Найти в Дзене
Dasha Models

Споры вокруг истинного цвета 4БО и проблемы с камуфляжными окрасками в моделизме

Происхождение и эволюция цвета 4БО (1930-е – 1950-е)

4БО – советский защитный зелёный цвет, ставший стандартом окраски бронетехники Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны. Его появление связано с развитием прежних однотонных защитных окрасов. Ещё с 1920-х использовали «защитный» цвет №83063, в начале 1930-х ему на смену пришёл более тёмный зелёный (№83070/83078), применявшийся до 1938 г.. В 1939 году, в рамках исследований по маскировке, был разработан новый стандарт – 4БО, призванный улучшить скрытность техники как визуально, так и в инфракрасных приборах (за счёт так называемой «недешифрируемости» – неразличимости при наблюдении через светофильтры и оптику). По сути, 4БО продолжал линию защитных цветов, но на основе новых пигментов.

Первоначальная рецептура 4БО была строго регламентирована. Для производства краски использовались всего три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская (желтовато-коричневый пигмент) и крон оранжевый (оранжево-жёлтый свинцовый пигмент) – никаких замен не допускалось. Связующим выступала натуральная олифа (льняное масло). В довоенных технических описаниях указаны даже процентные соотношения: около 13% окиси хрома, до 51% охры и не менее 5% крона при ~30% олифы. Благодаря такому составу свежая 4БО давала довольно яркий, сочный зелёный цвет, хорошо сливающийся с летней растительностью. Таким образом, изначально оттенок 4БО был насыщенным травянисто-зелёным – что может удивлять тех, кто привык видеть на моделях более тусклые оливково-зелёные тона.

-2

Во время войны 4БО оставался базовым цветом всей советской бронетехники – его наносили сплошным слоем или использовали как фон для камуфляжа. Однако само понятие стандарта допускало небольшой диапазон оттенка: на заводах краска должна была попадать «в вилку» между двумя эталонными образцами цвета. Разница между эталонами была минимальна – как отмечает исследователь А. Аканихин, человеку трудно различить эти два близких оттенка. Любая краска, не попавшая в эту вилку, уже не считалась 4БО и браковалась ОТК. Таким образом, изначально стандарт 4БО задавал очень узкий коридор оттенка. Тем не менее, с течением времени сам стандарт претерпевал изменения. Архивные данные показывают, что после войны 4БО стал чуть светлее и желтее по сравнению с образцами конца 30-х – уже к 1947 году эталон 4БО «сдвинулся» в сторону более светлого оливкового, промежуточного между ранним насыщенным зелёным и испытательным образцом 1939 г. под условным кодом «24нг». Причины могли быть технологическими – например, изменение доступности пигментов или стремление уменьшить разброс между эталонами.

Производство 4БО продолжалось до начала 1950-х. В 1952 году выпуск краски цвета 4БО был официально прекращён, так как на смену пришли новые стандарты защитной окраски. Тем не менее, запасы и аналогичные составы могли использоваться и позже на ремонтах и парадах. Окончательно же советские стандарты исключили упоминание 4БО из колористических картотек лишь в 1970-х и после распада СССР (эталон исключён в 1992). Интересно, что аббревиатура «4БО» долго трактовалась моделистами как «4-й Базовый (Основной)», но на самом деле буква указывала на тип связующего: «О» = олифа (масляная краска). Параллельно существовали варианты 4БН (нитроэмаль) и 4БГ (глифталевая эмаль) – они имели ту же цифру “4”, но иные составы и свою область применения (например, 4БН для авиации). Таким образом, 4БО – это именно масляная краска для бронетехники.

-3

Почему моделисты спорят о точном оттенке 4БО?

В среде стендового моделизма цвет 4БО окружён настоящей аурой споров и мифов. Ещё в 1990-е, когда фирма АКАН впервые выпустила акриловую краску «4БО» (№320), моделисты оживились – с 1998 г. этот номер появился в палитре и сразу породил множество вопросов. Одни утверждали, что точно воспроизвести 4БО невозможно, ссылаясь на исчезновение «уникальных» пигментов (ходил слух, будто ту самую охру уже не добывают – что оказалось неверно). Другие радовались, что наконец есть «правильный» цвет, доверяя авторитету производителей красок.

Корень разногласий в том, что реальный исторический оттенок 4БО сложно зафиксировать однозначно. Долгое время моделисты были вынуждены опираться на черно-белые фото военных лет, на воспоминания ветеранов или на цвет танков в музеях – все эти источники ненадёжны. Сравнивая снимки, одни видели советские танки как тёмно-оливковые, другие как светло-зелёные или и вовсе серовато-зелёные. Поэтому каждый новичок, задавая в интернете простой вопрос вроде «какой краской красить Т-34?», рисковал вызвать бурную дискуссию. Как образно заметил один из участников форума FineScale, «много-много раз на многих форумах этот простой вопрос вызывал огромные споры». Причём нередко эти споры принимали жаркий характер: у каждого оттенка находятся свои сторонники-“эксперты”, готовые отстаивать его как единственно верный. Моделист Том З. шутливо отмечал, что по каждому варианту цвета на форумах найдётся свой поклонник, который закидает оппонента «коктейлями Молотова» за несогласие.

Стороны можно условно разделить на «перфекционистов» и «прагматиков». Первые настаивают, что существует один исторически правильный оттенок 4БО, и задача моделиста – его достоверно воспроизвести. Они ссылаются на архивные образцы, стандарты и научные замеры. Так, с середины 2000-х стали доступны копии советского «Альбома накрасок» 1948 г. – эталонного альбома красок Наркомата химической промышленности СССР. Там представлен и 4БО, причём более тёмный, чем считалось ранее на Западе. Узнав об этом, энтузиасты заявили, что многие модели окрашены неверно и нужно срочно «исправлять» цвет. Другой аргумент перфекционистов – сохранившиеся образцы техники с оригинальной краской. В российских музеях (например, в Кубинке) есть пушки и танки, которые, как утверждается, не перекрашивались с войны и демонстрируют очень тёмный, приглушённый зелёный цвет. «Вот таким и должен быть 4БО!» – заявляют сторонники максимальной точности.

С другой стороны, прагматики возражают: даже если был стандарт, в реальности цвет сильно варьировался. Они напоминают, что 4БО – это не точное значение на цветовой шкале, а рецепт, по которому на разных заводах получались краски в пределах допустимого диапазона. На практическом уровне это значит, что не все танки в войну были строго одного оттенка. Формула допускала разброс пигментов (например, охры от 40 до 60%), а условия производства в военное время были далеки от идеальных. Как результат, как отмечает моделист Том З., «чудо, что хоть два советских танка выходили одного цвета». Кроме того, краска старела и выгора́ла (подробнее об этом ниже), так что через несколько месяцев службы танка его оттенок мог отличаться от заводского. Наконец, прагматики указывают, что восприятие цвета зависит от масштаба модели и окружения: важно, чтобы модель «выглядела правильно», а не совпадала по спектрофотометру с эталоном. Поэтому их практический подход: «берите любой средне-зелёный (оливково-зелёный) – и будет нормально». Действительно, многие опытные моделисты так и отвечают новичкам: «просто выбери тёмно-зелёный цвет, какой нравится, сильно не ошибёшься». В одном из обсуждений 4БО пользователь сетовал, что поисковик выдаёт четыре разных «4БО» от известных фирм, совершенно непохожих друг на друга – «вот вам и вся точность, зелёный да и всё».

В итоге споры часто заходят в тупик: одни критикуют модель за «не тот оттенок», другие парируют, что никаких доказательств «того самого» оттенка всё равно нет. Показателен случай, описанный А. Аканихиным: на форуме реконструкторов он пытался объяснить, что нельзя воссоздать краску строго по параметрам без образца – но неподготовленная аудитория его не поняла. Действительно, идея о едином цвете 4БО во многом иллюзорна – но и полное отрицание стандартов не всем по душе. Это питает дискуссии по сей день.

Трудности восстановления подлинного цвета

Почему же так сложно определить, каким был истинный цвет 4БО на технике в годы войны? Главная проблема – изменчивость краски со временем и условиями эксплуатации. Свежепокрашенный танк на заводе и тот же танк через год боёв могли выглядеть по-разному. Среди историков нет полного единства даже в том, как именно старела советская краска: существуют противоречивые мнения, тем более что могли меняться составы самой краски.

Некоторые исследователи (например, Н. Стокс и К. Сьюэлл в 1990-х) предполагали, что 4БО имела нестабильный химический состав и со временем темнела – мол, зелёный пигмент окислялся или уходил вглубь, и поверхность становилась более тёмной и бурой. Указывали, например, на цвет танка КВ-1 на цветном фото 1946 г. – за несколько месяцев стоянки он стал заметно темнее изначального. С другой стороны, более поздние находки и фотографии свидетельствуют об обратном явлении: выгорание и выцветание на солнце. Советский Т-34-85, захваченный в Корее и исследованный американцами, на цветных слайдах 1950-х выглядит скорей обесцвеченным, посветлевшим, без признаков потемнения. Эксперты пришли к выводу, что в полевых условиях краска обычно выцветает под воздействием ультрафиолета, теряя насыщенность, хотя в закрытых пространствах или в тени может происходить потемнение связующего. Вероятно, разные партии и составы 4БО вели себя по-разному: одни темнели, другие блекли, в зависимости от рецептуры и условий (военные и послевоенные краски могли отличаться по стабильности пигментов). В любом случае, цвет танка, месяцами стоявшего под солнцем и дождём, мог значительно отличаться от заводского.

Кроме выгорания, были и другие факторы. Боевые машины покрывались грязью, пылью, копотью, краска механически стиралась на гранях и от ударов. Всё это меняло визуальный облик. На фронте экипажи редко полностью перекрашивали танки; ремонтные бригады могли освежить лишь повреждённые места. В результате на одном и том же танке встречались участки свежей краски рядом с выцветшей – создавалось ощущение разных оттенков. Добавим сюда качество фототехники того времени: черно-белые фотографии не передавали цвет вовсе, а ранние цветные плёнки страдали искажением цветов. Известный историк Стивен Залога отмечал, что цветная кино- и фотоплёнка 1940-х склонна к цветовому дрейфу: химия нестабильна, со временем кадры желтеют или краснеют. При оцифровке или печати старых плёнок могут добавляться дополнительные искажения баланса. В итоге любые доводы на основе цвета на старых фото сомнительны: они «далеки от оригинала, как ни старайся».

-4

Что же с музейными экспонатами? Увы, и тут мало ясности. Краска на танке, простоявшем 70 лет, почти наверняка выгорела, покрылась оксидной плёнкой или была утрачена. При реставрации большинство музеев перекрашивают технику заново, причём нередко в условно «подходящий» зелёный, не стремясь к документальной точности. Лишь немногие энтузиасты-хранители пытаются воспроизвести оригинальный цвет по нормативам. Например, Центральный музей ВС РФ (Парк Патриот, бывшая Кубинка) ранее окрашивал технику в так называемый «пактовый зелёный» – послевоенный оттенок, использовавшийся в армиях Варшавского договора. Этот цвет довольно светлый оливково-зелёный, близкий к FS 34257. Он отчасти соответствует расчетному тону по довоенной формуле 4БО (если смешать современные аналоги пигментов, получается как раз светло-оливковый ~FS 34257). Но, как отмечалось выше, по более поздним стандартам реальный 4БО имел темнее тон (~FS 34098). Таким образом, музейные «зеленые» зачастую не доказательны: некоторые ближе к истине, другие вовсе случайны.

Отдельная сложность – попытки химически воспроизвести историческую краску. Даже зная рецепт 1941 года, нельзя просто смешать современные пигменты и получить точную копию. Например, в 1990-х исследователь Куки Сьюэлл попробовал намешать 4БО по процентам пигментов, но из современных красок – получился гораздо более светлый тон (около FS 34226 – светло-зелёный). Российские коллеги указали, что «пигменты не те»: нынешняя окись хрома тоньше помола или ярче, охра имеет иной оттенок и т.д.. Без исходных компонентов добиться полного соответствия сложно. Энтузиасты-реконструкторы отмечают: подобрать визуально похожий цвет можно, но это будет другая краска – с другим составом и свойствами. Для настоящей реставрации недостаточно знать цвет, нужны оригинальные материалы или хотя бы архивные эталоны. В целом же, основная масса моделистов таких тонкостей не касаются – им достаточно решить, каким сделать цвет модели, чтобы она выглядела правдоподобно.

4БО в палитрах модельных красок

Производители модельных красок предлагают множество вариантов 4БО – и это тоже источник путаницы. Нет единой стандартизации: каждая фирма выпускает краску по своему представлению о советском зелёном. Из-за этого бутылочки с маркировкой «Russian Green 4BO» от разных брендов могут быть совершенно разные по тону. Например, моделист отмечал, что первые четыре попавшиеся ему в интернете образца 4БО от известных фирм значительно отличались друг от друга – от желтовато-зелёного до тёмно-оливкового. Такая ситуация похожа на историю с немецким тёмно-жёлтым Dunkelgelb: у Tamiya, Testors, Vallejo, Humbrol и др. одноимённые краски ощутимо разнятся по цвету. Не зная этих нюансов, новичок закономерно спрашивает: «какая же из них правильная?».

Дело в том, что подходы у производителей разные. Одни ориентируются на архивные данные и исследования, другие – на распространённые образцы или просто на устоявшиеся в хобби оттенки. В последние годы появились профессиональные референсы: так, в 2017 г. фирма AK-Interactive выпустила книгу «Real Colors of WWII» с участием историков (С. Залога, М. Стармер, М. Масс и др.), где приведены стандарты цветов разных армий. Параллельно AK и Ammo/Mig выпустили линейки красок Real Colors, заявляя о точном совпадении с эталонами. В частности, AK-Interactive предлагает акриловую краску RC 073 «4BO Protective Green», разработанную по советским архивным образцам и дающую оттенок, близкий к эталону Albom Nakrasok (в районе FS 34098). Многие моделисты хвалят эту краску как наиболее правдоподобную. Однако и здесь нет единодушия: кто-то находит её слишком тёмной, другие – слишком зелёной.

Другие производители тоже не остались в стороне. Российский АКАН ещё с 1990-х имеет в своей палитре 4БО (№83020) именно по архивным рецептам – автор краски А. Аканихин лично работал с образцами 1939 г. и уверяет, что его 4БО соответствует оригиналу. Польская Hataka включает 4BO в наборы для советской техники, а также предлагает варианты этого цвета для разных периодов (например, «WW2 Soviet 4BO (faded)» и т.п.). Tamiya долго не выпускала специальной краски 4БО – в инструкциях к советским моделям рекомендовалось смешивать оливковый с жёлтым или использовать примерно схожий оттенок (часто ссылались на XF-61 или смесь XF-62 Olive Drab с жёлтым для имитации выгоревшего 4БО). В новой лаковой линейке Tamiya появились цвета с маркировкой «Russian Green WW2», но и они вызывают споры по соответствию. Vallejo предлагает в серии Model Color оттенок под названием 4BO (в аэрозольных грунтовках есть Russian Green 4BO), однако ее тон некоторыми описывается как чересчур тёплый, «болотный». Mig Ammo (основанная известным мастером Мигелем Хименесом) включает 4БО в наборы красок и листовки по советским цветам, придерживаясь версии о более тёмном послевоенном зелёном. Mr.Color (GSI Creos) выпустила пару эмалей C511/C512, позиционируемых как «Russian Green 4BO 1941-1945» и «4BO 1947», отражая изменение тона после войны – интересный подход, согласующийся с архивными данными.

Как следствие, моделист, желающий купить «ту самую» 4БО, сталкивается с выбором: краска от AKAN, AK Interactive, Mig, Tamiya, Vallejo и т.д. будут заметно различаться. Например, одни из них выглядят более жёлто-зелёными (как выгоревший 4БО), другие – глухо-тёмно-зелёными (как свежевыкрашенная техника). Такое разнообразие лишь подтверждает: единого мнения нет. Зато у моделиста есть простор подобрать вариант «под себя». Многие поступают так: смотрят на реальные фото техники (хотя бы современных реставраций), представляют, в каких условиях их модель – новенький танк с завода или потрёпанный фронтовой, – и выбирают краску по вкусу. Иногда смешивают несколько оттенков, чтобы получить нужный тон. В дискуссии на форуме Kitmaker один участник, сравнив различие красок, сделал вывод: «учитывая сколько вариаций 4БО у разных фирм, подойдёт почти любой оттенок оливкового». В конце концов, даже если купить «самый точный» 4БО, дальнейшие эффекты – грунтовка, фильтры, смывка, пыль – могут сильно изменить восприятие цвета модели.

Подобная ситуация складывается не только с 4БО, но и с другими знаменитыми камуфляжными цветами Второй мировой. Рассмотрим несколько примеров.

Аналогичные споры вокруг других камуфляжных цветов

Немецкий Dunkelgelb (тёмно-жёлтый)

Цвет Dunkelgelb («тёмно-жёлтый») – базовый камуфляж Вермахта с 1943 г. – породил, пожалуй, не меньше споров, чем 4БО. Проблема в том, что оригинальный стандарт RAL 7028 Dunkelgelb времён войны сейчас недоступен. В системе RAL образцы тех лет либо утрачены, либо перевыпущены под другими номерами; современный каталог не содержит 7028 вообще. Более того, в 1944 г. вводился обновлённый Dunkelgelb (Ausgabe 1944), чуть более светлый и кремовый, но документов о нём сохранилось мало. Фактически историки знают лишь словесное описание («тёмно-жёлтая, горчично-песочная краска») и результаты анализа сохранившихся участков окраски на технике. А на практике оттенок сильно менялся в зависимости от условий. Во-первых, качество пигментов к концу войны падало: из-за бомбёжек и дефицита заводы порой заменяли компоненты, «делали что могли» – отсюда разнотонность партий Dunkelgelb. Во-вторых, сами войска получали камуфляжные краски в виде густой пасты, которую нужно было разбавлять на месте соляркой или водой. Соответственно, результат зависел от пропорций разведения: если добавить больше бензина, цвет выходил бледнее; если нанести толстым слоем – насыщеннее. Экипажи красили танки в полевых условиях, часто второпях – не до красоты, лишь бы замаскировать. Могли покрасить только видимые стороны, оставив остальное в грунте. Всё это приводило к тому, что реальные Dunkelgelb на технике были разными – от темно-горчичного до пыльно-бежевого. На фотографиях порой трудно отличить базовый dunkelgelb от грязи или грунтовки.

В послевоенные десятилетия реставраторы часто красили трофейную немецкую технику в произвольный «песочный» цвет, иногда чересчур яркий. И вот моделисты начали спорить: «какой же Dunkelgelb правильный?». В 2010-е историки (например, Том Йенц, Хилари Дойл) провели исследования: нашли в архивах формулы, образцы пигментов, откололи краску с внутренностей танков. Выяснилось, что свежий Dunkelgelb имел оливково-жёлтый тон средней насыщенности. Однако внятного числового эталона нет, а разброс по образцам большой. Потому в хобби прижился консенсус: выбери тот оттенок Dunkelgelb, который кажется правдоподобным. Как пишет один популярный блог, «никакой из моделей на выставке не будет точно тем самым dunkelgelb, но все будут примерно в том диапазоне». Проще говоря, моделисту прощается любой реалистичный тон – был бы не кислотно-жёлтый и не чисто-коричневый.

Для примера: фирма AK Interactive в своей линейке Real Colors выпустила три вариации Dunkelgelb (ранний 1943, поздний 1944 и выбеленный «выгоревший»). Другие производители тоже предлагают по 1–2 версии. Между собой эти краски различаются, но каждая по-своему оправдана исторически. Поэтому споры «чей Dunkelgelb вернее» сейчас стихают: понятно, что единственного правильного уже не найти, а куда важнее добиться на модели реалистичного эффекта эксплуатации.

Американский Olive Drab

Olive Drab (OD) – оливково-коричневый цвет, которым красились все американские военные машины во Вторую мировую, – тоже давно вызывает головную боль у моделистов. На первый взгляд всё должно быть просто: США имели строгий стандарт, известный как Army Olive Drab No.9 (Quartermaster Color 22) с 1918 года. Формально этот цвет не менялся всю войну, но на практике… Стивен Залога отмечает, что формулировка OD несколько раз пересматривалась – состав краски корректировали, не меняя названия. Разные заводы получали разные пигменты, были дефициты материалов в 1942 (в частности, хромовых соединений), из-за чего допуска было красить технику краской, «не полностью соответствующей спецификации» – армія всё равно принимала машины на службу. Например, временно применяли более коричневатый оттенок (из-за нехватки зелёного пигмента) или меняли тип связующего. Кроме того, существовали альтернативные обозначения: Корпус инженеров имел свой Olive Drab No.9 (почти тот же), ВВС США использовали более тёмный ANA 613 Olive Drab для авиации. В 1943 г. стандарты унифицировали, присвоив всем OD индекс AN 319 – фактически вернув единый цвет.

После войны OD No.9 перешёл в систему FS 595 как FS 34087. Но тут случился казус: при ревизии FS 595 в 1968 г. под тем же номером 34087 оказался другой, более зелёный оттенок. А многие производители модельных красок в 1970–80-х ориентировались на актуальный FS 34087, выпуская «WW2 US Olive Drab», хотя он не совпадал с настоящим военным OD! Так в хобби надолго укоренилась излишне зеленоватая версия американского камуфляжа. Лишь изучение старых образцов (например, с внутренней стороны деталей техники, не подверженных выгоранию) показало, что изначально OD No.9 был более тёмным, с выраженным коричневым подтоном. Маститый моделист Шеп Пейн ещё в 1970-х советовал: «чтобы получить верный OD, возьмите зеленовато-оливковый и добавьте немного коричневого».

Конечно, на боевой технике OD быстро менялся. Под солнечным светом он выгорал в желтовато-коричневый тон, порой почти хаки. Пыль и грязь делали машину вообще серо-бурой. Краска облезала на гранях, светлела от моющих средств. Поэтому в одном подразделении танки могли различаться по цвету в зависимости от «стажа». На фото часто видим американские танки больше коричневые, чем зелёные – это выцветший Olive Drab. Но иногда, наоборот, кажутся тёмно-зелёными – после дождя или свежей покраски деталей. Экипажи США, как и немецкие, редко перекрашивали всю машину; могли закрасить только ремонтированные места, что создавало «пестрый» вид. В итоге точный оттенок OD на поле боя – вещь условная.

Современные краски для моделей предлагают OD на любой вкус. Залога в своей статье сравнил образцы разных фирм – и «сказать, что они сильно различаются, – ничего не сказать». Одни – зелёные, другие – бурые, третьи – серо-оливковые. Производители соревнуются в слоганах: «самый аутентичный OD!», «точно по стандарту 1944!» – но, как мы видим, стандарт сам менялся, да и реальность вносила коррективы. Сейчас благодаря работе историков вроде Майка Стармера (для британских поставок OD) или тех же авторов Real Colors, консенсус по Olive Drab такой: для модели важнее передать характер техники, нежели попасть в абстрактный «цвет WW2». Залога рекомендует: «начните с близкого по тону цвета, затем варьируйте его фильтрами/смывками; не переживайте, что скажут другие – это ваша модель». Проще говоря, стоит подобрать оттенок OD, подходящий под вашу идею (пыльная Сахара, влажная Нормандия, заводское новое покрытие и т.п.), и затем добиться правдоподобности отделкой.

Британские военные цвета

Бронетанковые войска Великобритании во Вторую мировую имели несколько сменявших друг друга цветов камуфляжа. В 1939–41 гг. применяли Khaki Green No.3 (хакково-зелёный), затем с 1942 г. перешли на коричневатый SCC No.2 (Service Color 2) – из-за дефицита импортных пигментов, требуемых для зелёной краски. В середине 1944 г., готовясь к высадке в Европе, британцы вновь вернулись к зелёному, приняв стандарт SCC 15 Olive Drab, который должен был быть близок к американскому OD #9 для унификации. Таким образом, британские танки могли быть разного цвета в зависимости от периода и театра: от тёмно-зелёного в 1940-м до шоколадно-коричневого в 1943-м и снова оливково-зелёного в 1945-м. К тому добавлялись камуфляжные узоры (например, пустынный Caunter Scheme из серо-песочных тонов).

На протяжении долгого времени точные оттенки британских красок были спутаны. Например, легендарная пустынная схема 1940–41 гг. (Caunter) в литературе 1960–70-х воспроизводилась неверно – цвета называли «Light Stone», «Silver Grey», хотя в реальности использовались другие. Лишь в 2000-х энтузиаст Майк Стармер, изучив архивы, восстановил настоящие рецепты и цвета британских камуфляжей. Он опубликовал ряд пособий и составил смеси красок Tamiya для получения правильных оттенков. Благодаря его работе в сообществе появился ориентир: например, тот же SCC 15 Olive Drab (британский) заметно отличался от американского OD – был более тёмно-зелёным, с меньшим коричневым тоном. Стармер предложил простую смесь для него, и многие моделисты стали ей пользоваться. Тем не менее, готовые краски разных брендов по-прежнему различаются. Анализ показал, что ни одна фирменная краска точно не совпадает с эталоном Starmer – одни чуть зеленее, другие бледнее. Например, Vallejo долгое время предлагала цвет под названием «British Bronze Green», который ошибочно применяли вместо SCC 15 (на самом деле Bronze Green – довоенный цвет, а не 1944 г.). Только после замечаний знатоков производители скорректировали палитры. В серии AK Real Colors британские цвета разрабатывались уже с участием Майка Стармера, благодаря чему те приближены к архивным. Тем не менее, и здесь действует общее правило: важно сохранять баланс реализма. Если ваш британский Cromwell 1944 г. будет немного светлее или темнее нормативного SCC 15, это допустимо – реальная техника тоже отличалась в зависимости от партии краски и условий службы. Главное – не выкрасить его в откровенно неуместный цвет (например, ярко-зелёный как трава или коричневый как шоколад). А небольшие отклонения вполне возможны и не раз возникали в реальности.

Японские камуфляжные схемы

Окраска бронетехники Японии времён Второй мировой – сложная и до конца не выясненная тема. Японские танки редко фотографировали в цвете, а дошедшие до нас образцы почти всегда перекрашены или выцвели. Известно, что имперская армия Японии применяла многоцветный камуфляж на большинстве машин. С начала 1930-х стандартным считался камуфляж из трёх-четырёх цветов. По исследованию Нила Миллмана и Майка Стармера, в японской схеме были основные тона: «хаки» (khaki iro) – базовый цвет, представлявший собой желтовато-горчично-коричневый оттенок, могущий выгорать до оливково-сероватого; «земляной» (tsuchi iro) – очень тёмный, чуть красновато-коричневый, почти как горький шоколад; «цвет высохшей травы» (karashi iro) – светло-песочный или бледно-зелёно-охристый, которым рисовали полосы/пятна; и «травяной зелёный» (kusaba iro) – тёмно-зелёный, немного светлее британского WWII Dark Green, выцветающий до оливкового. Обычно на танке использовались хаки (как фон) плюс ещё два цвета из перечисленных, с разделительными полосами либо чёрным, либо тёмно-коричневым (по разным периодам). После 1942 г. цвета сделали менее контрастными, более приглушёнными оливковыми, чтобы снизить заметность.

Официальные инструкции по покраске японских танков существуют и опубликованы – казалось бы, вот решение. Однако точных колориметрических значений тех цветов нет. Названия и описания (типа «хаки, горчично-жёлто-коричневый») оставляют простор для интерпретаций. К тому же не сохранилось ни одного экземпляра японского танка с оригинальной окраской – все уцелевшие либо реставрированы, либо сильно выцвели за 80 лет. Например, танк Type 95 Ha-Go из музея в Бовингтоне после войны был покрашен британской армией произвольными красками (там даже добавили чёрный цвет, которого японцы не применяли). Долгие годы его принимали за образец, хотя он неточен. В последние годы энтузиасты, как Оливер Барнхэм, восстанавливали японские танки и подбирали цвета по образцам с внутренних поверхностей и по сохранившимся японским образцам авиационных красок (частично схожих). Тем не менее, эксперты признают: добиться высокой точности в японских цветах трудно. На вопрос о FS/RAL эквивалентах японских камо один специалист ответил: «Вы хотите степени точности, которой не добиться. Чтобы сопоставить с каталогом, нужен оригинальный образец, а их нет. Так что придётся довольствоваться лучшими оценками». То есть, в моделизме японских танков тоже царит принцип: «примерно так, как это представляется по описаниям». Благо, есть несколько готовых наборов красок (от той же AK, от Mr.Hobby), созданных на основе новейших исследований – ими и стоит пользоваться. Но и их нельзя проверить по эталону – остаётся лишь доверять или корректировать под своё видение.

Мнения известных экспертов и историков

Вопросами точности цвета камуфляжа интересуются не только моделисты-любители, но и серьёзные историки бронетехники. Многие из них сами занимаются моделизмом или консультируют производителей красок. Рассмотрим, что говорят признанные эксперты:

Стивен Залога – американский военный историк, автор множества книг об танках, а заодно моделист с мировым именем. Он подробно изучал тему цветов (в частности, опубликовал статьи “What color is that?” про Olive Drab и советский зелёный). Залога подчёркивает важность архивных стандартов: например, он упоминает найденный советский альбом красок 1948 г. и образцы с испытаний 1939 г., благодаря которым стало ясно, что многие западные представления о 4БО были ошибочны. Если раньше на Западе думали, будто советские танки были светло-оливковыми (основываясь на моделях Сьюэлла ~FS 34258), то архивные эталоны 4БО оказались значительно темнее, насыщеннее – ближе к FS 34098. Залога сообщает, что краска АКАН для моделистов была создана как раз по этому эталону и соответствует тем тёмно-зелёным образцам. Однако Залога вовсе не фанат абсолютной точности любой ценой. Наоборот, он отмечает, что вокруг 4БО столько споров, что «вряд ли возможно подобрать оттенок, который удовлетворит всех». По его мнению, разумнее держаться общего впечатления: «я склонен использовать тёмный, тусклый зелёный – исходя из той советской техники, что видел в оригинальной окраске». Он сам в своих моделях не привязан к одной фирме красок: «я предпочитаю акрилы Tamiya и использовал разные их зелёные для военного 4БО – Field Gray (XF-65), JGSDF Green (XF-73), NATO Green (XF-67), RAF Dark Green (XF-81) – выбор зависит от того, какую смывку/покрытие я планирую». То есть, Залога подстраивает базовый цвет под итоговый эффект. Если нужна выбеленная пылью машина – он берёт серовато-зелёный XF-65, если более свежая – насыщенный зелёный XF-13, и т.д.. Важный совет от Залоги: «цвет модели во многом определяется техникой последующего состаривания… подбирайте базу с учётом погоды на модели». А напоследок – «не пытайтесь угодить всем экспертам»: всегда найдётся тот, кто скажет «не тот оттенок», но зачастую он сам опирается на сомнительные данные. Залога призывает разумно подходить к вопросу: знать исторический фон, но и понимать ограничения нашего знания. В итоге его собственные модели всегда выглядят убедительно, даже если кто-то поспорит о полу-тонах зелёного.

Майкл Ринальди – известный американский моделист, автор серии книг TankArt. Он знаменит не стремлением к музейной точности, а потрясающей техникой художественного воплощения моделей. Ринальди не раз высказывался, что «перфекционизм в цвете не должен мешать красоте модели». В обсуждениях он отмечал, что при всём уважении к исследователям, моделизм – это в первую очередь визуальное искусство. Поэтому важно достичь эффектного, правдоподобного образа, нежели точно скопировать спектр краски. Сам Ринальди, конечно, старается использовать корректные базовые цвета. Например, в теме про 4БО он рекомендовал готовую акриловую краску Lifecolor UA 001 – по результатам тестов она «оказалась очень близка к настоящему образцу 4БО, который показывал Стив Залога». То есть, Ринальди ценит работу коллег и пользуется плодами исследований. Но далее он превращает базовый слой в произведение искусства с помощью фильтров, сколов, эффектов. В итоге точный исходный оттенок уже не разглядеть, а модель передаёт атмосферу. Ринальди советует: не зацикливаться на номере краски, а думать о том, как цвет модели будет взаимодействовать с её окружающей средой и погодными эффектами. Например, если делать технику в зимнем снегу – базовый зелёный лучше взять чуть светлее и холоднее, чтобы реалистично выглядел сквозь белый налёт.

Майкл Масс – израильский эксперт, бывший куратор танкового музея Латрун, автор книг по бронетехнике (серия Desert Eagle). Он специализируется на израильской броне, но участвовал и в международных проектах по цветам Второй мировой. В частности, Майкл Масс сотрудничал с AK-Interactive при создании линейки Real Colors: известно, что цвет RC 094 «IDF Sinai Gray 82» они разработали с его консультативной помощью. То есть, он поддерживает идею максимально достоверных красок для моделизма. Позиция Масса: исследования и архивы – прежде всего. В одной из дискуссий, посвящённых цветам, он отмечал, что часто спорят о мелочах, вместо того чтобы обратиться к оригинальным стандартам, если они доступны. Например, израильские цвета Масса восстанавливал через химический анализ старых слоёв краски на реальных танках. Его мнение по поводу советского 4БО и других WWII-цветов созвучно Залоге: он признаёт вариативность и влияние условий, но считает очень важным публикацию проверенных данных, чтобы развенчать мифы. Благодаря таким экспертам, как Масс, в руки моделистов попадают качественные справочники и хорошие краски. Однако и он, будучи модельным судьёй на конкурсах, вряд ли будет строго мерить модели колориметром – скорее оценит общий вид. В конце концов, Масс понимает, что «идеальный» цвет без правдоподобногоweatheringа всё равно не будет выглядеть реально. В своих работах и рекомендациях (например, по окраске израильских машин) он часто говорит о «полевой вариативности цвета» и советует не смешивать на одной диораме модели с радикально разным тоном (чтобы не бросалось в глаза), но допускает умеренные отличия.

Алексей Иванов – российский историк, соавтор фундаментального исследования «Камуфляж танков Красной Армии 1930–1945». Он и коллеги проделали огромную работу по архивам, восстановив официальные схемы и цвета РККА. Благодаря им мы точно знаем эволюцию 3Б, 4БО, тактических полос и т.д. Иванов, будучи «ортодоксальным» историком, конечно, стоит на стороне точности. В своих публикациях он подчёркивает, что 4БО разрабатывался под условия смешанных лесов Восточной Европы, имел определённые оптические свойства, и важно это учитывать. Он же указывает, что никаких других пигментов, кроме трёх указанных, в 4БО не вводилось до войны – то есть, опровергает версию о каких-то «сюрпризах» в составе. Для моделистов труды Иванова – ценнейший источник. Однако сам он, как и многие историки, понимает: нельзя гарантировать, что любой конкретный танк в 1943 г. точно совпадал с эталоном. Например, в его книге приводится фото: два Т-34, покрашенные, казалось бы, по одному стандарту, но один заметно темнее – возможно, заводы использовали разные партии пигментов. Иванов в интервью отмечал, что интерпретация цвета на моделях – дело творческое, и хотя его личный подход – стремиться к максимальной копийности, он не осуждает тех, кто выбирает художественный путь. От российских экспертов часто можно услышать такую мысль: лучшая модель – та, что сочетает историческую точность и эффектность исполнения. То есть, нужно знать правду о цвете, но применять её с оглядкой на масштаб и натуру.

В целом, все авторитеты сходятся: знание реальной истории цвета бесценно, но не следует фанатично требовать от моделей абсолютного совпадения с эталоном.

Практические рекомендации: точность vs. выразительность

Итак, что же делать рядовому моделисту, оказавшемуся перед выбором краски или смешиванию оттенка?

1. Изучите матчасть, но критично. Полезно знать, каким примерно был цвет настоящей техники. Почитайте надежные источники, отзывы экспертов, взгляните на архивные цветовые выкладки (если доступны). Так вы избежите явных ошибок – например, не покрасите советский танк в изумрудно-зелёный или слишком ярко-зелёный тон (это распространённая ошибка без подготовки). Но помните: идеальных эталонов может не быть, многие интернет-«истины» устарели или не подтверждены (как говорил М. Стармер о старых статьях: «там много неточностей, перепечатанных друг у друга»). Опирайтесь на свежие исследования.

2. Решите, в каком состоянии ваша модель. Будет ли это «с конвейера» – тогда цвет берите ближе к насыщенному оригиналу (для 4БО, например, что-то в диапазоне средне-темного хромоокисного зелёного, близкого к FS 34257–34098). Или это походная машина – тогда можно слегка «выцвести» тон, взять краску на тон-два светлее или теплее. Многие моделисты практикуют scale effect – умышленно высветляют цвет на модели, учитывая, что на маленьком объекте насыщенный темный цвет выглядит чересчур глухо. Например, Залога советует для 1/35 американского OD мешать базовый XF-62 Olive Drab с 10–20% желтоватого песочного (XF-60) – это имитирует масштабный эффект. С советским 4БО некоторые тоже так делают, добавляя каплю песочного или светло-серого, чтобы подчеркнуть фактуру в масштабе. Важно не переборщить: слишком разбелённый танк будет смотреться не зелёным, а серым. Главное – избегать чистых цветов: ни один реальный камуфляж не был чисто травянисто-зелёным или лимонно-жёлтым, всегда это сложные, приглушённые оттенки.

3. Подберите ближайшую готовую краску. Если вы нашли рекомендации от эксперта (например, смеси Стармера для британского SCC 15 или рецепт от опытных моделистов для 4БО из Tamiya-красок), можно им следовать. Но сейчас выбор велик, и многие фирмы предлагают уже неплохие оттенки «из баночки». Используйте отзывы: например, хвалят AK Real Color 4BO, Lifecolor UA 001, AKAN 4БО – все они близки друг к другу и к архивным данным. С другой стороны, если у вас под рукой Vallejo или Tamiya, а специального 4БО нет, не бойтесь смешать сами. Хороший результат дают комбинации: для 4БО известна смесь Tamiya XF-81 (Dark Green 2 RAF) + XF-4 (Yellow Green) 1:1 – многие ее применяют. Или же XF-65 Field Grey прямо из банки даёт достоверный выцветший 4БО. В конечном счёте, «зелёный есть зелёный», как сказал один автор: советская индустрия была огромна, и техника выходила разного оттенка – даже в одной колонне танки могли слегка отличаться по тону. Так что небольшие вариации допустимы и на вашей полке.

4. Не забывайте про weathering (состаривание). Даже если вы покрасили модель условно не совсем в тот зелёный, грамотное состаривание может всё исправить. Тонирующие фильтры могут сдвинуть оттенок в нужную сторону (например, коричневатый фильтр «сглушит» излишне яркий зелёный). Пыль из аэрографа выбелит слишком тёмный тон. Точечные масляные фильтры добавят сложных нюансов. Смывка подчеркнёт рельеф и тоже затемнит базу. Все эти шаги влияют на конечный цвет значительно. Поэтому не стоит паниковать, если на этапе базовой окраски вам цвет кажется чуть «не тем» – вероятно, после финишной обработки он придёт в норму. Опытные мастера вообще советуют: «лучше чуть светлее основу – при смывках оно потемнеет». Как говорил Залога, «это ваш проект – начните с близкого цвета, а там правьте его washes и filters; и не обращайте внимания на ворчания со стороны».

5. Наслаждайтесь процессом! Чрезмерная погоня за «абсолютной точностью» способна отравить удовольствие от хобби. Конечно, приятно знать, что ваш танк выкрашен точно как настоящий. Но если ради этого приходится перемешать 7 пигментов, выпарить олифу, добытую на армейском складе, и в итоге цвет всё равно отличается под разным светом – стоит ли игра свеч? Иногда лучше сделать небольшой допущение во имя общего впечатления. В реальности ведь тоже не бывает идеала: краска на солнце выгорела – и танк уже «неточный» относительно эталона. Так и модель: важнее создать правдивый образ, чем угадать с точностью до процента охры.

В заключение отметим слова одного блогера, обращённые ко всем спорщикам о цвете: «Представьте, мы сидим за столом и называем любимую породу собаки. У каждого она своя – корги, овчарка, мопс… Но в конце концов собака есть собака. Так и с танками: их было тысячи, зелёный – он и есть зелёный». Немного утрировано, но мысль ясна: не зацикливайтесь на мелочах, а получайте радость от исторической правды в меру и от творческого процесса в полной мере. Ваш модель – ваш холст, и пусть на нём будет тот самый 4БО, каким вы его видите, опираясь на знание и вдохновение.

Источники: исследования А. Аканихина, форумы FineScale, публикации С. Залоги, блог Gluestick, дискуссии на Kitmaker, данные из книги AK Real Colors и др. Эти материалы отражают современный взгляд на проблему цвета в моделизме и подтверждают: идеал недостижим, но стремление к нему обогащает наше хобби знанием и интересом.