Конспект: Л.И. Зубок/ Очерки истории США (1877-1918гг.). М. Гос.изд. Политической литературы. 1956г.
Захват земель индейцев
Быстрое накопление богатств в большой степени было связано с политикой захвата земель индейцев и физического уничтожения огромной части индейских племён.
Примерно с 30-х гг. XIXв. правительство США начало переселять индейские племена из восточной части страны на специально созданную Индейскую территорию (в нынешние штаты Оклахома, северная часть Небраски, Канзас).
Американские чиновники покупали вождей восточных племён, и они за спиной своего народа подписывали "договоры" о продаже племенных земель в обмен на земли, обещанные племенам на Индейской территории. Но индейцы не признавали мошеннических договоров, боролись за право остаться на родине (война племён виннебагов, сиу, сак, фокс и многих других). Для индейцев создавались невыносимые условия, их деревни сжигались, посевы вытаптывались, правительство посылало против них регулярные войска. Целые племена под конвоем препровождались за Миссисипи.
Земли Индейской территории были обманом отняты у индейцев прерий, так же как были отняты земли у индейцев, живущих в восточных штатах. Поэтому индейцы прерий встречали переселенцев враждебно. Однако в дальнейшем пришли к соглашению, стремясь противостоять дальнейшей экспансии американцев.
Разработка горных богатств, строительство ж/д, занятие скотоводами обширных территорий - всё это приводило к тому, что и другие индейские племена истреблялись, как и бизоны.
С 1862г. правительство США начало период кровавых экспедиций с целью окончательного порабощения индейских племён (1864г. - чейены в форте Лион были окружены солдатами под командованием полковника Чивингтона и расстреляны; 1862-1867гг. - войны с сиу, чейенами, навахами и другими индейскими племенами).
В тех случаях, когда в резервациях бывали обнаружены запасы металлов или нефти, индейцев сгоняли с территорий, где они обосновались, и переселяли на новые земли.
К 80-м годам все индейские племена были помещены в резервациях. Но очень скоро и эти земли понадобились американцам. В 1887г. был принят закон Дауэса; главной целью которого было покончить с племенным строем индейцев в резервациях и с общинным владением землёй. Согласно этому закону земля делилась между индейцами, но только по истечении 25 лет индеец становился её владельцем и мог получить права американского гражданства.
Оставшиеся после такого перераспределения земли могли быть куплены правительством для продажи поселенцам. Этот закон дал возможность отобрать у индейцев новые земли. В результате его проведения индейцы США потеряли свои лучшие земли. В одной только Оклахоме племена криков, семинолов, гоктавов, чикасоу и чероков потеряли за 20 лет 5872500га из своих 6480тыс. га. А все индейцы США лишились за период с 1887 по 1933гг. 36,5млн. га (*см.: Уильям З. Фостер. Очерк политической истории Америки. М. 1955г., стр. 296).
Строительство трансконтинентальных железных дорог
Быстрое развитие промышленности, стремление как можно скорее освоить огромные территории, захваченные у индейцев, экономическая и политическая необходимость соединить старые штаты Востока с тихоокеанскими штатами, обеспечить лучшие средства перевозки с/х продуктов Запада и промышленных товаров индустриально развитых штатов, и т.д. ускорили развитие ж/д транспорта.
По выражению одного историка (L. Huberman) если "до Гражданской войны пионеры, двигаясь на Запад, ожидали прокладки ж/д, то после войны ж/д проводились на Запад и ждали переселенцев". Строительство путей сообщения способствовало образованию и развитию обширного внутреннего рынка, что в свою очередь ускоряло процесс индустриализации.
Это бурное развитие ж/д строительства (к 1900 в США функционировало свыше 190 тыс. миль ж/д, что превышало общую длину всех дорог Европы и равнялось почти половине ж/д сети всего мира) в свою очередь отражалось на самых различных сторонах американской жизни:
- стимулировало переселение на Запад;
- ускоряло развитие железоделательной и сталелитейной промышленности;
- воздействовало на развитие земледелия.
NB: Сооружение дорог стало возможным благодаря громадной помощи, которую оказывали ж/д компаниям федеральное правительство и власть штатов. Эта помощь осуществлялась путём передачи им больших фондов земель и крупных денежных сумм, т.е. путём расхищения народных богатств.
• Союзная тихоокеанская линия ж/д
• Центральная тихоокеанская линия ж/д
(на строительстве Центральной работало более 10 тыс. китайских рабочих, на строительстве Союзной - около 12 тыс. бывших солдат и иммигрантов)
• Северная дорога
• Южная тихоокеанская дорога
• дорога Санта-Фе
"Фактически, - как пишет Фостер (Уильям З. Фостер. Очерк политической истории Америки. стр. 307), - дороги были построены правительством, которое затем передавало их частным компаниям... Американский народ заплатил за ж/д в несколько раз больше их действительной стоимости, но они всё-таки принадлежат капиталистам".
К концу столетия большинство ж/д оказалось сосредоточенным в руках шести групп промышленников:
• группа Моргана и Моргана-Бельмонта,
• группа Гарримана,
• Пенсельванская группа,
• группа Гульда,
• группа Хилла
(около 40 тыс. ж/д линий осталось в руках независимых компаний).
Заселение Запада
Одновременно со строительством ж/д и жестокой расправой с индейцами происходило быстрое заселение Запада и Тихоокеанского побережья. До Гражданской войны многие районы Запада были либо совсем не заселены, либо заселены крайне слабо. К таким р-нам относились штаты Канзас, Небраска, Дакота, часть Колорадо, Вайоминг и Монтана.
С началом строительства трансконтинентальных ж/д положение изменилось. Ж/д компании подали поселенцам большую долю земель, находившихся в их владении. Каждая владевшая землёй ж/д создавала особое земельное управление. Агенты ж/д компаний широко рекламировали в США и в Европе новые р-ны, чтобы привлечь переселенцев. В результате этой пропаганды сюда было привлечено большое количество переселенцев, искавших лучших условий существования.
Ветераны Гражданской войны устремились в Канзас и Небраску. Фермеры с нижнего течения Миссисипи продавали свои дорогостоящие участки, с тем чтобы приобрести на Западе более дешёвую землю. Мелкие дельцы, находившиеся в затруднительном положении, рабочие и разорившиеся фермеры восточных р-нов в поисках лучшей жизни отправлялись на Запад. Сюда же устремлялись европейцы, поверившие пропаганде агентов ж/д и судовых компаний. Жажда наживы влекла на Запад и многочисленных авантюристов, и спекулянтов.
"Золотая лихорадка": наплыв переселенцев в Колорадо, а впоследствии - в Монтану, Айдахо, Вайоминг, Аризону и Дакоту.
В последние десятилетия XIXв. новые рудники стали важными промышленными центрами страны.
Заселение Запада означало, что земледелие и промышленность получили новые обширные территории. Освоение западных земель и развитие с/х США ускорилось в связи с применением закона о гомстедах, утверждённого президентом Линкольном в 1862г.
Этот закон предоставлял фермерам-переселенцам право занимать любой участок пустовавшей земли площадью не более 160 акров, который после обработки в течение пяти лет становился собственностью переселенца.
До конца столетия среди фермеров-переселенцев было распределено по закону о гомстедах 81млн. га земли (У.З. Фостер. Очерк политической истории Америки, стр. 309).
Штаты Миссури, Небраска, Канзас, Оклахома, Миннесота, Северная и Южная Дакота, Вашингтон и Калифорния стали центрами производства пшеницы; в Айове, Небраске и Канзасе преобладала кукуруза. США превратились в самого крупного поставщика пшеницы в мире.
В.И. Ленин указывал, что основным фоном развития с/х США в эти годы является "перерастание патриархального крестьянина в буржуазного фермера" (Соч., т.13, стр.216).
Этот путь развития капитализма в с/х Ленин называл "американским" в отличие от "прусского". Обилие "свободных" земель в некоторых р-нах США не устранило капитализма, а, наоборот, ускорило его развитие.
Этот "американский путь" сопровождался обнищанием, обезземеливанием и разорением сотен тысяч фермеров.
Новые поселенцы, обычно фермеры со своими семьями, продвигались на Запад, борясь за получение земель, на которых они могли бы обосноваться. Но здесь они наталкивались на всякого рода препятствия, порождаемые спекуляцией землёю, со стороны ж/д компаний и правительственных чиновников (через подставных лиц, агентов, компании сначала получали наделы, а потом продавали фермерам по спекулятивным ценам (ведь правительство США служило лишь интересам буржуазии и помещиков)). Земельный департамент федерального правительства выполнял все требования земельных спекулянтов.
С развитием механизации с/х (сноповязалка, жатвенные машины, паровые тракторы, интегральная сеялка, картофельные сажалки и копалки, сечки для корма и т.д.) затруднения трудящихся фермеров возрастали, т.к. они не в состоянии были приобретать новый инвентарь и вынуждены были закладывать гомстеды. лишь незначительный процент переселенцев смог осилить вставшие перед ними трудности. Часть переселенцев, не выдержав борьбы, возвращалась на Восток, другие - превращались в арендаторов.