Найти в Дзене

Нэцкэ «Колокол До:дзё:-дзи»

Эта замысловатая деревянная нэцкэ с позолотой, сделанная на рубеже XVIII и XIX веков, посвящена очень известной и очень старой истории про ужасы женской ревности — легенде о Киё-химэ (清姫), которая безнадёжно влюбилась в красивого монаха по имени Антин. Монах, само собой, не мог ответить на её чувства, но и прямо отказывать не решился, поэтому обманул девицу, пообещав обязательно прийти к ней после паломничества, а сам тихонько улизнул кружным путём. Когда Киё-химэ узнала, что её обманули, она пришла в неистовство и бросилась за ним следом. Гнев и обида Киё-химэ были так велики, что превратили её в чудовище — огромную огнедышащую змею-дракона. Спасая жизнь, Антин попросил монахов храма До:дзё:-дзи (道成寺) спрятать его под большим храмовым колоколом, в надежде, что там чудовище не достанет его. Киё-химэ действительно не сумела разбить колокол, хоть и колотила в него хвостом изо всех сил. Но радоваться Антину всё равно не пришлось. В конце концов Киё-химэ обвилась вокруг колокола и начала д
Нэцкэ с внутренней вставкой «Киё-химэ на колоколе До:дзё:-дзи». Мастер: Танака Дзюнтоку Минко:. Материал: дерево, позолота. Поздняя эпоха Эдо (1603–1868). Вид спереди.
Нэцкэ с внутренней вставкой «Киё-химэ на колоколе До:дзё:-дзи». Мастер: Танака Дзюнтоку Минко:. Материал: дерево, позолота. Поздняя эпоха Эдо (1603–1868). Вид спереди.

Эта замысловатая деревянная нэцкэ с позолотой, сделанная на рубеже XVIII и XIX веков, посвящена очень известной и очень старой истории про ужасы женской ревности — легенде о Киё-химэ (清姫), которая безнадёжно влюбилась в красивого монаха по имени Антин. Монах, само собой, не мог ответить на её чувства, но и прямо отказывать не решился, поэтому обманул девицу, пообещав обязательно прийти к ней после паломничества, а сам тихонько улизнул кружным путём. Когда Киё-химэ узнала, что её обманули, она пришла в неистовство и бросилась за ним следом. Гнев и обида Киё-химэ были так велики, что превратили её в чудовище — огромную огнедышащую змею-дракона. Спасая жизнь, Антин попросил монахов храма До:дзё:-дзи (道成寺) спрятать его под большим храмовым колоколом, в надежде, что там чудовище не достанет его. Киё-химэ действительно не сумела разбить колокол, хоть и колотила в него хвостом изо всех сил. Но радоваться Антину всё равно не пришлось. В конце концов Киё-химэ обвилась вокруг колокола и начала дышать на него огнём, пока железо не раскалилось докрасна. Поджарив своего несостоявшегося возлюбленного, Киё-химэ зарыдала кровавыми слезами и уползла прочь. Более подробно читайте по ссылке выше.

Нэцкэ изображает момент, когда Киё-химэ обвивается вокруг колокола и, цепляясь за него руками, готовится дышать огнём. Колокол проработан весьма детально, как и чешуйки на хвосте змеедевицы. Лицо у неё безобразное, а в широко раззявленом рту видно золочёный язык.

Но самое интересное в этой работе то, что она с секретом. Если присмотреться, можно заметить, что колокол вовсе не цельный и в нём есть щель, сквозь которую виднеется мужское лицо. Это сидящий внутри монах Антин.

«А ну вылазь оттуда, кому сказала!» — «ЪУЪ!»
«А ну вылазь оттуда, кому сказала!» — «ЪУЪ!»

Однако и это ещё не всё. Лицо монаха — подвижная вставка внутри колокола, которую можно повернуть за ручку сверху. Тогда мрачная физиономия Антина сменится красными языками пламени.

Раз, два, три, монашек, гори!
Раз, два, три, монашек, гори!

Вот как выглядит эта вставка, если вытащить её из колокола. Правда, лицо Антина не сказать чтобы очень молодое или хотя бы красивое. Но тут, как говорится, «я художник — я так вижу». Может быть это какой-то хитрый намёк или заказ, который мне не известен.

© Автор текста: Алкэ Моринэко
© Фотографии взяты с сайта
Zacke

Все права принадлежат их авторам.

© Хякки Ягё: | Ночной парад сотни демонов (основная группа VK) — там вы можете почитать научные и популярные статьи, старинные и новые истории о японских богах, духах и демонах, а также разные сказки: японские, китайские, индийские и других народов, которые имеют отношение к японскому фольклору.