Валентина Титова с первых ролей прослыла эталоном русской красоты — высокая, статная, с лучезарной улыбкой и той самой "аристократической" белизной кожи, что в кинематографических кругах закрепила за ней звучное имя — "Снежная королева".
Владимир Басов же был полной ее противоположностью. Ни классической внешности, ни брутальной мужественности. Но стоило ему заговорить, как окружающие попадали под обаяние его неистощимой энергии, острого ума и магнетизма.
В этом контрасте утонченной леди и мощного, хоть и неказистого внешне таланта и заключалась вся странная алхимия их отношений. Их союз продлился четырнадцать лет. Ровно столько, сколько нужно, чтобы пройти путь от страстной влюбленности до горького прозрения...
Они познакомились во время работы над фильмом «Метель». Басов, едва увидев Валентину в кадре, тут же заявил:
— Женюсь!
Тогда это больше походило на шутку, но уже совсем скоро стало реальностью. Однако после того как красавица оказалась в его доме, романтика быстро улетучилась. Обещанная свадьба так и не состоялась. Даже после рождения первенца новоиспеченный отец не спешил вести жену в ЗАГС.
Актрисе досталась незавидная роль. Она крутилась по дому, как белка в колесе, пытаясь угодить своему гениальному, но деспотичному супругу.
— Ты должна..., - то и дело слышала Валентина от мужа.
Титова в прямом смысле вылизывала каждый уголок их жилища, часами отдраивая полы едким хлорным раствором. Стирка, готовка, глажка, воспитание сына Саши... Все это разом обрушилось на ее хрупкие плечи. А по вечерам еще должна была терпеливо выслушивать монологи уставшего после съемок супруга. Засыпала Валентина далеко за полночь.
Басов часто задерживался на съемках до ночи. Гораздо чаще, чем это требовала его обычная рабочая занятость. Конечно, Валентина догадывалась о многочисленных изменах мужа, но предпочитала сохранять ледяное спокойствие.
— Я делала вид, что ничего не замечаю, - позже признавалась она в интервью.
Но главным испытанием стали не мимолетные романы, а другая, более жестокая страсть Владимира Павловича — беспробудные запои. Аромат свежей выпечки и свежевыглаженного белья в их доме довольно часто перебивал терпкий запах перегара. Валентина пыталась прятать от мужа алкоголь, но каждый раз находила новые пустые бутылки.
Спустя 5 лет в семье родилась долгожданная дочь. Казалось бы, идеальная советская семья: знаменитый режиссер, талантливая актриса, двое прекрасных детей, просторная четырехкомнатная квартира в самом сердце Москвы.
Но за всем этим благополучием скрывалась совсем иная правда. Когда дочери исполнилось восемь, Валентина безумно влюбилось в оператора Георгия Рерберга. Это случилось на съемках картины «Отец Сергий». Творческий союз перерос в нечто большее, и вскоре весь московский бомонд только и говорил, что о романе Титовой.
Она долго собиралась с духом - четырнадцать лет терпения, надежд и разочарований. Их последний с мужем разговор, который Валентина вела в голове сотни раз, наконец состоялся.
— Хватит! Я подаю на развод!- эти слова, сорвавшиеся с ее губ, прозвучали как приговор.
Она говорила о ночах, проведенных в тревожном ожидании, о предательстве, пахнущем чужими духами, о бесконечном унижении быть женой алкоголика, вечно оправдывающейся перед соседями за шумные пьяные дебоши.
И под конец, собрав остатки гордости, произнесла самое страшное:
— Я люблю другого.
Первое время дети оставались с матерью. Титова, как могла, пыталась сохранить для них хоть какое-то подобие семьи. Но суровая реальность диктовала свои условия. Скромная "двушка" Рерберга, вечная нехватка денег и бесконечные съемки вынудили ее сделать мучительный выбор.
Сашу пришлось отправить в престижный интернат, где учились дети таких же занятых артистов. Маленькую Лизу устроили в садик с пятидневным пребыванием, а по выходным за девочкой приходила воспитательница. Валентина исправно платила ей, лишь бы дочь не чувствовала себя брошенной.
Это был осознанный выбор — сохранить себя ценой утраты привычного благополучия. Ее решение уйти стало не поражением, а актом духовного освобождения. Она променяла просторные комнаты элитной квартиры на тесные стены обычной "хрущевки". Но обрела нечто более ценное. Право дышать полной грудью, не оглядываясь на чужие слабости.
Да, цена оказалась высока: разлука с детьми, осуждение общества, финансовые трудности. Но даже сквозь слезы актриса понимала: остаться — значит медленно умирать, теряя себя.
Когда Владимир Басов очнулся от очередного пьяного угара, то тут же забрал детей домой. Где-то в глубине его души еще теплилась наивная надежда —Валентина не выдержит разлуки с детьми и вернется. Но дни складывались в недели, а бывшая жена будто стерла их из своей жизни. И тогда Басов сделал то, чего от него никто не ожидал. Навсегда завязал с алкоголем.
Теперь его жизнь обрела новый ритм: утренние сборы Лизы в школу, проверка Сашиных уроков, бесконечная вереница бытовых забот... Стирка, уборка, готовка. Все то, что раньше незаметно делала жена. Суд, увидев эту поразительную метаморфозу, оставил детей с ним.
Но в этой трогательной отцовской заботе таилась и горькая правда. Басов наложил строжайший запрет на любые контакты детей с матерью. Несомненно, режиссер очень любил своих детей, но такая любовь обернулась для них жестоким испытанием.
Если для Владимира Павловича это стало историей искупления, то для Лизы и Саши — глубокой травмой, шрамом на детской душе, который не затянулся и годы спустя...
СУДЬБА ЕЛИЗАВЕТЫ БАСОВОЙ
Дочь всегда была для Владимира Павловича особенным ребенком, любимой девочкой, появившейся на свет, когда ему было уже 47 лет. Он души в ней не чаял, и их связь оставалась крепкой, несмотря на все перипетии семейной драмы.
Лиза с детства росла в творческой атмосфере. И хотя училась игре на фортепиано, ее сердце принадлежало балету. Упорство и труд привели девчушку на подготовительные курсы при Большом театре, а затем в легендарное Вагановское училище в Ленинграде. Уже в 10 лет, проявив недетскую решимость, она переехала туда одна. Отец, несмотря на занятость, регулярно навещал свою любимицу, всячески поддерживая ее мечту.
После окончания училища Елизавета вернулась в Москву, но ненадолго. В 90-е годы, отправившись на гастроли в Грецию с балетной труппой, она приняла решение остаться в Афинах навсегда.
Устроившись в местный театр, Лиза Басова не только построила карьеру, но и обрела личное счастье. Здесь девушка встретила своего первого мужа, а в 98 году у пары родилась дочь Арианда — единственная внучка Басова и Титовой. Позже она вновь вышла замуж. Но брак с врачом распался через 10 лет.
Сегодня дочь знаменитого режиссера преподает в театральном училище. А внучка, унаследовав артистические гены, живет в США и выступает в мюзиклах.
Несмотря на болезненное расставание родителей, Елизавета сумела простить мать.
— Я никогда не держала на нее обиду, - призналась она.
Теперь Валентина Титова, которой уже за 80, часто приезжает в Афины, как сама шутит: "как на дачу". Эти визиты стали тихим утешением для обеих, своеобразным эпилогом к когда-то разорванной истории семьи.
А Владимир Басов, ушедший из жизни в 1987 году, так и не увидел, как сложится судьба его любимой Лизы. Но, глядя на ее жизнь сегодня, можно быть уверенным: он точно бы ею гордился!
Дорогие подписчики и гости канала! Чтобы не пропустить публикации на канале в Дзен, рекомендую подписаться на Телеграм канал , где я своевременно информирую и даю ссылку на новую статью.
Еще на канале: