Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Экзопланеты: Важнейшие открытия за последние месяцы

Открытия в космосе в последнее время совершаются нередко, – благодаря качественно лучшей, сравнительно с предшественниками, «зоркости» телескопа «Джеймс Уэбб». И открытия эти можно поделить на две категории. Смысл некоторых из них непонятен на данном этапе вообще никому. Это касается результатов попыток «Уэбба» заглянуть в самые дали, куда взгляд астрономов ранее не досягал, – в эпоху юности вселенной. Там ясно видно, что существовавшие доселе представления о механизмах рождения галактик, – весьма, кстати, убедительные и обоснованные, – идут лесом. Всё не так было. Было как-то иначе, но как именно пока не видно, – нужен ещё лучший, чем «Уэбб» телескоп.

И совсем не так печально, в случаях когда «Уэбб» пялится на экзопланеты. Тут всё проще. Понять что открыто, чем это интересно и почему важно, может каждый, – если ему это популярно объяснить.

Следовательно, об экзопланетах. Начиная с наиболее существенного.

Заглянув в сердце туманности Пламя, где активно в реальном времени идут процессы звездообразования, телескоп никаких экзопланет там не увидел. Планетам пока не сезон, они начинают формироваться чуть позже. Увидел же в недрах туманности «Джеймс Уэбб» планемо... Тут надо напомнить, что планемо – тело «планетарной» массы, меньше 13 «юпитеров», недостаточной для разжигания реакций синтеза даже по механизму бурого карлика. Но образовавшееся не по планетарному, – из остаточного, распадающегося на кольца газопылевого диска вокруг звезды, а по звездному механизму – из коллапсирующего клочка туманности. Строение и химический состав планет и планемо не тождественны. Хотя в случае с планемо изучен вопрос и плохо…

Главное же, планемо, как и планеты, – и даже одновременно с планетами, – могут входить в системы звёзд. Что на первом этапе изучения экзопланет, – пока «планетой» называлось все, что меньше звезды, – взрывало мозг и порождало путаницу. Ведь расположение и масса планет на орбитах вокруг звезды подчиняются определённым и известным закономерностям. Планемо же, как и более массивным младшим компонентам кратных звёздных систем, никакие законы не писаны. Крутятся как хотят, – в любом направлении, в любой плоскости, с любым эксцентриситетом… Таким образом, деление на планеты и планемо требовалось для понимания, что в экзоситсемах представляет собой требующую объяснения загадку, а что – просто к звезде планемо прицепилось.

...Вот, собственно, в туманности Пламя «Уэбб» увидел картину ожидаемую: рождающиеся звёзды, гиганты, среднекалиберные, красные карлики, бурые – и планемо. Вообще, планемо не имеют внутреннего источника энергии, не светятся, но сразу после рождения раскалены гравитационным пеплом и ярко сияют… Телескоп смог рассмотреть планемо массой до трети массы Юпитера. То есть, – с Сатурн. И возникает вопрос, почему это важно.

Потому что, – об этом несколько раз упоминалось в предыдущих публикациях канала, – теория не предсказывала уверенно нижней границы массы планемо, – насколько лёгкие скопления газа вообще могут быть способны к самостоятельному коллапсу. Предполагалось, однако, что граница эта пролегает на уровне 1-3 масс Юпитера.

Значит, всё что легче Юпитера – планеты?.. А во многих случаях экзосистем – непохоже было, что это планеты. Если это планеты, нельзя или очень трудно оказывалось объяснить, как же их угораздило оказаться вне плоскости диска или слишком близко к звезде, – где никаких колец не могло быть, – или слишком далеко… Открытие сделанное «Уэббом», – планемо могут иметь массу существенно меньшую, чем у Юпитера, – закрывает разом десятки скопившихся в астрономии вопросов.

Из прочего, можно упомянуть, – но только как свершение и торжество человеческого разума, – астрономам удалось рассмотреть экзоплнету массой почти вдвое уступающую Луне. Крошечное тело крутится на орбите пульсара и, вероятно, является железным «полтергейстом»… Но – больше ничего невидно. Если бы удалось определить плотность, и оказалось бы, что это не «полтергейст», а, допустим, силикатное тело, одной загадкой во вселенной стало бы больше. А так – не стало.

Зато, «Джеймсу Уэббу» удалось рассмотреть «горящую» планету К22-2b. Тоже очень маленькую. Но, всё-таки, массой в две луны. Это, видимо, всё что осталось. Делая круг за девять часов по орбите радиусом 1.3 миллиона километров (всего втрое больше радиуса орбиты Луны) над поверхностью красного карлика, эта планета испаряется, распуская кометный хвост. Состоящий преимущественно из силикатов. Температура на поверхности планеты 2100 градусов.

Тем не менее, зоркий телескоп сумел разглядеть и нечто неожиданное, – линии углекислого газа. Что наводит на мысль, о сгорании планеты углеродной.

...Да, впрочем, если б в системе не произошла какая-то чертовщина, откуда бы взялась планета на столь низкой орбите?

Также наблюдение позволяет заключить, что планеты приблизившиеся к звёздам на слишком малую дистанцию могут исчезать без следа. Судя по скорости потери массы, за два миллиона лет К22-2b исчезнет полностью.