Найти в Дзене
Обзоры от iCE

Роковая Встреча: Обречены ли корабли на гибель в объятиях цунами?

Оглавление

Волна высотой с пятиэтажный дом несется к берегу, сметая все на пути. На фоне этого апокалипсиса огромный круизный лайнер кажется игрушкой. Может ли он уцелеть? Этот вопрос, будоражащий воображение после каждого нового цунами, стал жгучей реальностью буквально на днях — 30 июля 2025 года у берегов Гавайев.

Гавайи, 2025: Хаос и Брошенные Надежды

Сцена, достойная голливудского триллера, разыгралась в реальности. После мощнейшего землетрясения магнитудой 8,8 у восточного побережья России (шестое по силе в истории наблюдений!) системы предупреждения сработали на Гавайях. Реакция круизных компаний была молниеносной и шокирующей для пассажиров: лайнеры экстренно покинули порты, оставив на берегу сотни людей.

-2

Туристы в ужасе бегут к причалам, видя, как их корабль уходит. Один из автобусов с опоздавшими пассажирами был вынужден срочно эвакуироваться на возвышенность. "Корабль уходит, а мы едем на возвышенность. Люди плачут, расстроены. Это не шутка — это полный хаос", — описывала происходящее одна из туристок.

Волны цунами достигли 1,5 метра в Хило и 1,74 метра в Кахулуи (Мауи). Хотя для мега-лайнеров в открытом море такие волны не фатальны, сам факт оставления людей и паники поднял острый вопрос: Что происходит с самими лайнерами при встрече с гигантской волной?

-3

Физика Катастрофы: Лайнер vs. Цунами

Миф о неизбежной гибели огромного корабля в волнах цунами разбивается о законы физики и современные технологии.

Главная угроза цунами — не высота волны в океане, а ее поведение у берега. На мелководье волна замедляется, но резко наращивает высоту, превращаясь в разрушительный вал воды, несущий обломки. Для лайнера, стоящего в порту или на рейде, это смертельно — его может разбить о причалы или выбросить на берег, как и произошло с множеством судов во время цунами в Японии в 2011 году.

-4

В открытом океане волна цунами, даже порожденная 8.8-балльным землетрясением, часто имеет высоту всего 0.5-2 метра, но распространяется со скоростью реактивного самолета (600-800 км/ч). Для современного мега-лайнера такая волна в открытых водах не представляет немедленной катастрофической угрозы.

-5

Корабль просто медленно поднимется и опустится на ней. Именно поэтому экстренный выход в море — стандартный и самый безопасный протокол для капитанов при угрозе цунами (что и объясняет действия экипажей на Гавайях, хотя оставление пассажиров — этическая катастрофа).

Прочность Современных Гигантов vs. Исторические Кораблекрушения

Постоянные сравнения с "Титаником" (потопленным айсбергом, а не цунами) не релевантны. Современные лайнеры строятся с использованием современных высокопрочных сталей и передовых технологий сварки. Имеют компьютеризированные системы стабилизации, помогающие бороться с качкой. Обладают водонепроницаемыми отсеками и усовершенствованными системами управления повреждениями.

Однако считать цунами абсолютно безопасным для круизных судов в любой ситуации — опасно. Гибель возможна в некоторых сценариях.

Столкновение с плавающими обломками: Мощное цунами, обрушившееся на побережье, выбрасывает в море огромное количество разрушенных построек, машин, деревьев. Столкновение на высокой скорости с крупным обломком может пробить корпус, вызвать затопление.

-6

Попадание в "ловушку" залива или фьорда: Если лайнер находится не в открытом океане, а в узком заливе, фьорде или канале, отраженные от берегов волны могут создать сложную интерференционную картину (стоячие волны, водовороты), многократно усиливающую хаотическое движение воды и риск повреждения корпуса о скалы или дно.

Катастрофически мощное цунами у самого берега: Если судно не успело уйти на достаточную глубину и попало под удар прибойной волны высотой 10+ метров, переполненной обломками, шансы уцелеть резко падают. Конструкция большинства круизных лайнеров не рассчитана на такой запредельный локальный удар.

Человеческий фактор и паника: Как показали события на Гавайях, паника пассажиров и экипажа во время экстренных маневров сама по себе является огромным риском, приводящим к трагедиям на борту (травмы, давка) или, как в этом случае, к оставлению людей в зоне риска на берегу.

-7

Современные круизные лайнеры НЕ обречены на неизбежную гибель во время мощного цунами. Их главный враг — не сама океанская волна вдали от берега, а прибрежная зона, заполненная обломками, и хаос на суше.

Своевременное предупреждение позволяет гигантам уйти в открытый океан, где волна для них — лишь крупная, но не смертельная "кочка". Угроза плавающих обломков, риск попасть в сложную акваторию или столкнуться с аномально мощным локальным валом существует. Однако совокупность раннего оповещения, грамотных действий экипажа и прочности судов делает фатальный исход скорее исключением, чем правилом.

Цунами остается грозной силой природы, но для круизных гигантов, бороздящих просторы океана, это не приговор, а серьезное испытание, которое можно и нужно пережить, следуя науке и отработанным процедурам. Драма на берегу, увы, часто оказывается страшнее, чем битва корабля с волной в открытом море.