Найти в Дзене

Производство красных пигментов в Древнем Риме

Римские художники использовали больше пигментов в красных оттенках, чем в любых других цветах, что подтверждает преобладание красного и его популярность в империи. Мы уже упоминали такие пигменты, как красная охра, гематит и киноварь, известные египтянам и греческим мастерам. Хотя в Риме гематит, вероятно, был менее востребован для тонкой живописи, киноварь оставался в моде, несмотря на свою высокую цену и токсичность (это сильный яд). Он активно использовался в настенной живописи в Помпее, особенно для создания фонов, и стал доминирующим красным цветом, который украшал стены многих вилл, которые сегодня ассоциируются с новыми богатствами.

Плиний сообщает, что киноварь стоит "в пятнадцать раз дороже, чем африканская красная охра" и равен по стоимости "египетскому синему", который также был одним из самых дорогих пигментов. В первом веке до нашей эры киноварь снижался в шахтах в Альмадене, сердце Испании, и доставлялся в Рим в сыром виде, где перерабатывался в мастерских у подножия Квиринала. Это был шумный и опасный промышленный район с неприятным запахом. Существовал еще один, менее качественный вид киновари, добываемый в шахтах у подножия вулканов в Апеннинах, но художники Помпеи его пренебрежительно отвергли. Их состоятельные заказчики стремились к самым красивым, дорогим и эффектным материалам.

Дом Гриффинов в Риме
Эта резиденция на Палатинском холме располагает просторным залом, украшенным великолепными картинами в стиле помпейского Второго стиля, созданными с использованием киновари, гематита и рубрики.
Около 80 года до н. Рим, Casa dei Grifi.
Дом Гриффинов в Риме Эта резиденция на Палатинском холме располагает просторным залом, украшенным великолепными картинами в стиле помпейского Второго стиля, созданными с использованием киновари, гематита и рубрики. Около 80 года до н. Рим, Casa dei Grifi.

Древняя киноварь представляла собой природный сульфид ртути, а методы ее искусственного получения на данный момент остаются неизвестными. Придется ждать наступления раннего Средневековья, когда на Западе появится новый синтетический пигмент — вермилион, о котором будет сказано далее. Между тем, римские художники активно использовали различные красные пигменты, среди которых охры различных видов, которые Плиний описывает под общим названием rubrica. Красные охры часто служили основой для киноварки, иногда их получали из желтой охры, которую нагревали, и в зависимости от температуры преобразовывали в оранжевые, красные, фиолетовые или коричневые оттенки.

Красный пигмент также мог быть добыт из природного гематита или других красных руд, содержащих оксид железа. Наиболее ценный из них добывался в районе Синопа, городке на берегу Северного моря, давшем имя пигменту, известному как синопис или синопи. Его высокая стоимость объяснялась длительным морским маршрутом к основным портам Римской империи.

Среди красных рудных пигментов, использовавшихся римскими художниками — фактически по всей империи, где мастера применяли одни и те же или почти идентичные цвета, стоит упомянуть реалгар (натуральный сульфид мышьяка), который мы уже рассматривали в контексте египетского искусства. Также следует отметить миниум, искусственный пигмент, получаемый путем нагревания белого и подвергающегося высокотемпературной обработке. Термин миниум вызывает определенные затруднения среди латинских авторов, так как иногда он используется для обозначения самого миниума (то есть красного свинца), порой — киноварки, как у Плиния, а иногда — для обозначения смеси различных минеральных пигментов, входящих в красный спектр.

Римские живописцы и ремесленники, подобно «химикам», могли использовать различные смеси, что было редкостью для египтян. Например, для получения красивых розовых оттенков они сжигали церус (белый свинец) с рубрикой. Также они добавляли немного киновари в гематит, чтобы придать ему блеск. В Риме художественные практики часто представляли собой навыки, набранные из других источников.

К списку минеральных пигментов следует добавить также несколько растительных и животных красителей. Среди них – красные смолы, полученные от некоторых местных (туя, кипарис) и экзотических (дракон) деревьев, а также лаки, такие как маддер, кермес и мурекс, которые использовали для окрашивания заранее приготовленного белого минерального порошка (каолина, глинозема). Римские лаки, хотя и упоминаются Витрувиусом как загадочные желтые и зеленые, в основном ассоциировались с красными оттенками. Живописцы высоко ценили их за отличную светостойкость.