Вчера довелось поучаствовать в очень жарком обсуждении. Один из подписчиков написал, что среди его предков, потомков крепостных крестьян, был священнослужитель. И сразу же нашлись оппоненты, которые, вспоминая закрытость духовного сословия, усомнились в подлинности этой истории.
Действительно, звучит странно. Отец деда был простым землепашцем, а его брат служил в приходском храме. Здесь ведь кроме таланта и желания требовалось и образование соответствующее.
В моей практике среди семейных легенд встречается много подобных историй. Но при детальном разборе нередко выяснялось, что предполагаемый батюшка был лишь церковным старостой или просто пел в церковном хоре. Бывало, что и мельника, который пожертвовал на новый иконостас 50 рублей, потомки тоже записывали в священники. Ведь в советские времена мало рассказывали о старших поколениях, а на старой фотографии мельник был в строгой одежде, с бородой и в чёрной шляпе. Одна родственница шепнула на новогоднем застолье, что он точно попом был. Вот и сохранилась эта легенда в семье.
Так что же получается, выходцы из крестьянства не становились священнослужителями?
Из крестьян в духовенство
Путь крестьянина к священству даже до отмены крепостного права был весьма сложен, но возможен.
Крепостной крестьянин не мог самовольно получить нужное образование. Чтобы попасть в духовное учебное заведение, для начала он должен был получить вольную от помещика.
Первый уровень церковного образования - духовное училище. Обычно туда принимали детей священников, диаконов, дьячков и пономарей. Но при особых обстоятельствах туда могли зачислить и способного крестьянина (например, если его рекомендовал уважаемый священник). Обучали чтению, письму, арифметике. На старших курсах - катехизис, география, история, церковный устав и пение.
Следующий этап - духовная семинария. Для крестьянских детей попасть туда было гораздо сложнее, но всё же возможно при поддержке духовенства. В семинарии учили не только богословию, но и латинскому, греческому, риторике, философии.
По закону XIX века духовенство считалось отдельным сословием. Сын крестьянина, закончивший семинарию, юридически выходил из крестьянского состояния и становился "духовным лицом". Затем выпускника направляли в епархию, где по решению епископа его назначали в приход. Могли сначала назначить псаломщиком или диаконом, а при необходимости его могли рукоположить и во священника.
После отмены крепостного права препятствий стало меньше. Крестьянские сыновья получили возможность свободнее поступать в духовные училища и семинарии.
Священник Сергий Батов
Хороший пример подобной ситуации встретился мне в этом году в селе Манаенки Белёвского уезда.
Сын крестьянина Сергей Иванович Батов после окончания Тульской духовной семинарии в 1906 году был определён надзирателем над учениками Белёвского духовного училища, а через два года рукоположен по священника.
Отец Сергея Ивановича - Иван Дмитриевич Батов - родился в 1847 году в селе Литвиново в семье крепостного крестьянина помещиков Щербатовых.
После 1861 года семья Иван Дмитриевич со старшими братьями занялись торговлей, скопили средства и купили землю в деревне Будки. Там и проживали после в статусе "землевладельцев". Кузьма Батов (брат Ивана Дмитриевича) регулярно избирался церковным старостой Преображенской церкви в селе Мишина Поляна и жертвовал деньги на ремонт храма. А сын Ивана Дмитриевича получил духовное образование и стал священником в соседнем приходе. После 16 лет службы был назначен на должность благочинного.
Вот ещё интересный пример.
Псаломщик Николай Коростелев
В деревне Козловке Ефремовского уезда в вотчине помещицы Гулевич проживала семья Виктора Андреевич Коростелева. В 1844 году он женился на солдатской дочери из того же села Ирине Васильевне.
Их сын Николай выучился на сельского учителя.
В 1913 году Николай Викторович был назначен исполняющим обязанности псаломщика в селе Истомино. А через три года определён штатным псаломщиком в село Куликовку Епифанского уезда.
История каждой семьи уникальна. И прежде чем рассуждать на тему "этого не может" быть, надо внимательно изучить все сохранившиеся в архиве документы.
Ранее я уже рассказывал, как дети священника попадали в крепостную зависимость, а крепостной крестьянин в начале XIX века получил потомственное дворянство. Самые разные примеры встречаются в Тульской губернии.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. Max/WhatsApp/Telegram: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉