Найти в Дзене

Иные песни. Роман. Яцек Дукай. 2003 г. Перевод Сергей Легеза. 18+

Иные песни. Роман. Яцек Дукай. 2003 г. Перевод Сергей Легеза. 18+ Когда-то, очень давно, стратегос Иероним Барбелек совершил немыслимое, плюнул в лицо могущественному крастисосу, и чуть не лишился личности. Теперь эстлос Барбелек, тень себя из прошлого, руины, остов великого полководца, ведёт спокойную жизнь бюргера в Воденбурге, чем-то там приторговывая. Всё меняется, когда он встречает прекрасную эстле Амитаче. Старый приятель Иеронима, нимрод Зейдар, нашёптывает бывшему полководцу, что однажды видел Амитаче в свите того самого краститоса Чернокнижника, чуть не сломившего морфу Барбелека. Возможно, Чернокнижник вступил в союз с Москвой и Иваном-Карликом. Назревает новая война. Амитаче – шпионка и её нужно убить. И очень удобно сделать это в Африке. В сердце чёрного континента необъяснимая сила плавит морфу и порождает немыслимых чудовищ. Чтобы хоть отчасти понять эту книгу, стоит разобраться в базовом фантастическом допущении. Это не спойлер, нет. Вы можете и сами попытаться разобрат

Иные песни. Роман. Яцек Дукай. 2003 г. Перевод Сергей Легеза. 18+

Когда-то, очень давно, стратегос Иероним Барбелек совершил немыслимое, плюнул в лицо могущественному крастисосу, и чуть не лишился личности. Теперь эстлос Барбелек, тень себя из прошлого, руины, остов великого полководца, ведёт спокойную жизнь бюргера в Воденбурге, чем-то там приторговывая. Всё меняется, когда он встречает прекрасную эстле Амитаче. Старый приятель Иеронима, нимрод Зейдар, нашёптывает бывшему полководцу, что однажды видел Амитаче в свите того самого краститоса Чернокнижника, чуть не сломившего морфу Барбелека. Возможно, Чернокнижник вступил в союз с Москвой и Иваном-Карликом. Назревает новая война. Амитаче – шпионка и её нужно убить. И очень удобно сделать это в Африке. В сердце чёрного континента необъяснимая сила плавит морфу и порождает немыслимых чудовищ.

Чтобы хоть отчасти понять эту книгу, стоит разобраться в базовом фантастическом допущении. Это не спойлер, нет. Вы можете и сами попытаться разобраться, но я бы не советовал: настолько идея, заложенная в фантдопущение, нетривиальна. Представьте себе вселенную, в которой идеи Аристотеля о форме носят мирообразующий характер. Разум – главная физическая константа - обладает бесконечной властью. Морфа – основное свойство живых и неживых вещей, сила в абсолютном выражении. Люди с сильной морфой способны менять окружающую среду, трансформировать материю, время, энергию и плоть, подчинять себе целые страны и даже планеты. Слабая же морфа – это упадок, деградация и подчинение. У человека со слабой морфой может вырасти третья нога или ухо на лбу. В мире «Иных песен» возможно буквально всё, добраться на лодке до Луны, за считанные часы из человека превратиться в дерево.

Морфа, стратегос, крастисос, эстлос, нирмод, неург, какоморфия, махорник, циркус, пирос… «Иные песни» - масштабный языковой эксперимент. Сеттинг столь причудлив и необычен, что без новых слов не обойтись. Дукай нещадно, чётко следуя идеям Аристотеля, лепит свой оригинальный язык и систему знания. Начиная с простой перестановки слогов: морфа и форма. Продолжая заимствованиями из разных языков – греческого, латыни, санскрита, арабского и иврита. Первые сотню-другую страниц приходится буквально продираться через незнакомые понятия и термины. Спуску автор не даёт, обо всём приходится догадываться из контекста и неявных намёков. Читателю потребуется проявить немалые усилия, приложить всю свою морфу, чтобы во всём этом разобраться.

Кажется, внятно рассказать об «Иных песнях» получается только в терминологии самой истории. Какоморфией в мире «Песен» называют болезненное изменение морфы, мутацию формы. По такому принципу и написана книга. Сплетено и перемешано всё. Жанры? Место найдётся и фэнтези, и фантастике, биопаку и эротике. Философская притча. Нуарная семейная драма перетекает в герметичный детектив. Следом – африканский вестерн, политический триллер, эпическая космоопера. При всей странности, инаковости и какоморфности, сеттинг – логичен, рационален и убедителен.

О сюжете стоит знать вот что: это бесконечное восхождение на пирамиду. Дукай беспощадно поднимает ставки от главы к главе. Казалось бы, ты уже разобрался с зубодробильной мыслью или шокирующим образом, переварил очередную тайну мироздания, а жестокий автор тянет тебя на следующую головокружительную высоту. Пирамида закончится, в прямом смысле, где-то около Юпитера. Сюжет при этом скорее функционален, чем интересен сам по себе. Похождения стратегоса Барбелека – экскурсия по выдуманной вселенной. Перевес в сторону миростроительства очевиден и вполне обоснован. Мир «Иных Песен» - прекрасен, без преувеличений. При всей величине морф персонажей, они кажутся букашками в сложнейшей игре, затеянной Дукаем.

Непросто ответить на вопрос: понравилось? Я удивлён. И поражён. Выбит из колеи громадностью задумки и умелой её реализацией. Восхищаюсь переводчиком. Послевкусие странное. Я погрузился в феноменально изящную иллюзию, которая, тем не менее, меня не захватила полностью. Текст избыточно насыщен, что мешает восприятию. Закончил чтение – будто вынырнул из длинного, липкого сна, яркого, полного событий и эмоций, но проснулся – и помнишь лишь общий нарратив, а подробности – в тумане.

И всё же, собрав морфу в кулак, я признаю: «Иные песни» - лучшее, что я прочитал лет эдак за двадцать. По формальным признакам - сюжет, сеттинг, психологизм, философия, идея, язык и стиль, смелость задумки - поставлю пятёрку с плюсом, не задумываясь. Отмечу, что произведение слишком сложное, чтобы его воспринять сразу и однозначно. Понять полностью после первого прочтения – невозможно, сколько бы пядей во лбу ни было (главное, чтобы на лбу не росло ухо).

#иныепесни #обзор

Мироустройство – 5 из 5

Сюжет – 4 из 5

Персонажи – 4 из 5

Язык/стиль – 5 из 5

Лукошко в ТГ

Лукошко в ВК