Москва. Пробка на МКАД. Серость. Очередной "паркетник", упорно ползущий в левом ряду со скоростью раненого лося. В голове назойливо стучит: "Ну чего им не хватает?! Мощи? Звука? Характера?" И тут, будто в ответ на мои сомнения, в зеркале заднего вида возникает нечто. Низкое, широкое, с душераздирающе красивыми дисками и зловещими патрубками выхлопа, торчащими из-под агрессивного бампера. Оно пристраивается сзади, как голодный волк за овцой. Светофор... Зеленый! И мир взрывается. Не просто рык. Это оперный бас турбины в сочетании с хриплым кашлем легендарной "пятерки" Audi, заглушающий даже мат соседнего таксиста. Запах жженой резины. И этот... этот безумный компактный внедорожник исчезает в дыму, оставляя лишь эхо своего 2.5-литрового сердца мощностью под 400 "коней". Встречайте Audi RS Q3 – самый нелепый, самый очаровательный и совершенно ненужный автомобиль на свете. И, черт возьми, как же он хорош!
Ауди спорт: Когда "Кватро" решило, что Q3 слишком скучный
Подразделение Audi Sport (бывшее Quattro GmbH, да-да, те самые легенды ралли) явно заскучало. R8? Довели почти до совершенства. RS6? Танк на каждый день. RS3? Карманная ракета. Нужен был новый объект для издевательств. И взгляд упал на скромный, семейный, правильный Q3. "А что если... – должно быть, подумал кто-то в Ингольштадте, допивая третью кружку кофе, – ...если взять этого добряка, опустить его на 10 мм, раздуть колесные арки до неприличия, впихнуть туда наш бессмертный пятицилиндровый турбомотор TFSI, добавить тормозадер от космического корабля (керамические тормоза – опция, но кто устоит?), и научить его разгоняться до 280 км/ч? Да это же гениально!". Так и родился RS Q3 – "медвежонок", которого накормили стероидами и научили рычать как саблезубый тигр.
Конкурентная среда: Стадо спортивных "Пылесосов"
Посмотрите вокруг! Рынок наводнили "горячие" компактные внедорожники: Cupra Ateca, VW T-Roc R, BMW X2 M35i, Mercedes-AMG GLB35 (который выглядит как микроавтобус, внезапно ставший злым), Skoda Kodiaq vRS. Все они – быстрые, технологичные, практичные. Но RS Q3 – другой. Он не просто быстрый. Он – харизматичный. Пока другие щеголяют четырехцилиндровыми моторами (пусть и очень мощными), RS Q3 гордо несет под капотом редкую, почти вымершую породу – рядную "пятерку". Звук этого мотора – не просто шум. Это гимн инженерному безумию, славящий несгораемое топливо и право на небольшой перерасход оного (около 12 л/100 км в смешанном цикле – мелочи!).
Внешность: Из тинейджера в качка
Обычный Q3 – это милый, опрятный юноша. RS Q3 – это тот же юноша, но после года в качалке и с татуировкой "Born to be Wild" на бицепсе. Новые бампера с огромными воздухозаборниками? Есть. Широкие арочные накладки, кричащие "Под крыльями – резина пошире!"? Обязательно. Диски до 21 дюйма, на которых можно жарить шашлык? Пожалуйста. А вместо скромной выхлопной трубы предка – два здоровенных овальных патрубка, которые басовито плюются при переключении передач 7-ступенчатой "робота" S tronic. Внутри – не место для сантиментов. Кресла RS с развитой боковой поддержкой (в них влезаешь, как в скафандр), руль с усеченным низом (для "гоночного" хвата) и море алькантары. Спортивно? Еще бы! Удобно для долгих поездок по нашим дорогам? Хм... Вопрос философский.
Два лица одного безумия: Q3 vs Sportback
Audi предлагает два варианта: классический "коротыш" RS Q3 и "спортбек" RS Q3 Sportback с покатой крышей (ниже на 45 мм). Цены стартуют от умопомрачительных сумм, эквивалентных порядка 6 млн рублей (да, дороговизна – в списке "Плохие вещи"). Audi наивно полагает, что 60% покупателей выберут стильный, но менее практичный Sportback. Почему? Потому что он "красивше". Мы же, трезвомыслящие мужики, понимаем: за эту цену можно прицениться к Porsche Macan – машине более универсальной и статусной. Но... в Макане нет той самой пятерки. И вот тут кроется ловушка.
За рулем: Где найти эту самую "Пересеченку"?
Включаем "Динамический" режим. Двигатель просыпается зверем. Робот S tronic щелкает передачами с пулеметной скоростью. Полный привод quattro вцепляется в асфальт так, будто от этого зависит жизнь инженера Audi Sport. Разгон до 100 км/ч за 4.5 секунды – это не просто цифра. Это ощущение, будто тебя пнул разъяренный медведь в спину. Сцепление – феноменальное. Шум мотора – наркотик. Скорость на... стоп. На какой "пересеченной местности"? На той, где требуется 280 км/ч? Дороги до дачи? Для них хватило бы и половины мощности! Вот он, главный абсурд RS Q3: его таланты безнадежно избыточны для его же формата. Но именно это и делает его таким восхитительным!
"Плохие вещи": Плата за безумие
1. Жесткость: Без опциональной адаптивной подвески DCC (Dynamic Chassis Control) езда по российскому "бетону" превращается в сеанс остеопата. Каждая кочка отдается в позвоночнике. DCC – не роскошь, а средство выживания. Берите!
2. Тормоза: Керамика (Carbon Ceramic) – это круто, долговечно и чертовски дорого в замене. И они хваткие... иногда слишком. Тронуться плавно – искусство.
3. Коробка: S tronic быстра, но в пробках может слегка задуматься. И иногда хочется настоящего щелкания механики, но ее тут нет.
4. Цена: Ох, эта цена... За эти деньги можно купить много чего разумного. Но разум – враг страсти.
5. Sportback: Красив? Да. Но теснее сзади и багажник меньше. Если уж платить такие деньги за непрактичное, берите хотя бы более практичную непрактичную версию (стандартный RS Q3)!
Вердикт: Иррациональное очарование
Так кому же нужен этот 400-сильный "семейный" кроссовер? Рациональному человеку – ни к чему. Семейному человеку – слишком жестко и дорого. Практичному человеку – есть варианты лучше (тот же Macan). Но...
Но попробуйте вжаться в эти кресла, повернуть ключ (ну, нажать кнопку), услышать тот самый уникальный, многослойный рев пяти цилиндров, вдавить тапок в пол и почувствовать, как этот "медвежонок" рвет пространство. Это чистое, неразбавленное автомобильное удовольствие. Это вызов здравому смыслу. Это машина для тех, кто покупает сердцем, а не калькулятором. Она странная? Безусловно. Не лишена недостатков? Еще бы! Но лишена очарования? Ни в коем случае!
Audi RS Q3 – это воплощение избыточности. Это ответ на вопрос, который никто не задавал. И именно поэтому он так чертовски хорош. Нужен ли он вам? Нет. Хотите ли вы его? О да! Просто признайтесь себе в этом. Мы же русские, нам драйв подавай, пусть даже в таком парадоксальном, жестком и безумно дорогом упаковке. Берите DCC, проходите мимо Sportback (если только его внешность не свела вас с ума) и... наслаждайтесь безумием. В меру, разумеется. И где-нибудь за городом. Идеально.