Продолжаем своё автомобильное путешествие из Гоа в Гималаи. В этой статье - рассказ о поездке в Бадринатх, в ходе которой у нас внезапно появился новый челлендж! Но обо всём по порядку ) Начало всего этого сторителлинга - в этой статье, а остальные части вы найдёте на моём канале.
Итак, мы едем из Ямунотри в сторону Бадринатха и обязательно останавливаемся на красивые виды, на кофе, на приготовить еду, купить местную продукцию. В горной части Уттаракханда в июне очень приятная тёплая погода.
Гнев богини
Следующая наша большая остановка была в храме Дхари деви.
Дхари деви - это локальное божество, защитница штата Уттаракханд и всего гималайского Чар Дхам. Богиня Дхари - одна из форм Дурги. Среди паломников принято перед посещением Чар Дхама получить даршан богини Дхари. Кстати, в этом храме находится только половина тела богини (верхняя часть божества). Нижняя же часть расположена в местечке Калинатх в том же Уттаракханде.
Напомню, что такое Чар Дхам. Их всего два - большой и малый (гималайский).
В индийской части Гималаев находятся самые священные места, почитаемые последователями различных конфессий. В индуизме главными из них являются 4 места, называемые малый или гималайский Чар Дхам:
⛰️ Бадринатх
⛰️ Кедарнатх
⛰️ Ганготри
⛰️ Ямунотри
Все они находятся на высоте свыше 3000 м над уровнем моря.
Среди них Бадринатх является наиболее священным местом, так как он входит в группу из других четырёх дхам, указанных в Ведах в качестве мест, где проявлен Сваям Бхагаван (Всевышний собственнолично).
Вот эти 4 дхамы (большой Чар Дхам):
🕉️ Бадринатх (штат Уттаракханд)
🕉️ Рамешвара (штат Тамилнад)
🕉️ Дварка (штат Гуджарат)
🕉️ Джаганнатха Пури (штат Орисса)
Из этих четырёх дхам я была во всех, кроме Рамешвары. Из четырёх Гималайских дхам я была в Бадринатхе, Ганготри и Ямунотри.
Вернёмся к храму Дхари деви. С ним связана относительно недавняя история.
Летом 2013 года храм богини Дхари был демонтирован и перенесен на бетонную платформу, чтобы освободить место для строительства плотины гидроэлектростанции. Через несколько часов после перемещения божества весь регион столкнулся с одним из самых страшных стихийных бедствий в Индии со времен цунами 2004 года. В северной Индии начались сильнейшие наводнения, которые были вызваны многодневными ливнями, приведшими к разрушительным оползням, которые смыли всю деревню-святыню и унесли жизни сотен людей. Местные жители и верующие считают, что Уттаракханду пришлось столкнуться с гневом Богини Дхари, когда её переместили из её первоначальной обители. Сама гидроэлектростанция в итоге осталась в руинах после наводнения. А новый храм богини Дхари был построен на первоначальном месте.
Я ещё вернусь к истории этого наводнения в одной из следующих статей, ибо количество жертв по региону исчисляется тысячами, а общее число пострадавших - десятки тысяч человек.
Омовения в праягах
А потом начались праяги. Слово «праяг» означает слияние рек. По пути в Бадринатх мы насчитали аж 5 праягов - они назваются Панчапраяг ("панч" означает пять). Сначала мы думали, что возможно, просто будем останавливаться в каждом, чтобы хотя бы окропить голову святой водой, но затем решили - надо принимать омовение во всех! Пусть это будет нашим челленджем! Правда, мой любимый Девпраяг останется на обратный путь, так как в этот раз мы мимо него не проезжали.
Вот хорошая картинка, на которой видны все праяги.
Итак, первый праяг, который встретился нам на пути в Бадринатх, называется Рудрапраяг. Здесь сливаются две реки: Алакананда и Мандакини.
Место омовения называется «сангам», а сам процесс омовения - «снаан».
Омовение в святых реках и источниках принимают в духовной одежде (в идеале), а не в купальниках и не голышом. Хотя, многие мужчины в современности купаются просто в трусах, а для женщин можно использовать шорты и майки. Как правило, все сангамы оборудованы переодевалками.
А вот и наше первое омовение! Вода прохладная, но не ледяная, да и температура воздуха на этих высотах была около +30.
Ну и как правило, в праягах находятся храмы и крематории. После омовения мы посетили маленький храм Шивы (его видно на одном из фото выше и ниже).
А вот в крематорий пока не собираемся )) Но он есть )
Ещё один важный храм, который мы посетили в окрестностях Рудрапраяга называется Котешвар Махадев🛕 Ради него нам пришлось дать крюка по серпантину вниз на несколько км, но оно того стоило! Считается, что это то самое место, где Господь Шива остановился для медитации по пути в Кедарнатх.
С храмом связана древняя история, уходящая корнями в тысячелетия.
Однажды демон Бхасмасур получил от Шивы благословение, что голова любого, кого он коснется, превратится в бхасму (пепел). Увидев мощное воздействие этого благословения, демон попытался уничтожить самого Господа Шиву. Тогда Шива начал скрываться от него, переходя с места на место и, наконец, пришел в пещеру на берегу реки Алакананды. Здесь Шива жил некоторое время, медитируя на Господа Вишну.
Тогда Всевышний решил помочь ему, приняв форму Мохини аватара (прекрасной женщины) и обманом заставив Бхасмасура положить руку на свою голову, из-за чего Бхасмасур сам превратился в пепел. Таким образом, Вишну убил демона и спас своего преданного - Господа Шиву.
В той самой пещере находится лингам, на который естественным образом падает природная вода. Мы даже совершили там небольшую пуджу, предложив Махадеву сандаловые благовония. Фото в пещере я не делала. Слишком сакральное место, совсем не хотелось ничего снимать.
Следующий праяг на нашем пути - Карнапраяг. Здесь сливаются две реки: Алакананда и Пиндар. Здесь же находится храм Карны, сына Солнца и героя Махабхараты, правда мы в этот храм не заезжали, так как он находился на другом берегу, а нам нужно было успеть до заката совершить омовение в этом праяге.
Зато после омовения мы посетили маленький храм Шивы на берегу, где дедушка-служитель завёл нас в святилище и дал медный сосуд с водой, чтобы мы могли совершить абхишеку (полить божество водой). А ещё на берегу была замечена местная флора )
А после мы поднялись в старый храм богини Умы (другое имя Парвати), где вместе с какой-то индийской парой в возрасте начали искать спички, чтобы поджечь благовония. В итоге мы извлекли спички из-за решетки другого помещения, но в коробке оказалось всего 2 штуки, которые не зажглись. Тогда мужичок пошёл на поиски спичек к местным жителям и вернулся с хорошим коробком ) Коробком спичек, разумеется )
Атмосфера в Карнапраяге нам очень понравилась, хотелось побыть там подольше, но уже стемнело, да и дорога предстояла не близкая. Так что мы затарились кое-какими продуктами в магазине и поехали ночевать в Нандапраяг - предпоследний праяг перед обителью Нары-Нараяны в Бадринатхе.
Последние 100 км до Бадринатха
В Нандапраяге мы сняли уютный придорожный отель с внутренним двориком, а омовение пошли делать рано утром сразу после пробуждения.
В Нандапраяге в Алокананду впадает река Нандакини. Согласно одной истории, благородный царь Нанда совершил здесь ягью (огненное жертвоприношение) и попросил благословения Бога, поэтому праяг назван в его честь.
Другая версия гласит, что слияние получило свое название от царя Ядавов Нанды, приемного отца Кришны. Всевышний даровал благословение родиться как сын у Нанды и его жены Яшоды и то же самое благословение Он дал Деваки, жене Васудевы. Поставленный в дилемму, Кришна в итоге родился у Деваки и Васудевы, но был воспитан Яшодой и Нандой.
Вода была прохладной, а течение очень мощным, так что омовение совершали по-быстрому и сидя возле ступеней. Рядом с сангамом был маленький лингам.
А ещё за кадром остались две собаки, которые набросились на нас как только мы спустились со ступеней и завернули непосредственно к сангаму. Правда, собачий «наброс» был исключительно с целью поиграть и погладиться. Но очень скоро вышла бабулька и загнала хулиганов во двор.
Ну и последнее фото из Нандапраяга: обратите внимание на "беседку" справа. Это место кремации )
Нашей следующей большой остановкой стал храм Шри Нрисимхи в городке Джошиматх 🛕
Среди паломников, путешествующих в Бадринатх, существует традиция поклонения Наре-Нараяне (божествам Бадринатха) после поклонения Шри Нрисимхе.
Нрисимха - один из 10 аватар Вишну, имеющий форму человека-льва. Он пришёл на Землю по просьбе своего преданного Прахлада, чтобы защитить его от отца-демона Хираньякашипу.
В этом храме находится божество Шри Нрисимхи.
А ещё этом месте жил известный гуру Шанкарачарья на протяжении 5 лет. Тогда поселение называлось Джьотирматх, но позже название исказилось и стало Джошиматхом.
На фото ниже я сижу под абрикосовым деревом, растущем возле храма. Абрикосы во множестве падают с него, а паломники собирают их и едят. Нам тоже досталось - сладкие, вкусные 🧡
На территории храмового комплекса находятся еще несколько маленьких храмов. Мы посетили их все, затем я купила на мини-базарчике гарвали кэп (традиционную для этого региона шапку) на подарок папе.
После этого мы забрели в аутентичную чайную, где немного отдохнули и отправились к последнему праягу перед Бадринатхом.
Последний праяг на пути к Бадринатху называется Вишнупраяг. В этом месте Всевышний (Вишну) явился к мудрецу Нараде, чтобы ответить на его вопросы.
В Вишнупраяге сливаются Алакананда и Дхаули Ганга. Это был самый мощный из всех пяти праягов нашего путешествия!
Потоки воды были настолько обильными и сильными, что мы принимали омовение по очереди, держа друг друга за руку и не заходя в воду на расстояние больше 1 метра! Зато потом чувствуешь себя таким обновлённым и очистившимся!
Наверху по традиции находится маленький храм с надписью Шри Бхагаван Вишну Нараян мандир - храм Всевышнего Господа Нараяны.
Ну а дальше нас ждала извилистая дорога на высоту 3000 м над уровнем моря в место, которое и искренне считаю самым невероятным местом на Земле из всех мной посещённых - это Бадринатх! Рассказ о нём будет ждать вас в следующей статье )
--- ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ---
Читайте также другие мои статьи:
История Гоа: почему Гоа - "неиндийский" штат? // Судьба бывшей португальской колонии
Первый раз в Индии: с чего начать?
ЭЛЛОРА: самый крупный монолитный храмовый комплекс в мире // Храм Кайласанатх
Подписывайтесь на мои соцсети:
Нужен гид по Индии?
Пишите мне в личку