Да, такая практика все еще встречается в магазинах. Фальшивомонетчики как тараканы — сколько с ними ни борись, они все равно где-то прячутся.
Свыше 60% всех поддельных купюр в России были номиналом 5000 рублей, остальные равномерно поделены между 1000 и 2000-рублевыми номиналами. Ежегодный ущерб от «фальшивок» составляет десятки, а то и больше сотни миллионов рублей!
Неудивительно, что в магазинах к этим купюрам относятся с особым пристрастием. Но вот вы стоите на кассе, вручаете оранжевую банкноту, а продавец, прищурившись, начинает записывать номер вашей пятитысячной в какой-то потрепанный журнал.
Зачем это?
Почему вообще переписывают номера купюр?
На первый взгляд кажется, что это какой-то ритуал из 90-х: продавец, как детектив, вооружившись ручкой, записывает номер купюры и время ее получения. Но дело не в ностальгии.
Основная причина — контроль самих кассиров. Да-да, не только фальшивомонетчики могут быть хитрыми. Иногда недобросовестный кассир может "не заметить", что знакомый подсунул ему "билет банка приколов" вместо настоящей купюры, и положить эту бумажку в кассу. А потом — о, чудо! — недостача, и никто не виноват.
А вот когда номер купюры и время ее получения зафиксированы, в журнале стоит подпись принявшего ее сотрудника, то магазин может отследить, кто именно принимал деньги.
Если после инкассации банк обнаруживает фальшивку, то он радостно списывает 5000 рублей со счета магазина и присылает уведомление: "Поздравляем, у вас подделка!"
Если номер купюры не записан, убытки покрывает администрация магазина из своего кармана.
А вот если записан — начинается разбирательство с кассиром, который, возможно, слишком доверчиво улыбался своему "другу".
Ну и, дополнительно, время получения купюры помогает по камерам видеонаблюдения вычислить того гениального художника, который принес фальшивку. Иногда даже с последствиями для того, кто с такой купюрой заглянул. Удобно, правда?
Поэтому не стоит бояться подобных действий кассира – это лишь перестраховка!
Да, львиную долю проверок берет на себя оборудование, но иногда детектор либо не исправен, либо устарел, вот руководство магазина и внимательно следит за «назначением виноватых».
Может ли покупатель возмутиться, что номер купюры переписан?
Возмутиться-то он может. Но каков смысл?
Да, неприятно: вы стоите на кассе с пакетом картошки и йогуртом, а кассир вдруг начинает переписывать номер вашей купюры, как будто вы уже в розыске.
Естественно, это может вызвать вопрос: "А что, я похож на фальшивомонетчика?"
Ведь если рассудить здраво, то покупатель имеет полное право поинтересоваться, зачем это делается. И, честно говоря, продавец должен объяснить, что это не личная придирка, а стандартная процедура магазина для защиты от подделок. Обычно достаточно пары слов, чтобы успокоить клиента.
Но если кассир начинает изображать Шерлока Холмса и смотрит на вас, как на главного подозреваемого, — это уже повод для возмущения. В конце концов, вы просто хотели купить хлеб, а не участвовать в детективной истории.
Но помните, что законных оснований помешать продавцу это сделать или иным способом на него повлиять - НЕТ. И самое главное – номер купюры персональными данными не является. Вдруг кто не знал…
Читайте еще:
А если продавец требует паспортные данные?
Вот тут начинается настоящий цирк. Представьте: вы даете пятитысячную, а кассир вдруг говорит: "Покажите паспорт".
Это уже не просто журнал, это целый допрос!
Законно ли это? Нет, продавец не имеет права требовать ваши паспортные данные только из-за того, что вы платите крупной купюрой.
Вместе с запросом паспорта вам должны выдать и бланк согласия на обработку персональных данных, и ознакомить с политикой обработки таких данных, и соблюсти еще кучу всяких формальностей.
Увы, встречаются случаи (последнее время все реже), когда вместе с купюрой записывают и ФИО/номер паспорта. Мол, детектор не работает. Либо же если купюра вдруг не прошла проверку.
Но это не банк, где вы снимаете миллионы, и не таможня – где вы их провозите. Если кассир настаивает, вы можете смело отказать — ваши личные данные тут ни при чем.
Максимум, что они могут сделать, — проверить купюру на детекторе и записать ее номер. Требование паспорта — это уже перебор, который пахнет либо самоуправством, либо попыткой запугать. В таком случае можно вежливо (или не очень) попросить позвать администратора и уточнить, с каких пор магазин стал филиалом спецслужб.
Спокойствие!
Будем честны: переписывание номеров купюр — это не про охоту на фальшивомонетчиков, а про внутренний контроль в магазине. Кассиры, конечно, не в восторге от лишней писанины, но это их страховка от обвинений в недостаче.
А для покупателей это напоминание: в мире, где даже деньги могут быть ненастоящими, лучше не удивляться, если ваша купюра вдруг станет героем чьего-то журнала. Главное — не давайте кассиру ваш паспорт, а то он еще попросит отпечатки пальцев. И код из телефона…
Но про коды – это совершенно другая история!
Ставьте «Палец вверх», если информация была полезна!
Поделитесь в комментариях – сталкиваетесь ли вы с «переписью» купюр или же нет