Она вырезала себе живот, корчилась в крови и позволяла незнакомцам прикасаться к ней оружием. Это искусство? Или шоу для садистов? Марину Абрамович называют великой художницей. Но чем больше узнаёшь о её перформансах, тем отчётливее звучит вопрос: а не перешло ли искусство ту грань, за которой начинается откровенное насилие — и над телом, и над зрителем? Она стоит в центре зала. Рядом на столе — ножи, бритвы, пистолет с одной пулей. А вокруг — зрители. Им позволено всё. В течение 6 часов они будут делать с ней, что захотят. Марина Абрамович не двинется, не закричит, не вырвется. Это не дистопия. Это — один из самых знаменитых перформансов XX века. Где заканчивается искусство? Ради искусства она сидела неподвижно 700 часов. Проводила ритуалы с быками и человеческими костями. Ставила себя в ситуации, где любая секунда могла закончиться смертью. Абрамович говорит, что её тело — это инструмент. Но инструментом чего? Искусства? Или желания зрителя стать палачом? В перформансе «Ритм 0»
Марина Абрамович: искусство боли или культ насилия?
2 августа2 авг
3890
2 мин