Найти в Дзене
Стив Май

Проблемы в геометрии? "Просто"...

Как-то так получилось, что за одно утро я несколько раз наткнулся на "просто" в смысле образования. Давайте поясню, что имею в виду. Вот, скажем, в одной статье прочитал "...нужно объяснить, что √x = x¹ᐟ², а x√x = x³ᐟ²" Или в другом месте мне написали "...ученик достраивает чертеж..." Эти утверждения выглядят вполне разумными и "простыми". "Просто" объяснить, "просто" дорисовывает. Но в этом "просто" всё-таки есть подводный камень. Он маленький, но как известно, идти мешают не горы впереди, а камешек в сапоге. Видите ли, если бы всё было действительно просто (без кавычек), то у нас не стояла бы так остро проблема образования. Я расскажу на примере геометрии. Скажем, нам надо, чтобы ученик "просто" нарисовал чертёж к "простой" задаче. Даже самые простые действия с точки зрения одного человека (учителя), могут быть весьма сложными для другого. Мы часто это забываем (хотя, по моему мнению, учитель не имеет права на такую слабость). Школьная математика и особенно геометрия - не иск
Оглавление

Как-то так получилось, что за одно утро я несколько раз наткнулся на "просто" в смысле образования. Давайте поясню, что имею в виду. Вот, скажем, в одной статье прочитал

"...нужно объяснить, что √x = x¹ᐟ², а x√x = x³ᐟ²"

Или в другом месте мне написали

"...ученик достраивает чертеж..."

Эти утверждения выглядят вполне разумными и "простыми". "Просто" объяснить, "просто" дорисовывает. Но в этом "просто" всё-таки есть подводный камень. Он маленький, но как известно, идти мешают не горы впереди, а камешек в сапоге.

Видите ли, если бы всё было действительно просто (без кавычек), то у нас не стояла бы так остро проблема образования.

Почему не так просто

Я расскажу на примере геометрии.

Скажем, нам надо, чтобы ученик "просто" нарисовал чертёж к "простой" задаче.

Даже самые простые действия с точки зрения одного человека (учителя), могут быть весьма сложными для другого. Мы часто это забываем (хотя, по моему мнению, учитель не имеет права на такую слабость).

Школьная математика и особенно геометрия - не исключение. Даже самое простое действие (дорисовать, понять объяснение) всегда сталкивается с суровой реальностью преодоления сложных проблем.

Ученики все разные, но проблемы у них более или менее одинаковые (хотя порой удивляют, "никогда бы не подумал").

Проблемы

Возможно, я сейчас кого-то удивлю, но даже чтобы нарисовать чертёж к заданию из первой части учебника 7 класса по геометрии (самое начало), ученику нужно решить сотни проблем. Это не преувеличение. Проблем реально много, я перечислю некоторые из них:

  • психологическая проблема "первого шага";
  • проблема осмысленного чтения текста;
  • проблема сломанного/тупого карандаша, линейки с зазубринами;
  • знание определений (хотя бы интуитивное);
  • топология и точность;
  • измерения;
  • проблемы экзистенциальные (на отрезке длиной 1 см точек столько же, сколько на всей прямой), бесконечность объектов;
  • связь модель-объект;

Это только некоторые проблемы, с которыми сталкивается ученик, когда ему говорят "просто нарисуй".

Что по этому списку можно сказать?

Ну, во-первых, сразу в глаза бросается, что далеко не все проблемы связаны непосредственно с геометрией (и даже математикой вообще). Во-вторых, есть проблемы, которые ребёнок принципиально не сможет решить на данном этапе своего развития (экзистенциальные в 14 лет). В третьих, часто появляются проблемы, о которых учитель даже никогда не думал сам.

И конечно же, видно, СКОЛЬКО этих проблем. Это уже не просто камешек в сапоге, это целый "Камаз" щебня.

"Решение" проблем

Проблем реально очень много. И пока они не будут "решены" все, чертёж ребенок изобразить не сможет.

Я слово "решение" в кавычки положил, потому что по большому счёту, эти проблемы не всегда надо именно решать. Их можно, скажем, обойти. Сделать временный "костыль", который позволит двигаться дальше, не решая эту проблему.

Ну как, например, во 2 классе обходят проблему умножения. Просто заставляют учить таблицу умножения, вместо того, чтобы решить проблему. (Да и вообще в школе 99% проблем не решают, а обходят.)

Какую-то проблему можно игнорировать. Ну не понимает ребёнок бесконечности объектов в геометрии - ну и пофиг. Потом поймёт, когда дорастёт. Возможно.

Важно учитывать, что в этих двух случаях, даже не смотря на продвижение вперёд, проблема остаётся. И это чеховское ружьё, которое должно будет выстрелить (не в 7, так в 11 классе).

Что здесь не поянтно?

Справедливости ради отмечу, что некоторые учителя задаются вопросом "что здесь не понятно?" не в раздражении, а конструктивно. Они действительно хотят увидеть, чего конкретно ребёнок не понял.

К сожалению, это разбивается о саму суть оставшихся скрытыми проблем. Ребёнок-то уверен, что проблема решена, даже если она всего лишь "решена". И даже не думает, что этот камешек ему мешает. Поэтому вопрос просто непродуктивный. Ребёнок не сможет на него честно ответить.

Но если этот вопрос задать не ребёнку, а изучаемому предмету: "Что здесь может быть непонятно?", то кое-что можно прояснить. И можно хотя бы попытаться выявить проблему: А не получилось ли так, что проблему просто обошли, вместо её решения?

Решение проблем

Прочие проблемы нужно решить уже без кавычек, иначе продвижения вперёд не будет. Кто будет их решать - не важно. Не решишь - не продвинешься.

Скажем, ту же проблему остро отточенного карандаша. "Я карандаш дома забыл" - не всегда отмазка, а порой реальная проблема. А если карандаш есть, но он тупой - оставляет очень широкую линию (и ещё кривую в зависимости от наклона)?

Психологическая проблема "первого шага" - это вообще бич современных школьников. Они боятся сделать АБСОЛЮТНО ВСЁ.

Самое паршивое, что эту проблему в школе не просто не решают (обходят), а ещё и усугубляют (пугают).

Про проблему смыслового чтения текстов я вообще промолчу. Все и так о ней знают.

Образцы и алгоритмы

Образцы и алгоритмы позволяют "решить" 99% проблем школьника. Если дать готовый образец решения, то автоматически пропадает проблема "первого шага" (он уже сделан учителем), проблемы понимания (алгоритм нужно выполнять, а не понимать). Даже проблема смыслового чтения отпадает - в образце уже показано, что из текста брать и куда рисовать.

Всё. Остаются только проблемы карандаша и линейки. А это уже не ответственность учителя.

Правда, это добавляет одну проблему. Но всего одну.

Это проблема запоминания и вспоминания образца. Но и это уже не на совести учителя. Учитель может лишь указать дверь... в смысле, дать образец. Запомнить его должен ученик.

Надо ли говорить, что "решение" проблем с помощью алгоритмов и образцов в кавычках неслучайно?

При всех своих преимуществах, образец не решает ни одну проблему. Это костыль, который позволяет обойти их.

И при этом всё равно создаётся ощущение продвижения вперёд. Более того, сами образцы могут стать показателем продвижения (чем больше образцов знает ученик, тем дальше он продвинулся).

Почему у многих школьников сначала есть интерес к математике, а в 7-8 классах пропадает? Потому что именно в 7-8 классе начинают "стрелять" те проблемы, которые легко обходились раньше.