Найти в Дзене

*Треугольники, ванты и штаги, швартовы и шпринги, что их «связывает» и что у них общего.

Обычно не задумываешься над тем, как работают шпринги. Это специальные продольные швартовы, при швартовке бортом у причала или в других случаях. Положено, вот и ставим шпринги, чтобы яхта "не телепалась". Всё дело в том, что в технике и строительстве есть понятие о том, что геометрическая фигура треугольник это жёсткая фигура, в отличие например, от фигур прямоугольник и параллелограмм, или пространственная фигура параллелепипед. Треугольники встраивают в каркасные рамные конструкции заданий, фермы мостов и т.п., чтобы они "не сложились", и сохраняли свою конструкционную прочность и "несущую способность". *Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications Особый случай это сочетание опор, вант, основной "проезжей" консоли-полотна вантовых мостов. Здесь мног

Обычно не задумываешься над тем, как работают шпринги. Это специальные продольные швартовы, при швартовке бортом у причала или в других случаях. Положено, вот и ставим шпринги, чтобы яхта "не телепалась". Всё дело в том, что в технике и строительстве есть понятие о том, что геометрическая фигура треугольник это жёсткая фигура, в отличие например, от фигур прямоугольник и параллелограмм, или пространственная фигура параллелепипед. Треугольники встраивают в каркасные рамные конструкции заданий, фермы мостов и т.п., чтобы они "не сложились", и сохраняли свою конструкционную прочность и "несущую способность".

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис. 1 Мост через Волгу в Ульяновске. В несущие фермы моста встроено множество жёстких треугольников, это и обеспечивает прочность  конструкции моста.
Рис. 1 Мост через Волгу в Ульяновске. В несущие фермы моста встроено множество жёстких треугольников, это и обеспечивает прочность конструкции моста.

Особый случай это сочетание опор, вант, основной "проезжей" консоли-полотна вантовых мостов. Здесь много треугольников, которые становятся "жёсткими" лишь в определенных нужных условиях.

Рис 2. Вантовый мост во Владивостоке
Рис 2. Вантовый мост во Владивостоке

Если на фото выше присмотреться, то тут много "треугольников", причём и с участием мощных тросов - вант. И в нужный момент всё работает и огромный по весу и протяженный по длине пролёт под автомобильным полотном держится, словно парит в воздухе.

Отдельная тема: мачты, ванты, штаги на парусной яхте. Здесь треугольники образованные тросами такелажа, мачтой и самим корпусом яхты также включаются в работу, когда нужно, при определенных нагрузках.

Рис. 3  Мачта, ванты и штаги также образуют множество треугольников, и мачта стоит и не падает: "треугольные" конструкции  растяжек и опор работают. Причём стороной силового треугольника может быть и сам корпус яхты, что между вантами и штагами.
Рис. 3 Мачта, ванты и штаги также образуют множество треугольников, и мачта стоит и не падает: "треугольные" конструкции растяжек и опор работают. Причём стороной силового треугольника может быть и сам корпус яхты, что между вантами и штагами.

И наконец:

Шпринги одномоментно с бортом-корпусом яхты и причалом создают одномоментно работающие на фиксацию корпуса яхты на воде треугольники.

Рис. 4 Швартовка бортом у причала. Надписи смотреть в увеличении.
Рис. 4 Швартовка бортом у причала. Надписи смотреть в увеличении.

На фото выше носовой и кормовой швартовы и носовой и кормовой шпринги образуют композицию силовых треугольников с корпусом яхты и причалом, каждый из которых одномоментно работает, парируя то, или иное усилие

Рис. 5 Кранцы - амортизаторы вдоль борта яхты. Так получилось, что здесь кранцы фактически не касаются каменного причала
Рис. 5 Кранцы - амортизаторы вдоль борта яхты. Так получилось, что здесь кранцы фактически не касаются каменного причала

В большинстве случаев не нужно, как можно сильнее набивать (выбирать – натягивать) швартовы и шпринги. Натяжение швартовов и шпрингов можно отрегулировать так, чтобы яхта не касалась кранцами причала, особенно каменного и бетонного причала, когда есть шансы быстро перетереть на ночной стоянке кранцы, которые выставлены вдоль борта для защиты борта, в труху.

В некоторых случаях применяют специальную деревянную защитную для кранцев доску. Иногда такой доской служит простейший трап, если он у вас наличествует в виде простой широкой доски.

Средиземное море переменчиво, особенно в осеннюю и зимнюю пору. Ласковое и штилевое с солнышком и прочей благодатью, часто сменяется свирепым штормовым норовом. Иные марины и муниципальные гавани, которые используются для стоянок яхт, не очень защищены от штормового ветра, а иногда и от волны конкретных направлений. Такая волна прорывается внутрь гавани и рвёт и напрягает швартовные концы яхт, якорные канаты и цепи, тащит и срывает якоря.

Рис. 6 Одна из муниципальных гаваней восточной части средиземного моря, таких большинство у греческих островов. Многие из них используют акваторию местной бухты или залива, мыса и т.п., т.е. естественный рельеф и контур берега для защиты от волн и ветров открытого моря.
Рис. 6 Одна из муниципальных гаваней восточной части средиземного моря, таких большинство у греческих островов. Многие из них используют акваторию местной бухты или залива, мыса и т.п., т.е. естественный рельеф и контур берега для защиты от волн и ветров открытого моря.

Яхты на фото выше согласно указаниям Лоции (Pilot) для данной акватории для фиксации носа бросают примерно в середине бухты якорь, а к берегу оттягиваются двумя кормовыми швартовыми.

В специализированных стоянках для яхт - маринах

вместо собственного якоря и якорного каната обычно используются стационарные швартовные канаты - муринги, штатно закреплённые за мёртвый якорь на дне марины.

Рис. 7  Роль мёртвого якоря выполняет бетонный блок или крупнокалиберная гигантская цепь, лежащая перед причалом параллельно причалу на дне.
Рис. 7 Роль мёртвого якоря выполняет бетонный блок или крупнокалиберная гигантская цепь, лежащая перед причалом параллельно причалу на дне.

Как видно на иллюстрации выше часть мурингового каната от носа до причала соединена с причалом более тонким вытяжным линем, постоянно закреплённым за причал. Именно за вытяжной линь поднимают муринг со дна и затем, натянув, закрепляют на носу яхты.

Не только якоря могут «ползти» в неспокойной гавани, но на штатное состояние мурингов трудно полностью положиться. Однако и последняя ситуация полностью не защищает вашу лодку от возможного происшествия – аварии. Не надейтесь, если оставляете свою яхту на стоянке надолго, что персонал марины будет добросовестно выполнять работу по сохранности ваших швартовых канатов. В непогоду вряд - ли кто придёт спасать вашу яхту, рискуя жизнью, поскольку твёрдо знает: всё покрывает судовая страховка. Так как же нам помочь своей лодке? На помощь приходят дополнительные швартовы - шпринги, с которыми начинающие яхтсмены знакомятся впервые на своих учебных морских практиках в случае швартовки яхты бортом вдоль причала, смотрите иллюстрации ранее, смотри рис. 4.

Рис. 8  Здесь используется средняя утка, что примерно на средине длины борта.
Рис. 8 Здесь используется средняя утка, что примерно на средине длины борта.

Версий дополнительных швартовых концов много.

Здесь на фото выше рис. 8 дополнительный кормовой шпринг идёт в сторону носа от средней утки на средине длины яхты, он парирует движение лодки вдоль причала назад, в сторону кормы.

Аналогично и носовой шпринг может быть задан от средней утки и идти на причал в сторону кормы яхты, чтобы парировать движение яхты вдоль причала вперёд в сторону носа.

Рис. 9. На этом плане из Лоции муниципальной гавани Сиде видно, что яхты стоят на якорях.
Рис. 9. На этом плане из Лоции муниципальной гавани Сиде видно, что яхты стоят на якорях.

Выше на плане рис. 9 видно, что если ветер пойдёт с юго-запада и даже с запада, то в гавани может быть очень неспокойно из-за нагонной ветровой волны. Так оно и есть на самом деле.

Более того из-за ветра может измениться и уровень глубины акватории в гавани. В архаичные времена в таких случаях галеры и лодки переводили в другую часть гавани, в более защищённую от юго-западного ветра и волны часть порта. Здесь на плане она обозначена, как рыбная гавань для малых рыбацких лодок (Fishing Harbour). О "запасных" гаванях в системе одного порта можно почитать в серии статей из двух частей: «Двойные гавани»:

Часть 1 Двойные гавани и их «двойная» жизнь. https://m.dzen.ru/a/Znfuu6RAQEvNkGvt

Часть 2. Двойные гавани, откуда они пошли. https://m.dzen.ru/a/ZpqRc7peixpGJrUM

Однако вернемся к треугольникам, швартовым и шпрингами.

Яхты в маринах и гаванях на средиземном море часто стоят, как правило, кормой к причалу и часто с использованием якоря. Но иногда такая стоянка бывает не совсем спокойной. Ночью приходит боковой ветер и волна, иногда фронтальный ветер и волна. И нужно облегчить участь якоря в противодействии сильному ветру и возможной волне. Тут помогут дополнительные швартовные концы - шпринги, заведённые с носа и с середины борта, смотри фото.

Рис.10  При  боковом ветре, чтобы облегчить участь якоря приходится ставить дополнительные  шпринги
Рис.10 При боковом ветре, чтобы облегчить участь якоря приходится ставить дополнительные шпринги

Такие дополнительные швартовные концы хорошо фиксируют нос от бокового смещения, но чтобы усилить такую страховку применяют и кормовые шпринги "крест на крест", смотри иллюстрацию.

*При фронтальном сильном ветре и беспокойной волне не обязательно сниматься посреди ночи с якоря и уходить с этой стоянки. Можно до рассвета подработать двигателем на малых и средних оборотах от причала.

Рис. 11. Кормовые дополнительные  швартовы - шпринги крест на крест. И опять работают "треугольники".
Рис. 11. Кормовые дополнительные швартовы - шпринги крест на крест. И опять работают "треугольники".

*Для сведения. Классическая схема швартовки корабля бортом у причала при серьёзной непогоде включает в себя дополнительно прижимной носовой швартов и прижимной кормовой швартов, оттяжной носовой якорь и оттяжной кормовой якорь.

Рис. 12. Как можно видеть в схеме швартовки корабля тоже участвует много конструктивных  "треугольников". Причём сторонами этих треугольников кроме швартовых канатов выступает и сам причал, и корпус корабля
Рис. 12. Как можно видеть в схеме швартовки корабля тоже участвует много конструктивных "треугольников". Причём сторонами этих треугольников кроме швартовых канатов выступает и сам причал, и корпус корабля

*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Всем счастливых морских миль!

@АБС morakademy.ru