Найти в Дзене

Каждый пятый лифт в России уже «пенсионер». Почему он всё ещё возит людей и что с этим делать?

Привет! С вами Алексей Лыков. 28 марта 2025 г. я от лица экспертной организации «Контроль Лифтовых Систем» (КЛС), пришёл в НИУ МГСУ не только читать лекцию — но предложить топ-студентам трёхмесячную стажировку «в полях». Через месяц практики родился живой подкаст-дискуссия: я, четверо стажёров и инженеры «КЛС» за круглым столом разбирали, почему лифты в домах ломаются чаще, чем нам кажется.
Посмотреть подкаст можно тут:
🌐 https://youtu.be/4L22EbYOpLk?si=NS0XIpZ7_DliN01u
🌐 https://rutube.ru/video/733783aea62fc9ab4541ebfcd1bd162f/
Самый собранный материал принёс будущий инженер-механик Иван Бобов — таблицы, графики, десяток интервью с мастерами. Но почти каждую цифру аудитория дополняла комментариями: «а как в регионах?», «сколько это стоит?», «где взять людей?». Из совместного «шторма» и родилась эта статья.
Если вы открыли эту статью, вероятно, лифт в вашем доме не работает или вы недавно застряли в лифте и провели несколько тревожных минут, слушая, как гудя и щелкая где-то там на
Оглавление

Предисловие.

Привет! С вами Алексей Лыков. 28 марта 2025 г. я от лица экспертной организации «Контроль Лифтовых Систем» (КЛС), пришёл в НИУ МГСУ не только читать лекцию — но предложить топ-студентам трёхмесячную стажировку «в полях». Через месяц практики родился живой подкаст-дискуссия: я, четверо стажёров и инженеры «КЛС» за круглым столом разбирали, почему лифты в домах ломаются чаще, чем нам кажется.

Посмотреть подкаст можно тут:
🌐
https://youtu.be/4L22EbYOpLk?si=NS0XIpZ7_DliN01u
🌐
https://rutube.ru/video/733783aea62fc9ab4541ebfcd1bd162f/

Самый собранный материал принёс будущий инженер-механик
Иван Бобов — таблицы, графики, десяток интервью с мастерами. Но почти каждую цифру аудитория дополняла комментариями: «а как в регионах?», «сколько это стоит?», «где взять людей?». Из совместного «шторма» и родилась эта статья.

1. О чём мы сейчас поговорим и почему вам это важно

Если вы открыли эту статью, вероятно, лифт в вашем доме не работает или вы недавно застряли в лифте и провели несколько тревожных минут, слушая, как гудя и щелкая где-то там наверху напрягся электродвигатель лебедки, а двери лифта упорно не хотят открываться. За последний месяц в Яндексе набрали почти 816 000 запросов просто со словом «лифт», а ещё десятки тысяч раз искали фразы «упавший лифт», «замена лифта», «ремонт лифтов» и даже «кнопка лифта» ─ значит, тема болит буквально в каждой многоэтажке.

Мы со студентами-практикантами из МГСУ решили проверить, как выглядит лифтовая отрасль изнутри: сделали десятки выездов на объекты, собрали статистику Ростехнадзора, поговорили с монтажниками, жильцами и регулятором. Итог — этот лонг‑рид и небольшой чек‑лист действий «если лифт застрял».

2. Статистика без купюр: сколько «пенсионеров» возит людей каждый день

-2

Фиксируем...

  • 595 589 — Столько всего учтено лифтов в России согласно приказу Ростехнадзора № 47 от 13.02.2025
  • 121 389 (20,1 %) — Столько, согласно тому же документу, лифтов возрастом старше 25 лет
  • До 15 февраля 2030 г. — Отсрочка для «старичков», согласно решению совета ЕЭК № 112

Вот вам и "язык цифр". Мрачные мысли навевает осознание, что каждый пятый подъёмник живёт на «пенсии». Формально — после внеочередного освидетельствования он может возить людей еще 5 лет! Но чудес не бывает: металл устает, системы безопасности (ловители, ограничители, замки дверей и пр.) стареют, электроника боится скачков напряжения, влаги, пыли, перепадов температур и т.д».

Коллеги по цеху могут возразить: мол, пролонгация работы разрешается только после внеочередного освидетельствования, то есть лифт приводят в соответствие техническому регламенту и он будто бы «омолаживается».

Тут, дорогие мои, вы свистя летите вниз и встречаетесь с бетонным приямком реальности. За двадцать лет практики ни я, ни кто‑либо из моих коллег не видели полного соответствия техрегламенту не только у «повидавших виды» машин, но и у только что смонтированных.

В подкасте как раз вспоминали характерный случай: на замороженном объекте в Мытищах лифтовое оборудование пролежало под плёнкой почти десять лет, а после разморозки стройки его смонтировали как «новое». На бумаге — свежий лифт, по факту — усталый металл, пересохшие уплотнения и электроника начала 2010‑х со следами коррозии и окисления.

Хотя... качественно смонтируй и регулярно обслуживай лифт, поддерживая его в состоянии, удовлетворяющем тому самому техническому регламенту - то я мог бы поспорить, что он проходит и все 40 лет на радость пассажирам!

3. Пять корневых причин, почему «лифт не работает» встречается в каждом дворе

  • №1 Стареет парк

Средний возраст лифтов в стране — 22 года, а в 34 регионах более половины парка старше 25 лет (данные Ростехнадзора). На объекте в Пятигорске мы ловили лифт 1983 года: силовой щит на реле ET‑54, тормоз держится «на молитвах», мотор‑редуктор воет так, что жильцы слушают его даже на лестничных площадках.

  • №2 Кадровая яма

Один электромеханик ≈ 100 лифтов. ГОСТ советует ≤ 60. Наш знакомый наладчик из Костромы за смену фиксирует до 60 заявок: «лифт не работает», «двери лифта не закрываются». Когда работаешь без выходных, реальный осмотр сводится к быстрому «поглядел и убежал», а реальное обслуживание, тем более настройка и диагностика остаются мечтой.

  • №3 Детали «no‑name»

После ухода крупных иностранных производителей лифтов с рынка РФ и прекращения поддержки своей продукции, многие управляющие компании пытаются решать возникающие проблемы самостоятельно. Инициатива похвальная, но неопытность, а где-то и желание сэкономить - приводят к закупке некачественных комплектующих "по низу рынка", в худшем случае откровенному контрафакту. Последствия - миллионные убытки и человеческие жизни.

  • №4 Монтаж без наставника

Бригада «1 профи + 2 разнорабочих». На объекте в Мытищах студент Иван застал калибровку путевых выключателей «на слух», а направляющие стояли с перекосом 8 мм. Спустя месяц кабину трясло как лифт‑аттракцион, канат лёг «гармошкой», скорость снизили на 30 %, но жалобы жильцов только росли.

  • №5 Лифт‑подъёмник для строителей

Новостройка в Мытищах два года возила бетон: грузовой лифт просел на 100 мм, двери перекосило. На бумаге — новый лифт, по факту ресурс съеден: изношены канаты, КВШ, направляющие, из-за вездесущей пыли "пробило" электронику.

4. Упавший лифт как чёрный лебедь: сколько стоит ошибка «подождём ещё год»

Возвращаясь к топовым запросам в Яндекс : «упал лифт» набирают почти 7 000 раз в поисковой строке ежемесячно, хотя фактических падений единицы. Ценность жизни измеряется не частотой, а ценой ошибки.

Обрыв каната — это всегда человеческий фактор. За 20 лет я видел множество аварий и их последствий: во всех случаях некачественный монтаж и экономия на комплектующих (ужасает, что экономят даже на канатах. КАНАТАХ, КАРЛ!).

По оценке Фонда ЖКХ, одно ЧП с травмами генерирует прямые расходы УК и страховщиков свыше 12 млн ₽ и вынуждает останавливать все лифты серии до экспертизы. Потери жильцов — неизмеримы: лифт не работает неделю‑две, людям с ИНВ становится банально заложниками – невозможно выйти из дома. Я уже не говорю об экстренных случаях (СКОРАЯ ПОМОЩЬ, МЧС, ПОЛИЦИЯ)

5. Можно ли за пять лет заменить 120 тысяч лифтов? Честный расчёт

1. Производительность заводов. Даже если заводы выйдут на 60 000 лифтов/год, нам всё равно нужен ровно двухлетний выпуск только под «пенсионеров».
2.
Монтажные бригады. 1 бригада → 6 замен в год. Нужно 20 000 бригад, в реальности есть 4‑5 тыс.

3. График финансирования. 4 млн ₽ × 120 000 шт. = 480 млрд ₽ — это три годовых бюджета Фонда капремонта всей страны.

Иван: «Поэтому в моём докладе я делал ставку не на массовую «замену‑аврал», а на умное распределение: где‑то капремонт, где‑то модернизация, где‑то полноценная замена».
От себя: «Плюс мы должны растить людей. Без монтажников никакая господдержка не полетит — лифт не станет по клику менять себя сам».

6. Что уже делают регионы — короткие истории «с мест»

  • Санкт‑Петербург: программа «Лифт 1434» — город субсидирует 25 % цены, остальное — фонд капремонта; итого 1 440 замен до конца 2025 г.
  • Татарстан: совместный проект с технопарком «Иннополис»: учат ШГПУ‑шников сразу на цифровых лифтах, дают стипендию 30 000 ₽.
  • Смоленская область: в 2023 г. заменили только 5 лифтов — регион попал в «красную зону» индикаторов риска и теперь готовит спецпрограмму.

7. Чек‑лист: что делать, если застрял в лифте

1. Нажать кнопку лифта «связь с диспетчером» один раз, держать 3 секунды и ждать ответа.
2. Сообщить этаж, число людей, состояние (есть ли ребёнок, инвалид).
3. Не пытаться открыть двери лифта — может привести к травме

4. Если диспетчер не ответил за 30 секунд, звонить 112.
5. После вызволения зафиксировать факт простоя: фото табло, время, запись разговоров с диспетчером.

8. Как нам выиграть эти пять лет: дорожная карта «КЛС» + студенты МГСУ

  • Учёба.

2025 г. — запускаем пилотный «класс‑лифтовик» на заводе «КМЗ» или другом лифтовом заводе (30 учебных мест).
2026–2027 гг. — масштабируем проект до пяти площадок по 50 мест каждая.

К 2028–2030 гг. — получаем около 4 000 новых монтажников на рынок.

  • Техсервис.

2025 г. — предлагаем внести в ГОСТ 55964‑2022 норму «не более 60 лифтов на одного механика».

2026–2027 гг. — проводим ежегодный аудит кадрового запаса по этой норме.

К 2028–2030 гг. — добиваемся, чтобы 100 % управляющих компаний ей соответствовали.

  • Замена и модернизация.

2025 г. — запускаем «кадровый кредит»: бригада‑стипендия для монтажников‑новичков.

2026–2027 гг. — доводим темп до 15 000 замен лифтов в год.

К 2028–2030 гг. — выходим на 25 000 замен в год.

  • Финансы.

2025 г. — выпускаем пилотные лифтовые облигации на Мосбирже.

2026–2027 гг. — расширяем программу до 10 млрд ₽ размещённых бумаг.

К 2028–2030 гг. — сокращаем долю «пенсионеров» (лифтов старше 25 лет) минимум на 85 %.

9. Финальное слово

От себя: «Лифт — это инженерия, экономика и немного психологии: когда двери закрываются, вы доверяете кабине жизнь. Мы получили пять лет «доверия» от регулятора. Давайте не проедем этот ресурс».

Иван: «Каждый мой одногруппник теперь знает: шахта лифта — это не абстракция с картинки в учебнике, а конкретная железка, которая либо поднимет бабушку, либо оставит её на лестнице. Учёба кончается там, где начинается практика».


💬 Есть вопросы по лифтам или нужна независимая экспертиза?

📞 Телефон для бесплатной консультации: +7 (495) 409-61-42
🌐 Сайт:
https://kls.ooo
💬 WhatsApp:
https://wa.me/79168403854

Больше интересного о лифтах и безопасности:
✈️ Telegram:
https://t.me/klslift
▶️ YouTube:
https://www.youtube.com/@Control-Lift-Systems
📺 RuTube:
https://rutube.ru/channel/31316988/
📰 Дзен: https://dzen.ru/klslift
👥 ВКонтакте:
https://vk.ru/klslift