwarves of Ruinberg. Новый загружаемый контент привносит в игру дополнительные системы. Это позволяет сделать повторное прохождение значительно более увлекательным: в игру вводится новая система рас с участием гномов, новая карта, сосредоточенная вокруг таинственного убежища в Руненберге, а также новый арсенал оружия и предметов с уникальными особыми чертами.

-19

Elves of Amberwald. Священный лес Amberwald в опасности, и только Командир может защитить его древнюю красоту от волн хаоса. Эльфы прибыли, готовые к битве, демонстрируя свою смертоносную точность и мастерство. Дополнение вносит в игру новую расу и смертоносное оружие, ловушки и способности.

Заключение

Ну и под конец немного подытожим. Для кого данная игра? Она, прежде всего, для тех, кому нравятся пошаговые стратегии с небольшой экономической и плановой составляющими. А также для тех, кто не хочет тратить много времени на тактические размышления. Каждое убежище до того или иного результата можно отыграть в течение одного часа. При этом действительно не устать от геймплея. С виду игра кажется нагроможденной и перегруженной в плане интерфейса и кучи показателей. Но на деле это не так - разобраться во всем можно достаточно быстро. Без скидок игра стоит неадекватно дорого - всему виной санкционная политика и завышение цен издателями для регионов. 880 руб. (2000+ руб. за комплект с дополнениями) я бы за нее, конечно же, не отдал. Однако, учитывая количество контента внутри - она определенно стоит этих денег. Но на игру очень часто можно встретить довольно большие скидки, уменьшающие ее стоимость до 200-300 руб., что уже гораздо более приемлемо. В общем... рекомендую! Обязательно попробуйте ее, если жанр пошаговых стратегий и roguelike/roguelite вас заходит!
А чтобы не пропускать обновлений канала и другие новости в мире ПК-развлечений и геймдева - не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, а также на мой канал в
Телеграмме. До скорых встреч!

-20