Найти в Дзене

Марина Абрамович: искусство боли или культ насилия?

Она вырезала себе живот, корчилась в крови и позволяла незнакомцам прикасаться к ней оружием. Это искусство? Или шоу для садистов? Марину Абрамович называют великой художницей. Но чем больше узнаёшь о её перформансах, тем отчётливее звучит вопрос: а не перешло ли искусство ту грань, за которой начинается откровенное насилие — и над телом, и над зрителем? Она стоит в центре зала. Рядом на столе — ножи, бритвы, пистолет с одной пулей. А вокруг — зрители. Им позволено всё. В течение 6 часов они будут делать с ней, что захотят. Марина Абрамович не двинется, не закричит, не вырвется. Это не дистопия. Это — один из самых знаменитых перформансов XX века. Где заканчивается искусство? Ради искусства она сидела неподвижно 700 часов. Проводила ритуалы с быками и человеческими костями. Ставила себя в ситуации, где любая секунда могла закончиться смертью. Абрамович говорит, что её тело — это инструмент. Но инструментом чего? Искусства? Или желания зрителя стать палачом? В перформансе «Ритм 0»

Она вырезала себе живот, корчилась в крови и позволяла незнакомцам прикасаться к ней оружием. Это искусство? Или шоу для садистов?

Марину Абрамович называют великой художницей. Но чем больше узнаёшь о её перформансах, тем отчётливее звучит вопрос: а не перешло ли искусство ту грань, за которой начинается откровенное насилие — и над телом, и над зрителем?

Она стоит в центре зала. Рядом на столе — ножи, бритвы, пистолет с одной пулей.

А вокруг — зрители.

Им позволено всё.

В течение 6 часов они будут делать с ней, что захотят.

Марина Абрамович не двинется, не закричит, не вырвется.

Это не дистопия. Это — один из самых знаменитых перформансов XX века.

-2

Где заканчивается искусство?

Ради искусства она сидела неподвижно 700 часов. Проводила ритуалы с быками и человеческими костями. Ставила себя в ситуации, где любая секунда могла закончиться смертью.

Абрамович говорит, что её тело — это инструмент.

Но инструментом чего? Искусства? Или желания зрителя стать палачом?

В перформансе «Ритм 0» ей порезали одежду. Ей порезали кожу.Один мужчина приставил к её голове заряженный пистолет. Кто-то вытер ей кровь. Кто-то поцеловал. Кто-то надругался.

Она не реагировала.

-3

"Я хотела понять, насколько далеко зайдёт человек, если ему позволить всё," — рассказывала Марина. Ответ? Очень далеко.

А вы бы могли смотреть на это, не участвуя?

Почему Абрамович не арестовали?

Если бы кто-то снял это на видео и выложил в TikTok, его забанили бы за «контент, содержащий насилие». Если бы это был мужчина, который позволил бы зрителям прикоснуться к телу женщины с ножом, его бы обвинили в насилии и лишили права называть себя художником.

Но с Мариной всё иначе.

Абрамович входит в пантеон. Она получает высшие премии. Её приглашают в музеи и президентские резиденции.

Она даже участвовала в обеде с Илоном Маском и Джаредом Лето.

Почему?

Может быть, мы просто любим смотреть на боль?

Марина утверждает: боль — это форма откровения. Через страдание человек очищается. Но разве мы не слышали это уже где-то? Может быть, мы не зрители, а соучастники. В её работах не она — главная. Главный — ты.

Ты, кто не отвёл глаз, когда ей резали кожу. Ты, кто смотрит, как она корчится от боли — и называет это искусством.

-4

Искусство или культ жестокости?

Когда абстрактное искусство вызывает скуку, когда перформанс превращается в боль, на авансцену выходит зритель с тёмной тенью за спиной.

Абрамович — художник?

Или гениальный манипулятор, раскрывший правду, которую никто не хочет признавать: люди приходят в музеи не ради красоты. Они приходят смотреть на боль.

Критик Артур Данто написал: "Абрамович показала нам, как тонка грань между искусством и садизмом. Но зато теперь мы точно знаем, что пистолет в руках зрителя — плохая идея."

Считаете её великой художницей?