Бог дал Израильтянам наставления относительно праздника ОПРЕСНОКОВ как торжества всего народа по поводу ИЗБАВЛЕНИЯ Израиля из Египта.
Праздники Пасхи и опресноков были так тесно связаны между собой, что ЗАЧАСТУЮ ИХ ВОСПРИНИМАЛИ КАК ОДИН ПРАЗДНИК (сравните Лук. 2:41; 22:1; Деян. 21:3-4). Праздник опресноков должен был продолжаться семь дней.
Началом семидневного праздника опресноков является следующий за Пасхой день, т.е. 15-e число авива (Лев.23:6, Чис.28:17). В эту ночь евреи покинули Египет. В знак начавшейся с данного момента новой жизни, евреи должны уничтожить в своих домах все квасное.
15. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня УНИЧТОЖЬТЕ квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. (Книга Исход 12:15)
уничтожьте — а не оставьте. Закваска — то, что остается от прежнего хлеба. Закваска как символ греха подлежала уничтожению. Отсутствие закваски означало, что те, кто пребывали под защитой пролитой крови, не развращались грехом перед лицом Божиим.
16. И в ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДА БУДЕТ У ВАС СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ священное собрание: НИКАКОЙ РАБОТЫ не должно делать в них; только что́ есть каждому, одно то́ можно делать вам.
17. НАБЛЮДАЙТЕ ОПРЕСНОКИ, ибо в сей самый день Я ВЫВЕЛ ОПОЛЧЕНИЯ ВАШИ из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. (Книга Исход 12:16-17)
В первый день священное собрание было, потому что в этот день из Египта вышли израильтяне. Подобного события история не знала. По разным оценкам от более 2 миллионов человек, из которых 600 тысяч только мужчин, воинов, соединились для исхода. Это было величайшее собрание во имя Божье.
И в седьмой деньпосле исхода также состоялось небывалое священное собрание. Именно в этот день Чермное (Красное) море пропустило народ Божий и сомкнулось над полчищем фараоновым.
В честь этих двух «священных собраний» предписано Господом дважды созывать в пасхальные дни народ для прославления имени Его.
23. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и ПРОЙДЕТ ГОСПОДЬ мимо дверей, И НЕ ПОПУСТИТ ГУБИТЕЛЮ войти в домы ваши для поражения. (Книга Исход 12:23)
Господь... не попустит губителю войти. Как свидетельствуют слова самого Господа, КРОВЬ СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЩИТОЙ, она - лишь знак того, что Господь защищает евреев.
«Не то чтобы ангел-губитель не мог отличить израильтянина от египтянина на улице, но Господь желал сообщить Своему народу, что опасность миновала их благодаря Крови кропления, и если они уйдут из-под защиты таковой, то себе на погибель. Те, кого Господь отметил для Себя, не должны смешиваться с беззаконниками. Они не должны выходить за двери, чтобы не заблудиться и не сбиться с пути: они должны оставаться внутри, терпеливо ожидая спасения от Господа, и благо тому, кто поступает так.» Мэтью Генри:
24. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки. (Книга Исход 12:24)
27. Скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил». И ПРЕКЛОНИЛСЯ НАРОД, И ПОКЛОНИЛСЯ.
28. И пошли сыны Израилевы, и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.(Книга Исход 12:27 - 28)
преклонился народ и поклонился - выразили свое подчинение и благодарность.
Сыны Израилевы и сделали все без ропота и недовольства, о которых мы читаем в главе 5 Книги Исход. Казни египетские научили их доверять Богу.
«Следует заметить: когда Бог дает нам закон, мы должны воздать Ему хвалу; когда Он говорит, нам надлежит преклониться и поклониться.» Мэтью Генри
Итак, семь дней израильтяне должны в память об исходе есть только пресный хлеб — знак чистоты, чтобы помнить о необходимости освящения.
В Новом Завете ОСВЯЩЕНИЕ ТАКЖЕ СЛЕДУЕТ ЗА ЖЕРТВОЙ: Духом Божьим в человеке совершается очищение жизни. Апостол Павел указывает на связь между этими событиями:
…Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (I Кор. 5, 7–8)