ПРЕДЫСТОРИЯ
В 1960-х гг., во времена расцвета хиппи и шествия рок-музыки по всем континентам, самым популярным микроавтобусом в мире являлся Volkswagen Transporter T1 (Type 2), который, во многом благодаря молодежным движениям, приобрел культовый статус. Внимание субкультур и музыкального сообщества досталось также его преемнику T2.
Тем временем Великобритания усиленно наращивала объемы производства собственных автомобилей. Ввоз иностранных машин естественным образом ограничивался островным расположением государства и необходимостью адаптирования моделей к левостороннему движению. Рост частного автовладения для данного периода характеризуется следующими цифрами: в 1961 г. 31% семей владели легковым автомобилем или небольшим фургоном, а в 1971 г. показатель увеличился до 52%. Количество машин на дорогах выросло вдвое. В 1960 г. было зарегистрировано на частных лиц чуть менее 5 000 000 автомобилей, а к концу десятилетия число составило уже почти 10 000 000. Рекордным для британского автопрома 60-х стал 1963 г., когда было выпущено 1 867 640 единиц.
Компания Commer (сокращенное от Commercial) Cars была основана в 1905 г. как предприятие, специализировавшееся на выпуске коммерческого транспорта. С 1909 г. производила пассажирские автобусы, а в годы Первой мировой войны начала поставлять грузовики в армию. Вплоть до самого конца (поглощения группой компаний PSA) в 1979 г. Commer выпускала не только гражданские коммерческие автомобили, но и спецтехнику для Королевских вооруженных сил. Долгожителями в армии являлись колесные тягачи Q2 и трехтонные грузовики Q4, участвовавшие еще во Второй мировой войне и прослужившие до 1980-х гг.
COMMER FC / PB / DODGE SPACEVAN
В 1960 г. модельный ряд Commer пополнился коммерческим шасси FC (Forward Control). Этот небольшой автомобиль бескапотной компоновки использовал узлы и агрегаты легковых Hillman, Humber и имел привод на задние колеса. Был доступен широкий выбор кузовов. Наибольшее распространение получил грузопассажирский фургон/микроавтобус.
Низкорасположенный плоский пол позволял оптимально использовать внутреннее пространство. При длине 4.32 м и ширине 1.9 м Commer FC перевозил 12 человек или 750 кг груза. Малые размеры и вагонная компоновка делали его удобным для городских улиц. Кроме того британцы охотно путешествовали на своих "Коммерах" за пределами островов, переправляя машины в континентальную Европу. Для любителей туризма выпускались автодома и кемперы. И конечно же, на основе Commer FC оборудовались автомобили разных служб: скорой медицинской помощи, почты, телевидения, электросетей. Основными рынками сбыта выступали Великобритания и Новая Зеландия. Лишь малая часть имела леворульное исполнение и шла на экспорт в другие страны.
Сначала Commer FC (серия PA) оснащался 1.5-литровым бензиновым рядным 4х-цилиндровым двигателем, доработанной версией Hillman Minx, работавшим в паре с 4х-ступенчатой механической коробкой передач. Затем появилась 1.6-литровая модификация. На стандартные Commer с 15-дюймовыми колесами устанавливалась главная пара с передаточным числом 5.12. Максимальная скорость достигала 105 км/ч.
В 1967 г. была представлена версия PB с бензиновым двигателем 1.7 л или дизельным Perkins 4108 объемом 1.8 л. В начале 1970-х гг. для бензиновых Commer стала доступна автоматическая 3х-ступенчатая коробка передач Borg Warner Model 35. Из-за низкого спроса на модель с АКПП ее произвели лишь небольшое количество.
В 1974 г., после объединения Commer с подразделением Chrysler Europe, модель получила название Dodge SpaceVan. Она подверглась рестайлингу, был изменен дизайн головной части. В 1976 г. доработали тормозную систему, рулевое управление, подвеску. Dodge SpaceVan оснастили меньшими по диаметру 14-дюймовыми колесами, поэтому передаточное число главной пары снизили до 4.77, дабы не потерять в скорости. Выпуск данных машин продолжался до 1983 г. Продавались две бензиновые модификации и одна дизельная - все только с 4х-ступенчатой МКПП. Слегка улучшились ходовые и динамические показатели, хотя максимальная скорость не превышала 110 км/ч.
Конкуренцию Commer FC изначально составляли модели как местных автопроизводителей, British Motor Corporation (Morris/Austin J2, J4), так и иностранных филиалов (Ford, Vauxhall и др.) Передовая на 1960 г. конструкция FC в течение последующих двух десятилетий устарела и потому, исчерпав модернизационный потенциал, уступила место автомобилям нового поколения.
COMMER И ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Фургоны и микроавтобусы Commer отметились своим присутствием у многих музыкантов и групп Великобритании. Что интересно, некоторые музыкальные исполнители купили эти машины еще до того, как стали ездить в туры. Другие приобрели уже потом, когда потребовалось перевозить участников группы с музыкальными инструментами, аппаратурой и реквизитом.
The Beatles пользовались Commer FC в 1963 г. Известно еще о фургоне с высокой крышей, который доставлял их музыкальное оборудование в 1967-1969 гг.
Оззи Осборн, вспоминая домашнюю встречу с гитаристом Тони Айомми и барабанщиком Биллом Уордом, рассказывал о машине Тони: "За ними во дворе стоит старый голубой «Коммер» с большой ржавой дырой в крыле и едва различимой надписью на боку: «Mythology».
В фургоне с цельнометаллическим кузовом, сплошь покрытым надписями и автографами, разъезжала группа The Who. На фото - фронтмен и вокалист Роджер Долтри в 1971 г.
Еще один легендарный британский коллектив, Mud, тоже владел автомобилем Commer FC. На фото участники группы отправляют машину железнодорожным транспортом с лондонской станции Олимпия.
Другие музыканты также упоминают микроавтобусы Commer, на которых раньше устраивали туры по разным городам и предместьям. В отличие от "хиппимобилей" VW Transporter, британские Commer редко покрывались яркими рисунками. Английский вэн-арт 60х-70х годов выглядел гораздо скромнее американского. Как правило, ограничивались надписями поверх основного цвета, а фургон The Beatles, участвовавший в съемках фильма - стилизованным изображением яблока.
Несмотря на статус относительно дешевого средства доставки людей и грузов из пункта А в пункт Б, внутреннее убранство люксовых версий Commer было сравнимо с маленькой гостиницей. Для любителей музыки в салоне кемпера Commer Auto Sleeper установлен даже полноразмерный проигрыватель грампластинок.
Во влажном климате островов машины ржавеют быстро, а металл у Commer FC не отличался высокой антикоррозийной стойкостью, но до наших дней дошло значительное количество хорошо сохранившихся экземпляров. Часть из них поддерживалась владельцами в надлежащем состоянии на ходу и была заблаговременно проантикорена, а другая часть много лет ждала своего часа в сухих гаражах, пока не перешла к коллекционерам и реставраторам. В Англии продолжает существовать общество ценителей этих машин. Так утилитарный микроавтобус внес свой вклад не только в развитие транспорта, но и в музыку.