Найти в Дзене
56-я Параллель

Пакистан получает ударные вертолеты Z-10ME из Китая

В социальной сети Weibo засветились кадры китайского ударного вертолета Z-10ME с маркировкой Корпуса пакистанской армейской авиации, в следствии чего западные СМИ сделали вывод, что Пакистан начал получать ударные вертолеты из Китая. Несмотря на то, что официального подтверждения от обеих стран пока не поступало, видеоролики китайского ударного вертолета с маркировкой Корпуса пакистанской армейской авиации распространяются по различным интернет-каналам, включая крупнейшую в Китае платформу социальных сетей Weibo. Согласно сообщениям, Пакистан получил от Китая новые ударные вертолёты Z-10ME для замены своего парка вертолетов AH-1F Cobra американского производства, которые находятся в эксплуатации уже более 40 лет. В издании Aero Time считают, что поставка Пакистану китайских вертолетов серии Z-10ME свидетельствует об углублении военного сотрудничества между Пекином и Исламабадом, направленных на сдерживание Индии. Стоит отметить, что первые упоминая о поставке Пакистану из Китая вертоле
Z-10ME Пакистана. Кадры соцсети Weibo
Z-10ME Пакистана. Кадры соцсети Weibo

В социальной сети Weibo засветились кадры китайского ударного вертолета Z-10ME с маркировкой Корпуса пакистанской армейской авиации, в следствии чего западные СМИ сделали вывод, что Пакистан начал получать ударные вертолеты из Китая.

Несмотря на то, что официального подтверждения от обеих стран пока не поступало, видеоролики китайского ударного вертолета с маркировкой Корпуса пакистанской армейской авиации распространяются по различным интернет-каналам, включая крупнейшую в Китае платформу социальных сетей Weibo.

Согласно сообщениям, Пакистан получил от Китая новые ударные вертолёты Z-10ME для замены своего парка вертолетов AH-1F Cobra американского производства, которые находятся в эксплуатации уже более 40 лет.

В издании Aero Time считают, что поставка Пакистану китайских вертолетов серии Z-10ME свидетельствует об углублении военного сотрудничества между Пекином и Исламабадом, направленных на сдерживание Индии.

Стоит отметить, что первые упоминая о поставке Пакистану из Китая вертолетов появлялись уже более месяца назад. Однако на сегодняшний день это первый случай, когда вертолет Z-10ME был запечатлен на видео в Пакистане.

Разработанный 602-ым авиационным конструкторским институтом совместно с ОКБ им. Камова на базе российского проекта 941, и построенный китайской корпорацией авиационной промышленности Changhe Aircraft Industries, ударный вертолет Z-10ME совершил свой первый полет в 2003 году и официально поступил на вооружение китайской армейской авиации в 2009 году.

Вертолеты линейки WZ-10 выполнен по классической схеме, с тандемным размещением экипажа в бронированной кабине. Шасси вертолета неубираемое энергопоглощающее, для безопасности при аварийной посадке.

Вертолёт оснащен 2 турбовальными двигателями линейки WZ-9, где применены технологии по снижению ИК заметности. Несущий винт 5-лопастной, где лопасти выполнены из композитных материалов. Бортовое оборудование пилотов реализует принцип стеклянной кабины, установлены большие МФИ.

Длина фюзеляжа - 14,5 м, Высота - 3,85 м, Вес пустого – 5,5 тонны, Диаметр несущего винта - 12 м, Максимальный взлетный вес - 7200 кг, Максимальная скорость - 290 км/ч, Крейсерская скорость: 230 км/ч, Практический потолок – 6400 м, Боевая дальность вертолета составляет от 800 до 1120 километров, а продолжительность полета — до 3,5 часов. Экипаж 2 человека - пилот и оператор вооружения.

Известно, что Пакистан заинтересовался китайскими вертолетами еще в 2015 году. Тогда в сети появлялись сообщения, что Исламабад для опытной эксплуатации даже закупил у Китая три вертолета в экспортной версии Z-10ME. Но в рамках эксплуатации оказалось, что двигатели WZ-9 оказались недостаточным для эксплуатации в условиях высокогорья, особенно на высотах более 4000 метров с полным комплектом вооружения. В результате Пакистан вернул вертолеты Китаю и стал искать альтернативы в США.

Однако после поставки Индии американских вертолётов Apache AH-64E отношения Пакистана с США резко ухудшились. И в 2018 году Пакистан подписал контракт с Турцией на приобретение 30 вертолетов T129 ATAK. Сумма контракта составляла 1,5 миллиарда долларов.

Тем не менее контракт так и не был реализован из-за отказа США выдать Турции экспортные лицензии на двигатели CTS-800-4A, устанавливаемые на ударном вертолёте T129, вследствие чего Пакистан вернулся к теме китайских вертолетов.

В 2022 году Исламбад заключил с Пекином новое соглашение, результатом которого стала модернизация экспортной версии Z-10ME специально для Пакистана Z-10ME/P на базе самой последней версии Z-10ME-02.

На данной модификации установлены 2 усовершенствованных двигателя WZ-9С с увеличенной на 30% мощностью до 1600 л.с. каждый, по сравнению с базовым WZ-9. Помимо этого, вертолет в версии Z-10ME/P оснастили большим боезапасом и новой системой предупреждения о приближении ракет (MAWS), которая включают в себя приемники предупреждения о радиолокационном облучении, системы предупреждения о лазерном облучении, системы предупреждения о приближении ракет, основанные на ультрафиолетовом детектировании, и направленные инфракрасные датчики. Помимо этого, вертолет оснащен интегрированной электронно-оптической системой.

Также система защиты на Z-10ME/P включают в себя модульную керамичо-графеновую броню с болтовым креплением для кабины и моторного отсека, ударопрочные кресла пилотов и протектированные топливные баки.

По данным американского оборонного издания Army Recognition, вариант Z-10ME/P, приобретенный Пакистаном, объединяет несколько усовершенствований - новая силовая установка, авионика, более мощное вооружение и улучшенная живучесть.

Система выхлопа усовершенствованных двигателей WZ-9С была перемещены вверх для снижения инфракрасной заметности, в сочетании с нисходящим потоком несущего винта для повышения устойчивости к ПЗРК с ИК-наведением. Центробежный воздухозаборник с фильтрацией от песка позволяет действовать в условиях пустыни.

Варианты вооружения также были значительно расширены, а узлы подвески были увеличены с 4-х до 6-ти, что дало возможность нести до 16 ракет CM-502KG класса «воздух-поверхность» с функцией «выстрелил и забыл» и дальностью стрельбы 25 км, а также ракеты «воздух-воздух» TY-90, разработанные специально для боя с вертолетами, и управляемые ракеты GR5 с точностью менее 2 метров и радиусом поражения 18 метров.

Вертолет Z-10ME/P также может быть оснащен одним барражирующим боеприпасом CM-501XA и беспилотниками SW-6, предлагая возможности эшелонированного дистанционного наблюдения и разведки.

Также было модернизировано пушечное вооружение, в результате вместо 23-мм пушки была установлена пушка калибра 30-мм, а ее боезапас был увеличен втрое, что повысило огневую мощь ближней поддержки. Помимо этого, новую экспортную версию оснастили возможностью установки дополнительного топливного бака. Сообщается, что такая конфигурация позволяет вести боевые действия за пределами досягаемости ПЗРК.

Модернизированная авионика включает в себя нашлемную систему целеуказания, тепловизионные приборы, оптоэлектронные и инфракрасные прицелы, а также внутрикабинные мониторы, индикаторы коллиматорного типа и цифровую систему управления полетом.

Некоторые источники предполагают, что самая последняя версия Z-10ME-02, впервые представленная на авиасалоне в Сингапуре в 2024 году, может работать совместно с БПЛА и командными платформами, используя зашифрованные спутниковые каналы передачи данных для расширения дальности обнаружения и нанесения ударов в горной местности.

Навигационный комплекс также объединяет в себе спутниковую навигацию BeiDou, инерциальные системы, доплеровский радар, радиовысотомеры и транспондеры опознавания «свой-чужой».

Также в AR подчеркнули, что во время высотных испытаний в таких районах, как перевал Хунджераб и хребет Каракорум, вертолет в версии Z-10ME/P сохранял полную полезную нагрузку при потере мощности двигателя всего 18 процентов, что, по-видимому, и стало ключевым фактором при выборе Пакистаном нового ударного вертолета.

Согласно информации, полученной в результате предыдущих совместных маневров, китайский ударный вертолет Z-10ME продемонстрировал лучшие показатели в сравнении с американским ударным AH-64E. Сообщалось, что для достижения сопоставимых рабочих параметров с AH-64E пришлось демонтировать радар Longbow, чтобы уменьшить его вес.