«От модели - к планеру, с планера - на самолет»! Этот лозунг, горячо воспринятый советской молодежью в 20-30-е годы, был не просто призывом. Он стал формулой пути в небо для целого поколения авиаторов. И ярче всего эта формула воплотилась в судьбе будущего великого авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Его личная траектория буквально повторила эти ступени: от первой летающей модели планера, собранного школьником в московской квартире, через создание серии учебных планеров – настоящей школы конструкторского мастерства – к проектированию знаменитых самолетов марки «Як». Именно в планерах закладывался тот фундамент опыта, смелости и инженерной мысли, который позволил ему подняться к вершинам авиастроения.
Молодая советская республика с энтузиазмом строила свой воздушный флот и ей нужны были тысячи молодых и увлеченных авиацией людей, которые потом стали знаменитыми планеристами и летчиками, рабочими и техниками, инженерами и конструкторами. Под этим лозунгом прошел свой путь в авиации и знаменитый советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев.
В 1921 г. 15-летний Шура Яковлев учился в школе, а в свободное время любил поиграть с друзьями во дворе, смастерить чего-нибудь своими руками и очень любил читать. Читал запоем, особенно про приключения. Изобретения и всякие технические новинки увлекали молодого человека. Его дядя работал на железной дороге и иногда брал своего племянника с собой на работу. После таких походов Александр строил дома станции, деревянные паровозики, товарные и пассажирские вагоны, но эти модельки были мертвы, они не двигались. И вот однажды ему в руки попалась книга рассказов об истории техники, в том числе и об авиации. В книге были даны чертежи летающей модели планера, которую он решил построить. Квартира быстро превратилась в столярную мастерскую. Работа закипела. Повсюду лежали деревянные рейки, фанера, клей, гвоздики и папиросная бумага. Через месяц летающая модель была готова. Размеры модели были приличные. Размах крыла - 2 м, такую в квартире не запустишь. Шура отнес ее в школу. Для испытаний выбрали гимнастический зал. В книге «Рассказы авиаконструктора» А.С. Яковлев вспоминал:
«В большом зале, при торжественной тишине, в присутствии множества любопытных я запустил свой первый летательный аппарат, и он пролетел метров 15. Радости не было границ! Волнение охватило всех. Модель парила, летала, я ощутил её движение, жизнь! И здесь родилась моя страсть к авиации».
После этого многие начали «бредить» авиацией и вскоре в школе появился авиамодельный кружок, где ученики после уроков строили летающие модели самолетов и дирижабля. В марте 1923 г. в СССР возникло Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и школьные авиамоделисты, под руководством Яковлева, создали ещё и ячейку юных друзей Воздушного Флота, проводя различные мероприятия по пропаганде авиации среди населения: запускали модели, читали лекции, распространяли авиационную литературу и собирали пожертвования на постройку новых самолетов.
В этом же году Александр окончил школу и навсегда связал свою жизнь с авиацией. Сначала он помогал строить планер «Макака», сконструированную летчиком Н.Д. Анощенко. С этим планером попал на первые Всесоюзные планерные состязания в Крыму и там познакомился со многими авиаторами-планеристами и членами жюри, что потом очень пригодилось при проектировании и создании собственных летательных аппаратов. Большую помощь ему оказали С.В. Ильюшин, который учился в Академии Воздушного Флота и делился своими конспектами, а также В.С. Пышнов, будущий профессор той же академии. А.С. Яковлев твердо решил стать авиаконструктором и записался добровольцем в Красную армию. Он работал разнорабочим в столярной мастерской, затем на Центральном аэродроме помощником моториста в учебной эскадрилье Академии Воздушной Флота.
Этот практический опыт, накопленные знания и неиссякаемый энтузиазм молодого конструктора нашли свое первое воплощение в серии учебных планеров. Планеростроение стало для Яковлева важнейшим этапом, школой мастерства и трамплином к созданию самолетов. Уже в 1924 году он создает свой первый полноразмерный планер:
АВФ-10 – одноместный тренировочный планер (предназначенный для обучения новичков основам планирующего полета), построен в 1924 г. в планерном кружке при школе № 50 города Москвы по проекту Яковлева. Планер представлял собой расчалочный высокоплан с прямоугольным крылом большой относительной толщины. Фюзеляж при виде сверху имел прямоугольное сечение, сбоку утончался к хвосту. Хвостовое оперение состояло из треугольного киля с рулем направления и цельноповоротного стабилизатора. Шасси – двухколесное на двух V-образных подкосах. Планер АВФ-10 отличался хорошей аэродинамикой и был одним из самых активных летательных аппаратов на испытаниях. В полетах в Крыму проявились его хорошие летные качества – летучесть, устойчивость и управляемость, способность летать при слабом (3м/с) ветре. При полете с пологих склонов показал наибольшую продолжительность полета – 1 мин 46 сек. А.С. Яковлев был премирован жюри вторых Всесоюзных планерных состязаний за удачную конструкцию. Ему вручили 200 рублей и грамоту.
АВФ-10бис - проектировался, но построен не был, учебный планер по схеме «парасоль», т.е. с крылом поднятым над фюзеляжем. В ОКБ А.С. Яковлева сохранились эскизы этого планера.
АВФ-20 – одноместный тренировочный планер (также для первоначального обучения планеристов) построен в Москве в 1925 г. в мастерских Академии Воздушного Флота при содействии мотористов летного отряда Академии. Почти все расчеты и чертежи были сделаны самим Яковлевым. По схеме расчалочный моноплан, представляющий собой видоизмененный вариант планера АВФ-10 выпуска 1924 г. На III Всесоюзных планерных состязаниях проявил хорошие летные качества. На нем много и удачно летали. 3 октября 1925 г. на планере АВФ-20 был испытан прибор, указывающий углы тангажа и крена. По окончании соревнований Яковлев был отмечен денежным призом и грамотой Авиахима «За лучшую конструкцию тренировочного планера». В 1926 г. на IV Всесоюзных состязаниях АВФ-20 также принял участие. На нем очень много летали и в одном из полетов планер был разбит при посадке. После восстановительного ремонта была изменена носовая часть, получившая более вытянутую форму.
АВФ-34 (проект рекордного планера) – разработан и строился весной 1926 г., постройка не завершена, планер даже не был обтянут перкалью. Интерес к планерам у Яковлев стал угасать. Он нацелился на создание легкого самолета АИР-1 (ВВА-3), который поднялся в небо в 1927 г. За создание этого самолета, установившего два мировых рекорда дальности, конструктора приняли на учебу в Академию.
Як-14 – 35-местный десантный планер конструкции А.С. Яковлева грузоподъемностью 3500 кг, способный перевозить грузовой автомобиль или небольшую артиллерийскую самоходку, был создан в 1948 г. Эта разработка учла опыт планерных десантных операций Второй мировой войны – советское правительство поставило задачу обеспечить ВДВ большими планерами для транспортировки тяжелого вооружения, техники и личного состава.
Конструктивно Як-14 представлял собой подкосный высокоплан с трехколесным шасси и двумя лыжами, оснащенными резиновой амортизацией. Фюзеляж квадратного сечения изготавливался из сварных хромансилевых труб и обтягивался полотном. Крыло имело дюралевые законцовки и интерцепторы (тормозные щитки), в то время как его средняя часть также обтягивалась полотном. Для удобства загрузки носовая и хвостовая части фюзеляжа откидывались вбок. Просторная грузовая кабина длиной 8 м, шириной и высотой 2,4 м (с металлическим полом) позволяла разместить разнообразную технику. Облегчал погрузку и оригинальный механизм: при снижении давления в амортизационных стойках шасси планер «приседал» на 450 мм.
Буксировка осуществлялась самолетами Ил-12Т/Д с помощью стометрового троса диаметром 15 мм. Скорость буксировки достигала 300 км/ч, а дальность – 490 км. Як-14 зарекомендовал себя как надежный, экономичный и простой в управлении планер с отличной устойчивостью и управляемостью. Ключевым его преимуществом была способность садиться на неподготовленные ограниченные площадки с грунтовым, снежным, ледяным или галечным покрытием.
Одним из самых ярких эпизодов эксплуатации стал перелет четырех Як-14 на дрейфующую станцию «Северный полюс-4» (СП-4) в 1954 году. Планеры доставили на льдину снегоочиститель, бульдозер, дизель-генератор, компрессор, РЛС, взрывчатку, буровой станок и другое жизненно важное оборудование.
Як-14 вошел в историю как самый грузоподъемный отечественный серийный планер (до 3500 кг десантной нагрузки). Для него в ОКБ Яковлева была впервые в СССР создана специальная авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с 57-мм пушкой. Всего в 1948–1952 годах было выпущено 417 планеров (4 опытных и 413 серийных) на заводах в Ростове-на-Дону и Чкалове (ныне Оренбург). Десять модернизированных Як-14М были поставлены в Чехословакию. Планеры состояли на вооружении до конца 1950-х годов, пока функции перевозки техники и десанта не перешли к вертолетам и специализированным транспортным самолетам Ан-8 и Ан-12.
Так завершилась эпоха больших десантных планеров в СССР, а путь Александра Яковлева от школьной модели к АВФ-10 и к мощному Як-14 стал ярчайшей иллюстрацией того, как планеры служили настоящей «летающей академией» для будущих гениев авиации.
Подписывайте и комментируйте! Вместе сохраним историю авиации!