Авторское путешествие в Иран – Путешествие в Персию - отдых в Иране – Зороастризм - Заратустра - Йезд – зороастрийский храм Атешкадех - Фравахар - символы Зороастризма – Вечный Огонь – Авеста – Солнечный календарь Огнепоклонников – Зороастрийский календарь - обряды зороастрийцев
А так ли в действительности говорил Заратустра?
Обо всех тонкостях Зороастризма нам удалось узнать во время Большого Путешествия по Ирану в 2022 году….
Из сказочного Исфахана мы последовали дальше на юг, в город Йезд, древний персидский город, расположенный посреди пустыни, город бадгиров, глинобитных домов и запутанных лабиринтов … Сюда по подземным акведукам когда-то была отведена вода из исфаханской реки Заянде Руд, чтобы этот город мог существовать в засушливом климате и население его не умерло от жажды.
И первое, куда мы направились, добравшись до Йезда, был Храм Огня Атешкадех.
Храм Огня – небольшое строгое и в то же время величественное здание с колоннами из белого известняка в окружении вечнозеленых кедров и туй, отражающихся в спокойных водах небольшого водоема, расположен в черте города, в священном для зороастрийцев месте.
Вход в храм венчает один из главных символов Зороастризма - Фравахар, человеческий образ с распростертыми крыльями, главный символ Зороастризма.
Меня, человека технического, всегда завораживали Символы.
Символы сопровождают нас повсюду – ведь человеческий мозг так устроен, что любую информацию он зашифровывает-упаковывает в удобный для него лаконичный образ. Так удобно, наглядно и, главное, понятно.
Символ – это визуализированная мысль, философская мудрость веков, сжатая до размеров формулы.
На фигурку Фравахара на стене сразу же обратил наше внимание гид Мехрзад, едва мы ступили на территорию храма.
Когда наш незабвенный Мехрзад о чем-то эмоционально рассказывал, он иногда второпях забавно путал мужской род с женским – пресловутые тонкости перевода с фарси)) И в тот раз, «разбирая по косточкам» главный логотип зороастризма - Летящий Крылатый Диск с ликом Мудреца, и разжёвывая нам, что означает та или иная его часть на языке символов, он мило обзывал его «СтарЮшка», имея в виду конечно же Старичка (Мудреца).
Так и врезалось в память, зато усвоилось навсегда..
Фравахар – главный Символ Зороастризма
Что же зашифровано в главном символе Огнепоклонников – Фравахаре? Какова его история?
Фаравахар, крылатый диск с ликом человека, который обычно используется как символ зороастрийской веры, имеет долгую и удивительную историю в искусстве и культуре Ближнего Востока.
Его символика и философское значение — древнее наследие, прошедшее путь в три тысячи лет и дошедшее до наших дней.
Слово “фаравахар” — пехлевийское, или среднеперсидское. Оно происходит от древнеперсидского слова фраваране (fravarane), что означает “я выбираю” (выбор Добра, или Благой Веры Заратустры). Другое связанное с ним слово — фраварти (fravarti) или фраваши (fravashi), происходит от альтернативного значения “защита”, подразумевая божественную защиту Духов-Хранителей, Фраваши. От этих слов и было образовано более позднее среднеперсидское слово Фравахар (fravahаr) или Фаравахар (faravahar).
То есть слово Фравахар более позднее, современное. Никто не знает, как древние персы называли свой Крылатый Диск.
Но история символа и до, и во время использования персами показывает неизменное значение — это Божественное Благословение Царю.
История изображения Фаравахара берет начало в древнем Египте от стилизованного образа птицы, известного в геральдике как “Орёл с Распростёртыми Крыльями” и показывающего изображение снизу летящей птицы с крыльями, хвостом и вытянутыми лапами. Такие изображения использовались в различных культурах на протяжении всей истории человечества.
Египетский рисунок “Орла с Распростёртыми Крыльями” помещен над сокровищницей Тутанхамона, где фигура изображена с телом птицы и головой человека, держащей иероглифические символы в когтях.
Еще ближе к Фравахару египетские изображения Солнечного Диска с Крыльями. Этот крылатый солнечный диск представляет Хоруса, Бога-Ястреба, который, как верили древние египтяне, воплощается в Фараоне, Боге-Царе.
Позднее (во втором тысячелетии до н. э. ) это изображение мигрировало из Египта на Ближний Восток. Оно появляется над высеченной фигурой хеттского Царя.
В Сирии его можно увидеть на печати митаннийской цивилизации (ок. 1450-1360 до н. э.)
То есть Символ прообраза Фравахара имеет и месопотамские корни, будучи объединённым с египетским символом в древней Ассирии.
Без человеческой фигуры это символ бога Солнца Шамаша, но с человеческой фигурой это символ ассирийского бога Ашура.
Он появляется на многих наскальных рельефах и печатях.
Ассирийские версии крылатого диска иногда изображали фигуру Царя внутри диска, показывая его поднимающимся из диска на изображении, весьма близком к Фравахару, как это отражено в персидском искусстве.
В ассирийской версии образ трансформируется в изображение, где лапы птицы нарисованы в виде вьющихся лент с обеих сторон диска, заканчивающихся когтями или завитками, как и впоследствии в персидском изображении. ..
… Мехрзад, увлеченно рассказывая нам о Старюшке, пояснил, что означает этот Символ в целом и каждый его фрагмент в отдельности.
И на табличке в храме под изображением Фравахара мы видим подкрепление его слов..
Зороастрийцы верят, что в человеке есть Пять Сущностей - Сил:
1 – Тело, 2 – Энергия, 3 – Дух, 4 – Сознание, 5 – Фраваши - Божественная Сущность, заложенная в человека при его сотворении, которая ведет его к совершенству, это некий Благой Дух, присущий каждому живому существу и созданный Ахура-Маздой до материального мира, некий "информационный канал", связывающий все живые существа и мироздание в целом.
Все эти Силы, заложенные в человека Богом, ведут его к Прогрессу при жизни и возвращают к Священной Сущности после смерти.
Таким образом, Фравахар означает «Прогрессирующая Сила».
Теперь разберём Фравахара "по косточкам". Что же символизирует каждая?
Два расширенных Крыла, прикрепленные к Кольцу посередине. Символы Добра:
Каждое крыло состоит из трех частей, которые символизируют Добрые Мысли, Добрые Слова и Добрые Дела. Чем сильнее наши Крылья Добрых Мыслей Слов и Дел, тем выше мы можем парить в Круговороте Вселенной
Кольцо посередине (Символ Вращательного Движения Вселенной)
Любой объект, движущийся по круговой траектории, возвращается в исходное положение. Если мы делаем Добро, нам даруется Добро, если мы совершаем Зло, мы получаем Зло.
Кольцо в левой руке (Символ Завета и Обещания)
Чтобы преуспеть в жизни, необходимо всегда выполнять свои обещания и соблюдать свои Заветы. В обручальных кольцах заложен этот сакральный смысл.
Правая рука, поднятая вверх. Символ Веры в Бога:
Чтобы преуспеть в Жизни, необходимо всегда поклоняться Богу и быть благодарным ему.
Нижняя часть фигуры – Хвостовое оперение (Символы Зла):
Состоит из трех частей и символизирует Дурные Мысли, Дурные Слова и Дурные Поступки. Чем тяжелее шлейф наших мыслей, тем больше препятствий возникает на пути нашего продвижения в круговороте Вселенной.
Левая Лента - Лапа Мину. Символ Чистых и Священных Мыслей.
Чистые и Священные Мысли должны быть выдвинуты на передний план, чтобы они ускоряли Прогресс
Правая Лента-Лапа – Ангаре Мину (Ариман) – Символ Разрушительных Мыслей
Эти Мысли следует оставить позади, игнорировать их.
…..А мы заходим в храм и приближаемся к главной Святыне Зороастризма - Огню.
В храме Огня Атешкадех находится алтарь с Вечным Огнем (см видео).
Это главная и священная реликвия зороастрийцев. По некоторым данным, он горит примерно с 470 года нашей эры.
В зороастризме Огонь играет центральную роль и рассматривается как символ Чистоты, Света и Божественной Благодати.
Он олицетворяет Истину и Знание, а также служит символом бога Ахура Мазды, верховного божества в этой религии.
Огни в храме зороастрийцев, называемые Аташ-и Верд, поддерживаются постоянно и являются объектом поклонения.
Зороастрийцы верят, что огонь очищает и защищает их.
Посетителям храма разрешено смотреть на священный огонь только через стекло из зала, чтобы не осквернить его своим дыханием.
Авеста и зороастрийский календарь.
Внутри здания храма, рядом с огнем, находится главная священная книга зороастрийцев - Авеста.
Авеста - это собрание молитв и нравоучений, в которые так свято верят зороастрийцы. Она является не только священной книгой, но и памятником древней персидской истории и литературы, отображающей материальную и духовную сторону жизни.
Авеста состоит из пяти основных разделов: Ясна, Яшт, Вендидад, Висперед и Хорде-Авеста. Каждый из этих разделов имеет свое уникальное содержание. В табличках-комментариях на стене храма читаем:
1. Ясна (Yasna): Это первая и сама важная часть Авесты. Этот раздел содержит литургические стихи, включая молитвы-Гаты, или стихи пророка Заратустры, а также гимны, посвященные богу Ахура-Мазде и другим божествам. В Ясне обсуждаются вопросы морали - Правда, Восхваление и Послушание, а также идея преображения Мира.
2. Яшт (Yasht):
Яшт состоит из гимнов, посвященных различным духовным существам зороастрийского пантеона.
3. Вендидад (Vendidad):
Вендидад содержит предписания, регулирующие ритуалы, моральное поведение и Очищение, взаимодействие с Миром Добра, называемом «Изели» и борьбу со Злом и Нечистыми Силами, называемыми «Дэвами».
4. Висперед (Visperad):
Висперед состоит из дополнительных стихов, дополняющих Ясну, и используется в ритуальных целях. В ней предписано, как следует восхвалять и воздавать должное всем благим элементам этого Мира, в том числе Празднованиям и Радости.
5. Хорде-Авеста (Horde Avesta):
Хорде-Авеста, или "Малая Авеста", представляет собой сборник молитв, используемых как священниками, так и мирянами в повседневной жизни.
В совокупности эти пять разделов и образуют Авесту, которая является основой зороастрийской веры.
Солнечный календарь Зороастрийцев:
Зороастрийский Солнечный календарь известен как календарь Джалали или персидский календарь. Он состоит из 12 месяцев, и каждый месяц делится на 30 дней.
Мехрзад рассказывает, и в комментариях-табличках на стене храма читаем:
Последние Пять дней Года называются Панджчами. Пять дополнительных дней назывались «украденными» (ал-мустарака)
Итого зороастрийский год состоит:
12 месяцев х 30 дней + 5 дней Панджех = 365 дней
Поскольку 1 Солнечный год состоит из 365 дней и 6 часов, каждые 4 года к Панджеху добавляется один день , называемый «Авардад». И такой год называется Високосным.
Каждый месяц в Зороастрийском календаре месяца назван в честь определённых природных явлений или божеств.
Можно узнать, что означает по-зороастрийски месяц, в котором ты родился. Интересно-интересно...
- Фарвардин – «возрождающий»
- Ордин – «цветущий»
- Хордод – «светлый»
- Тир – «стрела»
- Мордад – «бессмертный»
- Шахривар – «царский»
- Мехр – «любовь»
- Ахерванд – «вечность»
- Дей – «одиннадцать»
- Бахман – «счастливый»
- Исфандар – «маяк»
- Амира – «долгожданный»
В каждом месяце по 30 дней и каждый из них имеет свое название, связанное с различными аспектами верований и природы:
1 - Ohrmazd (Урмазд - Ахура-Мазда) - День, посвященный верховному божеству Ахура-Мазда.
2 - Bahman (Воху Мана) - День Благой Мысли
3 - Ardibehesht (Аша Вахишта) - День Лучшей Истины.
4 - Shahrevar (Кшатра Ваирья) - День Избранной Власти,
5 - Spendarmad (Спента Армаити) - День Святого Благочестия, Совершенной Логики
6 - Hordad (Хордад) - День Целостности, Совершенства
7 – Am-bos-dad (Амертат) - День Бессмертия, Вечность
8 - Day-be-Azar (Азар) - День Огня, связанный с Создателем.
9 - Adar (Атар) - День Огня.
10 - Aban (Абаан) - День Вод.
11 - Khorshid (Хоршид) - День Солнца.
12 - Mah (Мах) - День Луны.
13 - Tir (Тир) - День звезды Сириус.
14 - Gosh (Гош) - День Души Быка, День Жизни.
15 – Dey Be Mehr – День язата (божества) Мехра (Михр) – День Ангела - Хранителя
16 - Mihr (Михра) – День Дружбы, Света и Справедливости.
17 - Srosh (Срош) - День Сраоши. День язата Сраоши - покровителя Молитвы, Слова и Знания, а также Защитника от злых духов. День Послушания.
18 - Rashnu (Рашну) - День язата Рашну, божества, связанного с Истиной, Правосудием и Справедливости
19 - Farvardin (Фраваши) - День Благого Духа (язата) Фраваши. День Прогресса и Продвижения.
20 - Behram (Вахрам) - День Победы.
21 - Ram (Рам): День Счастья.
22 – Bod (Бод). День Ветра
23 - Dey De Din (Дэй Бе Дин): День Огня, связанный с Создателем.
24 - Zamyad (Замйад): День Земли.
25 - Marespand (Мареспанд) – Erd (Эрд): День Духов - Счастье
26 - Anagran (Аногран) – Ashtad (Аштад): День Звезд. Честность
27 - Dae-pa-Mihr (Дей-мехр) – Aseman (Асеман): День Митры, связанный с Создателем. Небо.
28 - Mihr (Михра) – (Замьяд): День Митры. Земля
29 - Siroza (Широза) – Mantr (Мантр): День Широзы (Небесных Существ) – Священных Слов
30 - Aniran (Аниран) - День, посвященный Бесконечному Свету
Дни Урмазд , Дей Бе Азар, Дей Бе Мехр и Дей Бе Дин – являются государственными Праздниками....
Как интересно! Мой день - Хордад - День Целостности и Совершенства. Есть, однако, к чему стремиться!
...Тем временем Мехрзад увлеченно рассказывал нам о праздниках и обрядах зороастрийцев.
Очень интересно проходит у зороастрийцев ритуал Говахгири – Церемония Бракосочетания.
Ритуал Говахгири – Бракосочетание
Брак считается священным в Зороастризме, и для проведения церемонии Бракосочетания священник проводит ритуал Говахгири.
Говах – означает Свидетель, а Говахгири – привлечение Свидетелей для бракосочетания между Мужчиной и Женщиной.
Брак, по представлениям зороастрийцев, это связь между двумя мудрыми людьми, которая не может быть разорвана, за исключением некоторых особых случаев, упомянутых в зороастрийских надписях.
В зороастрийской религии человек может иметь только одного мужа или одну жену.
В день Говахгири, который отмечается за день до церемонии Бракосочетания, невеста надевает белое платье, называемое Макна, и зеленый платок на голову, а жених - зеленую шляпу с зеленым шарфом, перекинутым через правое плечо.
В качестве Свидетелей должны быть привлечены 7 человек. Священник начинает церемонию чтением строк из Авесты и спрашивает пару, любят ли они друг друга, а затем дает им советы относительно супружеской жизни.
Мехрзад рассказал нам и о Молитве Зороастрийцев.
Молитва совершается 5 раз в день. Ей предшествует ритуал Очищения - зороастрийцы омывают водой руки и лицо. Затем поднимают их к Свету и поклоняются Богу Ахура Мазде.
Первый Гах – Гах Хаван – на восходе Солнца
Второй Гах – Гах Рапитван – в полдень
Третий Гах – Гах Озейран - в обед
Четвертый Гах – Гах Айве Серотрем – в вечернее время, в полдник
Пятый Гах – Гах Ошахен – на закате Солнца
Зороастрийцы произносят молитву в направлении к Свету, поскольку верят, что Ахура Мазда – это Свет Всех Светил (Шидан Шид) и верят в Свет, исходящий от Вечного Огня, который горит уже тысячи лет.
Что и говорить, покидали мы зороастрийский храм Атешкадех окрыленными, унося с собой в душе Свет того самого Вечного Огня…
А у меня с тех пор появился Мой Защитник Ангел-Хранитель – Старюшка-Фравахар, который согревает мне сердце и следует всюду за мной....
Путешествие в Иран ("Персидская Сказка") с Инессой и Александром
Выражаем горячую благодарность агентству Iran Sun World/Tour &Travel Agency, персонально Элине Монтасери и нашему восхитительному гиду Мехрзаду Декханхалили за великолепную организацию Путешествия в Иран по согласованному маршруту.
#авторскийтурвиран #турвиран #авторскийтурсинессойплатоновойвиран #иран #странаариев #тегеран #исфахан #кашан #пустынямаранджаб #язд #зороастризм #розовоеозеромахарлу #башнимолчания #кешм #ормуз #iran #authortourwithinessaplatonova #authortouriniran #tehran #kashan #desertmarandzhab #yazd #maharloulake #keshm #hormuz
Друзья! Подписывайтесь на наш канал о Путешествиях "Пляски с Ветрами" в Яндекс Zen.
Будем признательны за ваши лайки и комментарии.