Ну а я продолжу свой рассказ про Автофест "Про движение", проходивший на ВДНХ 2-3 августа.
Первые две части можно посмотреть здесь:
Ну а в этой статье речь пойдет про раритетные автомобили Горьковского автозавода (ГАЗ), представленные на выставке.
Все мы, рожденные в СССР, помним, что Волга в советские времена считалась самым престижным автомобилем, и позволить ее себе могла редкая семья.
В трех словах про завод.
В 1929 году между СССР и американской фирмой Форд Мотор было заключено соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Так и появился в г.Горький (ныне Нижний Новгород) автомобильный завод. А основой программы, как понимаете, стали автомобили марки Форд.
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.
ЗИМ выпускали всего одно десятилетие. Это был большой семиместный седан с самым мощным двигателем, которым в конце 1940‑х располагал завод ГАЗ, по всем параметрам — представительский автомобиль. И очень необычный. ЗИМ одновременно первый и последний автомобиль подобного класса, который в СССР продавали практически свободно.
Когда Никита Хрущев в конце 1950‑х затеял очередную борьбу с чиновничьими привилегиями, ее жертвой стали и солидные начальственные седаны. ЗИМы стали отбирать у ведомств и переводить на работу в такси, в том числе маршрутками. Последние ЗИМы — санитарные, собрали в 1960 году. Всего сделали 21 527 машин.
В пыльных архивах советского автопрома хранится история, начавшаяся с секретной операции. В середине 1950-х годов на территорию СССР через дипломатические каналы были доставлены несколько американских автомобилей Packard. Официально — для изучения конструкции. Неофициально — для создания машины, которая должна была стать символом могущества социалистического государства. Так началась история ГАЗ-13 «Чайка» — автомобиля, воплотившего в себе удивительный парадокс: технический шедевр, созданный в стране победившего рабочего класса, но недоступный для этого самого класса.
Внешний облик «Чайки» был не просто результатом эстетических поисков — это был тщательно продуманный политический манифест в металле и хроме. Каждый элемент дизайна нес идеологическую нагрузку, демонстрируя миру технологическую мощь социалистического государства.
«Чайка» никогда не имела официальной розничной цены. Но экономисты подсчитали: если бы ГАЗ-13 поступил в свободную продажу, его стоимость составила бы около 17 500 рублей. Для сравнения: средняя зарплата инженера в 1960-х годах составляла 120-150 рублей, а массовая «Волга» ГАЗ-21 стоила 5 100 рублей. Право на «Чайку» имели министры союзного значения, первые секретари обкомов, командующие военными округами и другие высокопоставленные чиновники.
Модель выпускалась без изменений до 1981 года, и в течение 22 лет было выпущено лишь 3179 экземпляров.
ГАЗ - 14 выпускался с 1976 по 1988 годы. ГАЗ-14 сильно отличался от ГАЗ-13 не только дизайном, но также размерами и весом.
За счет мощного современного двигателя тяжелый седан мог разгоняться до 100 километров в час за 12 секунд (впрочем, как и предыдущая модель ГАЗ-13). А расход топлива на 100 км составлял около 20 л (в трубу вылетишь с таким расходом). Но в те времена и те люди для которых это было сделано про экономичность не думали. Незачем было. Бензобак, кстати у ГАЗ-14 вмещал в себя 100 литров топлива.
Интерьер «Чайки» был настоящим воплощением роскоши и комфорта: просторный салон с отделкой из натуральной кожи и дерева. Передние сиденья имели электропривод регулировки, что было редкостью даже для зарубежных автомобилей того времени. Кроме того, автомобиль оснащался климат-контролем, электростеклоподъёмниками и аудиосистемой.
В 1980-х годах производство ГАЗ-14 постепенно сокращалось, что было связано с появлением новых моделей и изменением политической ситуации в стране. Последнюю «Чайку» этой модели собрали в 1988 году.
Для середины 1940-х годов «Победа» была вполне революционной машиной, ведь многое здесь было применено впервые в практике советского автопрома. Несмотря на выявленные недостатки (низкая высота потолка над задними сиденьями, практически полное отсутствие обзора назад, скромный объем багажника, плохой аэродинамический эффект, сильная неустойчивость), «Победа» смогла стать автомобилем, доступным массовому потребителю, – с 1946 по 1958 год ГАЗ произвел и продал 241 497 машин.
При этом самые первые ГАЗ М-20 распространялись в СССР исключительно по указанию «сверху», за личной подписью самого Молотова. И в начале их не хватало даже для героев страны и лауреатов Сталинских премий. А когда запустилось массовое производство – не все смогли позволить себе «Победу» из-за ее стоимости. В первом советском автосалоне в Москве у людей был выбор между 3 машинами: Москвич-401 за 9 тыс. руб., ГАЗ М-20 за 16 тыс. руб., и умопомрачительно дорогой ЗИМ за 40 тыс. руб. При этом средняя зарплата квалифицированного инженера тогда составляла примерно 600 рублей.
Модернизированная "Победа" . В таком виде выпускались до 1958 года. Всего за все время было выпущено 235 999 экземпляров автомобилей семейства М-20.
Автомобиль среднего класса, пришедший на смену "Победе" М-20. Производился с 1956 по 1970 гг. Еще его называют самым культовым автомобилем СССР.
Главным достоинством 21 Волги был ее салон, оформленный по последнему слову советской роскоши. В распоряжении водителя была грамотная комбинация приборов, большой руль, рычаг 3-ступенчатой коробки передач на рулевой колонке, а также радиоприемник, солнцезащитные козырьки, небольшой бардачок, электрические стеклоочистители и даже часы. Единственное – ремни безопасности все еще отсутствовали, а сидения были без подголовников. Ну и конечно же полноценный багажник (чего не было в предыдущей "Победе"). Двигатель стал экономичнее. Однако мощности все еще не хватало: быстрее 100 км/ч 21я «Волга» разогнаться не могла, да и не нужно было.
Стоимость автомобиля была очень высокой - как кооперативная трехкомнатная квартира, поэтому ГАЗ-21 в основном обслуживал директоров заводов и чиновников, а также часто служил в такси и милиции.
Отличия от первой серии в основном декоративные.
Третья серия ГАЗ 21-М. Детальные отличия от предыдущей серии: облицовка радиатора с тонкими ламелями "Китовый ус", новые бамперы и фонари , усовершенствованный двигатель. Именно этот вид Волги стал культовым благодаря всеми любимым кинокартинам :" Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Мертвый сезон".
Грузо-пассажирская версия Волги М-21. На ее базе разрабатывались также кареты скорой медицинской помощи.
Модель автомобиля -такси. Салон такой Волги имел легкомоющуюся гигиеническую обивку, переднее пассажирское сидение складывалось для размещения груза. Поездка на такой машине стоила 10 копеек за километр, плюс 10 копеек за посадку и 1 рубль за час простоя.
За год московские таксомоторы пробегали до 100 тысяч км. Затем машина отправлялась на ремзавод, где подвергалась капитальному ремонту и получала крышу окрашенную в красный цвет. Такие заметные в городском потоке машины называли "Красными шапочками". Кстати, Волга - единственная из советских марок машина, выдерживающая нещадные условия эксплуатации в такси.
Волга второго поколения, пришедшая на смену ГАЗ-21. Выпускалась малосерийно с 1967 года, полностью заменила предыдущую модель на конвейере в 1970.
Этот ГАЗ стал символом 70-х. В качестве вездесущего такси он определял облик советских городов брежневского времени. Вплоть до "развала" СССР Волга оставалась самым престижным легковым автомобилем в личном пользовании.
Грузо-пассажирский универсал на базе ГАЗ-24. Купить такую машину в личное пользование было практически невозможно. Исключением из правила были возвращавшиеся из-за границы советские специалисты - они приобретали универсалы в "Березке" за валюту. Особое разрешение на покупку данной модели в свое время получил Юрий Никулин для удобства перевозки циркового реквизита.
ГАЗ 3102 "Волга" - советский и российский автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся с 1981 по 2008 гг. Является модернизацией и глубоким рестайлингом кузова поколения ГАЗ-24.
Эта «Волга» была недоступной и казалась запредельно роскошной, о ней мечтали миллионы советских граждан, ее называли генеральской и даже сравнивали с «Мерседесом»...
Экспериментальное семейство Волги. Выпускался небольшими сериями до 1996 года, но ввиду назревающих экономических проблем массовым не стал. Всего было выпущено 55 машин этой серии.
Свою последнюю модель ГАЗ разрабатывал в 90-х под влиянием моды на биодизайн. Всего таких автомобилей было выпущено 424 экземпляра, так что автомобиль является редким на сегодняшний день.
Ну а дальше на заводе ГАЗ наступил кризис. В ноябре 2008 конвейер по производству Волг был остановлен и демонтирован. Наступило новое время и новая эра в работе ВАЗ, но Волгам в нем уже места не было...
Такая вот история раритетных Волг, представленных на автофесте "Про движение".