Граждане! В воздухе, еще не до конца очищенном от миазмов коммунальных кухонь и канцелярской пыли, разлилось нечто новое. В большом городе, где еще совсем недавно пределом мечтаний обывателя были югославская стенка и, может быть, при некотором везении, москвичонок последней модели, возникла новая, доселе невиданная концессия. На смену скромным артелям по заготовке рогов и копыт явились конторы по производству счастья в промышленных, можно сказать, масштабах. Имя им - легион, а вывеска над дверью, чаще всего виртуальной, гласит одно и то же чарующее слово: «Коучинг».
Надо заметить, что великий комбинатор, столкнись он с этим явлением, сперва снял бы свою капитанскую фуражку в знак уважения к масштабу замысла, а затем, вероятно, заплакал бы от зависти. Ибо то, на что ему требовались шахматная доска, глобус и сеанс одновременной игры, нынешние его последователи проделывают, не сходя с места, вооружившись лишь одним предметом — смартфоном, в котором, как известно, помещается вся вселенная, за исключением здравого смысла.
Герой нашего времени, этот дипломированный специалист по счастью, больше не обещает перекрасить ваши волосы в радикально-черный цвет. О, нет, его цели куда возвышеннее! Он обещает перекрасить вашу жизнь. За скромное вознаграждение, которое, впрочем, имеет тенденцию расти по мере приближения к финальной цели, этот гигант мысли, этот отец русской демократии в ин100гр, предлагает вам «выйти из зоны комфорта». Это удивительное предложение, если учесть, что девяносто девять процентов его паствы никогда в этой самой зоне и не бывали. Далее следует процедура, до боли напоминающая лекцию в Васюках: вам предложат «визуализировать мечту», «открыть денежный поток» и «войти в ресурсное состояние». Все это облекается в такую густую, такую наукообразную терминологию, что даже ксендзы из костела святого Иеронима, большие мастера по части латыни, почувствовали бы себя скромными школярами.
И вот, заседание начинается! На экране, в окошечках программы «Зум», собираются сотни и тысячи новых кис воробьяниновых и шурок балагановых со всех концов необъятной родины. Они внимают речам своего гуру с тем же священным трепетом, с каким их деды слушали по радио сводки Информбюро. Им, этим милым, трогательным людям, вручают ключ от квартиры, где счастье лежит. Правда, сам ключ нематериален, квартира находится где-то в астрале, а за доступ к ней нужно вносить ежемесячную плату. Но разве такие мелочи могут остановить человека, стремящегося к мечте?
Самое же забавное в этой великой комбинации то, что продукт, который продают эти концессионеры, есть не что иное, как пустота. Это продукт, полученный в результате сложнейшей дистилляции банальности, очищенной от всяких примесей конкретики и здравого смысла. Вам продают ваше же собственное желание быть обманутым, упакованное в блестящую обертку с иностранными словами. Великий комбинатор торговал надеждой на миллион, эти же торгуют правом надеяться на надежду. И надо отдать им должное, контора пишет, и обороты ее растут.
Так и хочется подойти к одному из этих раззолоченных ораторов, взять его под руку и, заглянув в честные глаза, спросить: «Скажите, а Рио-де-Жанейро в вашем пакете услуг предусмотрено? Все эти белые штаны, мулатки, пальмы…» Но, боюсь, в ответ мы услышим лишь то, что сперва нужно оплатить курс «Рио для начинающих», а уж потом, по сходной цене, можно будет приобрести и карту. Правда, не Бразилии, а карту желаний.
Кажется, пришло время, когда великий комбинатор превратился в мелкого концессионера, а мечта о белых штанах уступила место скромному желанию «быть в потоке». И глядя на все это, можно лишь с легкой грустью констатировать: лед тронулся, господа присяжные заседатели. Но куда он плывет, решительно неизвестно.