Обычно не задумываешься над тем, как работают шпринги. Это специальные продольные швартовы, при швартовке бортом у причала или в других случаях. Положено, вот и ставим шпринги, чтобы яхта "не телепалась". Всё дело в том, что в технике и строительстве есть понятие о том, что геометрическая фигура треугольник это жёсткая фигура, в отличие например, от фигур прямоугольник и параллелограмм, или пространственная фигура параллелепипед. Треугольники встраивают в каркасные рамные конструкции заданий, фермы мостов и т.п., чтобы они "не сложились", и сохраняли свою конструкционную прочность и "несущую способность".
*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Особый случай это сочетание опор, вант, основной "проезжей" консоли-полотна вантовых мостов. Здесь много треугольников, которые становятся "жёсткими" лишь в определенных нужных условиях.
Если на фото выше присмотреться, то тут много "треугольников", причём и с участием мощных тросов - вант. И в нужный момент всё работает и огромный по весу и протяженный по длине пролёт под автомобильным полотном держится, словно парит в воздухе.
Отдельная тема: мачты, ванты, штаги на парусной яхте. Здесь треугольники образованные тросами такелажа, мачтой и самим корпусом яхты также включаются в работу, когда нужно, при определенных нагрузках.
И наконец:
Шпринги одномоментно с бортом-корпусом яхты и причалом создают одномоментно работающие на фиксацию корпуса яхты на воде треугольники.
На фото выше носовой и кормовой швартовы и носовой и кормовой шпринги образуют композицию силовых треугольников с корпусом яхты и причалом, каждый из которых одномоментно работает, парируя то, или иное усилие
В большинстве случаев не нужно, как можно сильнее набивать (выбирать – натягивать) швартовы и шпринги. Натяжение швартовов и шпрингов можно отрегулировать так, чтобы яхта не касалась кранцами причала, особенно каменного и бетонного причала, когда есть шансы быстро перетереть на ночной стоянке кранцы, которые выставлены вдоль борта для защиты борта, в труху.
В некоторых случаях применяют специальную деревянную защитную для кранцев доску. Иногда такой доской служит простейший трап, если он у вас наличествует в виде простой широкой доски.
Средиземное море переменчиво, особенно в осеннюю и зимнюю пору. Ласковое и штилевое с солнышком и прочей благодатью, часто сменяется свирепым штормовым норовом. Иные марины и муниципальные гавани, которые используются для стоянок яхт, не очень защищены от штормового ветра, а иногда и от волны конкретных направлений. Такая волна прорывается внутрь гавани и рвёт и напрягает швартовные концы яхт, якорные канаты и цепи, тащит и срывает якоря.
Яхты на фото выше согласно указаниям Лоции (Pilot) для данной акватории для фиксации носа бросают примерно в середине бухты якорь, а к берегу оттягиваются двумя кормовыми швартовыми.
В специализированных стоянках для яхт - маринах
вместо собственного якоря и якорного каната обычно используются стационарные швартовные канаты - муринги, штатно закреплённые за мёртвый якорь на дне марины.
Как видно на иллюстрации выше часть мурингового каната от носа до причала соединена с причалом более тонким вытяжным линем, постоянно закреплённым за причал. Именно за вытяжной линь поднимают муринг со дна и затем, натянув, закрепляют на носу яхты.
Не только якоря могут «ползти» в неспокойной гавани, но на штатное состояние мурингов трудно полностью положиться. Однако и последняя ситуация полностью не защищает вашу лодку от возможного происшествия – аварии. Не надейтесь, если оставляете свою яхту на стоянке надолго, что персонал марины будет добросовестно выполнять работу по сохранности ваших швартовых канатов. В непогоду вряд - ли кто придёт спасать вашу яхту, рискуя жизнью, поскольку твёрдо знает: всё покрывает судовая страховка. Так как же нам помочь своей лодке? На помощь приходят дополнительные швартовы - шпринги, с которыми начинающие яхтсмены знакомятся впервые на своих учебных морских практиках в случае швартовки яхты бортом вдоль причала, смотрите иллюстрации ранее, смотри рис. 4.
Версий дополнительных швартовых концов много.
Здесь на фото выше рис. 8 дополнительный кормовой шпринг идёт в сторону носа от средней утки на средине длины яхты, он парирует движение лодки вдоль причала назад, в сторону кормы.
Аналогично и носовой шпринг может быть задан от средней утки и идти на причал в сторону кормы яхты, чтобы парировать движение яхты вдоль причала вперёд в сторону носа.
Выше на плане рис. 9 видно, что если ветер пойдёт с юго-запада и даже с запада, то в гавани может быть очень неспокойно из-за нагонной ветровой волны. Так оно и есть на самом деле.
Более того из-за ветра может измениться и уровень глубины акватории в гавани. В архаичные времена в таких случаях галеры и лодки переводили в другую часть гавани, в более защищённую от юго-западного ветра и волны часть порта. Здесь на плане она обозначена, как рыбная гавань для малых рыбацких лодок (Fishing Harbour). О "запасных" гаванях в системе одного порта можно почитать в серии статей из двух частей: «Двойные гавани»:
Часть 1 Двойные гавани и их «двойная» жизнь. https://m.dzen.ru/a/Znfuu6RAQEvNkGvt
Часть 2. Двойные гавани, откуда они пошли. https://m.dzen.ru/a/ZpqRc7peixpGJrUM
Однако вернемся к треугольникам, швартовым и шпрингами.
Яхты в маринах и гаванях на средиземном море часто стоят, как правило, кормой к причалу и часто с использованием якоря. Но иногда такая стоянка бывает не совсем спокойной. Ночью приходит боковой ветер и волна, иногда фронтальный ветер и волна. И нужно облегчить участь якоря в противодействии сильному ветру и возможной волне. Тут помогут дополнительные швартовные концы - шпринги, заведённые с носа и с середины борта, смотри фото.
Такие дополнительные швартовные концы хорошо фиксируют нос от бокового смещения, но чтобы усилить такую страховку применяют и кормовые шпринги "крест на крест", смотри иллюстрацию.
*При фронтальном сильном ветре и беспокойной волне не обязательно сниматься посреди ночи с якоря и уходить с этой стоянки. Можно до рассвета подработать двигателем на малых и средних оборотах от причала.
*Для сведения. Классическая схема швартовки корабля бортом у причала при серьёзной непогоде включает в себя дополнительно прижимной носовой швартов и прижимной кормовой швартов, оттяжной носовой якорь и оттяжной кормовой якорь.
*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Всем счастливых морских миль!
@АБС morakademy.ru