Найти в Дзене

Первые окрашивания тканей в красный цвет

Когда люди начали применять красители? Использовали ли они их еще до того, как обзавелись оседлым образом жизни? Основываясь на текущих знаниях, нельзя с уверенностью ответить на эти вопросы. Тем не менее, можно с большой долей уверенности предположить, что окраска тканей, как и живопись, в первую очередь развивалась в оттенках красного. Самые ранние сохранившиеся образцы тканей, датируемые началом третьего тысячелетия до нашей эры, показывают исключительно красный цвет. Конечно, изображения из древности изображают людей в одежде самых разных цветов, но насколько точно эти изображения отражают действительность в плане цвета? Одно лишь то, что на картине изображен король или герой в красной одежде, не подтверждает, что он действительно был в ней облачен. Это также не исключает этой возможности. Однако документальные вопросы часто не рассматриваются с такой точки зрения, независимо от конкретного источника или исторической эпохи. Существует множество письменных свидетельств о том, что ег

Когда люди начали применять красители? Использовали ли они их еще до того, как обзавелись оседлым образом жизни? Основываясь на текущих знаниях, нельзя с уверенностью ответить на эти вопросы. Тем не менее, можно с большой долей уверенности предположить, что окраска тканей, как и живопись, в первую очередь развивалась в оттенках красного. Самые ранние сохранившиеся образцы тканей, датируемые началом третьего тысячелетия до нашей эры, показывают исключительно красный цвет. Конечно, изображения из древности изображают людей в одежде самых разных цветов, но насколько точно эти изображения отражают действительность в плане цвета? Одно лишь то, что на картине изображен король или герой в красной одежде, не подтверждает, что он действительно был в ней облачен. Это также не исключает этой возможности. Однако документальные вопросы часто не рассматриваются с такой точки зрения, независимо от конкретного источника или исторической эпохи.

Существует множество письменных свидетельств о том, что египтяне были искусными мастерами окрашивания тканей. Плиний даже утверждает, что именно они изобрели мордан — то есть средство (квасцы, тартар, известь), которое помогает краскам хорошо закрепляться на волокнах тканей. Кроме того, материалы из гробниц раскрывают фрагменты тканей и одежды, чаще всего относящиеся к птолемеевскому периоду, хотя и попадаются экземпляры из ранней империи. В красной палитре основными красителями были маддер и кермес, хотя нашли также следы мурекса, картамина и хны. Эти же красители встречались на Ближнем Востоке и в большинстве стран Средиземноморья в первом тысячелетии до нашей эры.

Фрагмент из шелкового плаща, окрашенного кермесом
Этот фрагмент представляет собой непростую находку. Он происходит из роскошного плаща, изготовленного из испано-морескового бархата. Этот плащ, датируемый средними веками и ранним современным периодом, использовался в Тюире (Руссильон) для украшения почитаемой чудотворной статуи Девы Марии. Красный краситель кермес, известный своей стойкостью, прекрасно сохранился.
XI век, Тюир, Пиренеи-Восточные, Франция, Нотр-Дам, Казначейство.
Фрагмент из шелкового плаща, окрашенного кермесом Этот фрагмент представляет собой непростую находку. Он происходит из роскошного плаща, изготовленного из испано-морескового бархата. Этот плащ, датируемый средними веками и ранним современным периодом, использовался в Тюире (Руссильон) для украшения почитаемой чудотворной статуи Девы Марии. Красный краситель кермес, известный своей стойкостью, прекрасно сохранился. XI век, Тюир, Пиренеи-Восточные, Франция, Нотр-Дам, Казначейство.

Хна — это растение, которое растёт в тёплых странах. Из его высушенных листьев получают порошок, который используют как натуральный краситель красного или красновато-коричневого цвета. Этот краситель применяют для окрашивания тканей, кожи, дерева, волос, ногтей и других частей тела. Женщины использовали хну для создания макияжа на лице (на щеках, губах, веках).

Из другого растения — сафлора — тоже получали краситель. Цветы сафлора обладают красящими свойствами. Краситель из сафлора мог быть жёлтым или красным. Греческие и римские мастера по окрашиванию тканей использовали его для получения оранжевых оттенков.

Для получения красного цвета применяли маддер, кермес и мурекс. Также использовали орцинол — вещество, которое получали из некоторых лишайников, растущих на скалах. Наиболее ценный орцинол, по словам Плиния, привозили с Канарских островов.

Орцеин — краситель из орцинола — был дорогим, потому что это вещество было трудно получить, а способы его обработки были сложными. Однако орцеин давал красивые оттенки пурпурно-красного цвета.

Маддер — это крупная трава, которая растёт в дикой природе на разных почвах, особенно влажных или болотистых. Корни маддера обладают сильными окрашивающими свойствами.

Мы не знаем, когда и где впервые начали использовать красители. Однако известно, что в древности применяли красные оттенки. Можно предположить, что первым красителем была маддер. Маддер обеспечивал насыщенные и яркие цвета, а красильщики вскоре научились изменять эти оттенки, применяя различные наполнители, например, известь и ферментированную мочу, а позже уксус, тартар и квасцы.

Со временем технология окрашивания продолжала развиваться, и к первому тысячелетию нашей эры мастера по окрашиванию в Средиземноморском регионе прекрасно овладели методом работы с маддером и спектром красных оттенков. Это явно отличалось от использования других цветов, где техника окрашивания еще не была так глубоко освоена.

Нельзя не задаться вопросом о том, как же люди в неолитическую эпоху пришли к идее извлекать корень маддера, который находился под землёй, снимать с него кожуру, извлекать красный центр, измельчать его и использовать в качестве красителя. Сколько раз они должны были терпеть неудачи, ошибаться и сталкиваться с различными проблемами, прежде чем нашли эффективный способ окрашивания? Этот вопрос остаётся открытым.

Ещё более загадочным представляется, как древние культуры задействовали доступные природные материалы, наблюдая за окружающей средой и тестируя различные вещества. С течением времени через обмен знаний, а также совместные эксперименты и усвоение опыта предшественников художники-примитивы смогли развить технологии, позволяющие получать не только красный, но и другие оттенки, значительно расширив возможности красителей.

Также стоит отметить, что использование хны, маддера и других природных красителей не только обогатило палитру древних художников и мастеров, но стало частью культурной идентичности многих народов. Ритуальное применение этих красителей в различных традициях, например, на свадьбах или в религиозных церемониях, подчеркивало их важность в обществе.

Таким образом, история красителей — это не просто история цветов, а отражение стремления человека к самовыражению, к поиску красоты и значимости в окружающем мире, вступая в диалог с природой, используя её богатства.