Найти в Дзене
Lace Wars

Золотая клетка с железными прутьями: изнанка османского гарема

Оглавление

Дворец грез и нечистот

Кино и сериалы любят рисовать османский гарем как сказочное место, где сотни красавиц в шелках и золоте томно вздыхают в ожидании повелителя. Реальность, однако, пахла совсем не розами и мускусом. До эпохи Сулеймана Великолепного, который действительно вложил немало средств в перестройку и благоустройство дворца Топкапы, гарем часто представлял собой перенаселенный, душный и грязный муравейник. Сотни женщин — наложницы, их дети, калфы, служанки, рабыни — были заперты в тесных помещениях, где понятия о гигиене и санитарии были весьма условными. Вспышки болезней, от оспы до чумы, были обычным делом и выкашивали обитательниц «золотой клетки» десятками. Это была не сказка, а коммунальная квартира с неограниченной властью у коменданта.

Для девушки, попавшей сюда с невольничьего рынка, первый шок был не от роскоши, а от тотального контроля и отсутствия личного пространства. Ее прежняя жизнь стиралась. Ей давали новое имя, ее заставляли принять ислам, ее начинали обучать. Но это было не элитное образование, а скорее профессиональная подготовка. Ее учили турецкому языку, музыке, танцам, искусству быть приятной и, что самое главное, искусству быть незаметной. 99% этих девушек никогда не видели султана в глаза. Их удел — служить более удачливым фавориткам, а со временем, если повезет, выйти замуж за какого-нибудь чиновника средней руки. Мечта о том, чтобы разделить ложе с падишахом, была лотереей с ничтожными шансами на выигрыш.

Порядок в этом женском царстве держался не на благородстве, а на страхе. Иерархия была жесткой, как армейский устав. На вершине — Валиде-султан, мать правящего падишаха. Ее слово было законом. Ниже — сестры и дочери султана. Затем — фаворитки-икбал и матери наследников-кадын. Под ними — калфы, опытные и часто жестокие надзирательницы, прошедшие эту школу от начала до конца. А в самом низу — бесправные одалиски и служанки. Любой проступок, любое неосторожное слово или косой взгляд могли привести к наказанию. И система этих наказаний была разработана с изощренной жестокостью, чтобы не просто причинить боль, а сломать волю и показать всем остальным, что бывает с теми, кто забывает свое место.

Сулейман, придя к власти, действительно навел в этом хаосе относительный порядок. Он построил новые бани, расширил покои, ввел четкое расписание и систему жалования. Но суть гарема не изменилась. Он так и остался позолоченной тюрьмой, где единственной целью было выжить и, если повезет, подняться на ступеньку выше по скользкой лестнице интриг. А для поддержания порядка в тюрьме нужны не только пряники в виде шелковых платьев и шербета, но и очень увесистый кнут. И этот кнут в руках администрации гарема никогда не простаивал без дела.

Искусство выживания: шепот, яд и донос

Повседневная жизнь в гареме была тихой войной всех против всех. Каждая девушка была соперницей для другой. Борьба шла за все: за красивый наряд, за лишний кусок сладостей, за благосклонный взгляд калфы и, конечно, за главную цель — привлечь внимание султана. В ход шли любые средства. Девушки объединялись во временные союзы, плели интриги, подслушивали, шпионили. Донос был самым распространенным и эффективным оружием. Достаточно было шепнуть на ухо нужной калфе, что такая-то девушка плохо отзывалась о Валиде или нарушила пост, и механизм наказания запускался немедленно. При этом проверять правдивость доноса никто особо не утруждался. Часто это был лишь повод, чтобы избавиться от слишком красивой или слишком дерзкой конкурентки.

Мелкие проступки карались относительно мягко. Провинившуюся могли лишить еды на день, запереть в темном чулане или назначить на самую грязную работу в прачечной или на кухне. Это были стандартные воспитательные меры, призванные напомнить девушке о ее месте. Более серьезным наказанием считалось публичное порицание или несколько ударов тонкой палкой. Главной целью здесь было не столько причинить физическую боль, сколько унизить провинившуюся перед остальными, показать ее беспомощность и зависимость от воли начальства.

Но иногда интриги заходили слишком далеко. Ревность и зависть могли толкнуть на настоящее преступление. История знает случаи, когда одна наложница пыталась отравить другую, более удачливую. Или подбрасывала ей компрометирующие вещи, чтобы обвинить в колдовстве или в запретной связи. Если обман вскрывался, наказание было уже куда более суровым. Виновную могли надолго запереть в карцере, почти не давая еды и воды. Или приговорить к порке кнутом, которая оставляла шрамы не только на теле, но и на душе.

Самым страшным для любой обитательницы гарема было обвинение в нарушении его главных законов. Эти законы касались двух вещей: чистоты династии и абсолютной преданности султану. Любое посягательство на эти святыни каралось с демонстративной жестокостью. И здесь уже не было места ни жалости, ни снисхождению. Девушка, перешедшая эту черту, переставала быть человеком. Она становилась примером, на котором учили других. Ее судьба должна была вселить ужас в сердца остальных и навсегда отбить у них желание даже помыслить о подобном.

Плата за любовь: огненная печать и холодные воды

Самым тяжким преступлением, которое могла совершить наложница, была измена. Тело девушки, вошедшей в гарем, принадлежало только одному человеку — султану. Даже если она никогда его не видела, она была его собственностью. Любая связь на стороне — с евнухом, стражником, или, что тоже случалось, с другой наложницей — рассматривалась как государственная измена. Это было не просто прелюбодеяние, это было оскорбление самого падишаха, покушение на чистоту его рода. И наказание за это было соответствующим.

Если девушку уличали в запретной любви, ее ждала страшная участь. Одним из самых унизительных наказаний было клеймение. Виновной могли оставить на теле огненную печать позора. Этот знак навсегда лишал ее будущего. После такой процедуры ее обычно выгоняли из дворца. Но на улице ее жизнь была кончена. С клеймом прелюбодейки она не могла ни выйти замуж, ни найти работу. Такие женщины становились изгоями, обреченными на нищету и медленную смерть в мучениях.

Но часто султаны или их визири не утруждали себя клеймением. Провинившуюся просто убирали. Тихо и навсегда. Самым известным способом избавиться от неугодной наложницы было отправить ее в последнее плавание. Девушку помещали в кожаный мешок, и глухой ночью лодка уносила ее к середине Босфора. Там мешок с его живым содержимым вверяли темным водам. У жертвы не было ни единого шанса на спасение. Босфор становился ее последним пристанищем, а его холодные объятия навсегда скрывали тайну ее преступления и наказания. В некоторых источниках упоминается, что во дворце Топкапы даже существовал специальный каменный желоб, который вел прямо из гаремных покоев к морю. По нему и отправляли в путешествие без возврата тех, кто прогневал повелителя.

Подобная участь ждала не только неверных наложниц, но и тех, кто был заподозрен в шпионаже или заговоре. История Садыки-хатун из «Великолепного века», которая пыталась поднять руку на Сулеймана, — яркий тому пример. Хотя историчность этого персонажа сомнительна, сам метод расправы вполне соответствует духу времени. Любая угроза жизни падишаха или стабильности династии пресекалась немедленно и окончательно. И эта расправа должна была быть не только неотвратимой, но и поучительной. Она должна была показать, что рука султана достанет любого предателя, где бы он ни находился.

Наука унижения: танец на босых ногах

Среди всего арсенала наказаний в гареме было одно, которое применялось особенно часто. Оно было достаточно жестоким, чтобы внушать страх, но не настолько, чтобы портить «ценное имущество» султана. Речь идет о фалаке. Эта процедура заключалась в битье толстой деревянной палкой или кнутом по босым ступням. На первый взгляд, это может показаться не самым страшным наказанием. Но это только на первый взгляд.

Ступни человека — одна из самых чувствительных частей тела. На них сосредоточено огромное количество нервных окончаний. Кожа там тонкая и нежная. Удары по ступням вызывают острую, пронзительную боль, которая многократно усиливается с каждым новым ударом. Но дело было не только в боли. Фалака была глубоко унизительной процедурой. Наказуемую девушку валили на пол, ее ноги закрепляли в специальном деревянном станке или просто держали евнухи. Она была в совершенно беспомощном положении, лишенная возможности не то что защищаться, но даже пошевелиться.

После такого наказания девушка несколько дней не могла ходить. Ступни распухали и превращались в один сплошной синяк. Иногда последствием такого наказания становились серьезные проблемы со здоровьем, повреждения суставов и нервов. Но главной целью фалаки было не покалечить, а сломать. Это был способ показать девушке, кто здесь хозяин. Это был урок покорности, который она запоминала на всю жизнь.

Стоит отметить, что фалака не была изобретением гарема. Это было одно из самых распространенных наказаний во всей Османской империи. Ей подвергали и нерадивых учеников в школах, и провинившихся солдат в армии, и мелких преступников на городских площадях. Так что в этом смысле гарем был лишь зеркалом, отражавшим общую жестокость нравов той эпохи. Но в замкнутом и душном мире «золотой клетки», где каждый день был борьбой за выживание, звук палки, бьющей по босым ногам, был самым страшным саундтреком этой борьбы.

Последний аргумент: безмолвие шелкового шнурка

Все вышеперечисленные наказания, какими бы жестокими они ни были, предназначались для женщин. Но в Османской империи существовал еще один, особый вид расправы, который был зарезервирован для самых высокопоставленных особ — для визирей, пашей и, что самое страшное, для родных братьев и сыновей самого султана. Речь идет о прощании с жизнью при помощи шелкового шнурка.

По османским законам, проливать кровь члена правящей династии считалось великим грехом. Кровь Османов была священной. Но это не мешало султанам избавляться от неугодных родственников. Просто для этого был придуман «чистый» способ. Дыхание приговоренного прерывали. Делали это обычно несколько немых палачей (глухонемых специально нанимали во дворец, чтобы они не могли подслушивать и разглашать государственные тайны). Они набрасывали на шею жертвы шелковый шнурок, и жизнь уходила тихо, без единой капли пролитой крови. Закон был соблюден.

Именно так закончил свою жизнь шехзаде Мустафа, сын Сулеймана и Махидевран. Именно так закончил свою жизнь великий визирь Ибрагим-паша, друг и соратник Сулеймана. Этот метод был вершиной османского политического цинизма. Он позволял совершать самые жесткие деяния, формально оставаясь в рамках закона и благочестия. Это было убийство в белых перчатках, тихое, безмолвное и оттого еще более жуткое.

В гареме об этом знали все. Каждая наложница, родившая сына, понимала, что она подарила ему не только шанс на трон, но и потенциальный смертный приговор. Как только один из ее сыновей становился султаном, его первым приказом обычно был приказ отправить в вечность всех его братьев, чтобы исключить любую возможность борьбы за власть. Этот жестокий обычай, введенный султаном Мехмедом II Завоевателем, получил название «закон Фатиха». И он превращал гарем не просто в змеиное гнездо, а в инкубатор, где матери десятилетиями выхаживали своих сыновей, прекрасно зная, что в конце выжить должен только один. А остальных ждет безмолвие шелкового шнурка. И это, пожалуй, была самая страшная пытка из всех — пытка ожиданием.