Настя развешивала постиранное белье на балконе, когда кто-то начал настойчиво звонить в дверь. Она глянула на часы над холодильником. Половина первого.
Она никого не ждала. Муж на работе, а дочка в школе. Может, соседка Галя опять забыла ключи и решила через балкон перелезть?
Но в дверь продолжали звонить, будто случилось нечто непоправимое.
Приоткрыв дверь, она увидела потную, красную физиономию Фаины Анатольевны. Свекровь стояла на площадке с чемоданом размером с холодильник, и вид у нее был такой, словно она только что пробежала половину области.
— Чего стоишь столбом! Помогай!
Фаина Анатольевна без церемоний протиснулась между дверью и косяком, и Насте она напомнила одного полного контролера в переполненном автобусе, на котором она ездит на работу.
Настя отпрыгнула в сторону, не успев даже рта раскрыть от изумления. Свекровь уже волочила чемодан через порог, пыхтя и кряхтя так, словно тащила мешок картошки.
— Фаина Анатольевна, что случилось? Почему вы здесь?
— А что тебя так удивляет? — свекровь вытирала шею помятым носовым платком. — Жить к вам приехала. Вот и все дела!
— Как это жить? — Насти даже взвизгнула на последнем слове, что не ожидала от себя. — А ваш дом? Огород?
— Приехала, значит, надо! — буркнула Фаина Анатольевна с такой категоричностью, словно обсуждать тут было нечего, и направилась прямиком в ванную.
Настя осталась стоять в прихожей, держа в руках тяжелый чемодан и пытаясь переварить случившееся. Ей хотелось прямо сейчас выгнать мать мужа, но Ваня такое не простит.
Нет, определенно надо дождаться мужа и переложить эту горячую картофелину в его руки.
***
Фаина Анатольевна всегда славилась характером неуступчивым и волевым. За годы жизни в деревне она умудрилась перессориться со всеми соседями подчистую, но каким-то удивительным образом виноватыми в конфликтах всегда оказывались именно они.
Настя прекрасно помнила каждый приезд в деревню, когда они с семьей решались погостить у нее. Больше суток в том доме выдержать было просто невозможно.
Фаина Анатольевна находила недостатки буквально во всем: в том, как Настя готовит, как убирает, как воспитывает Ксюшу, и даже в том, как она дышит.
Теперь свекровь вышла из ванной и принялась деловито выгружать из чемодана банки с домашними заготовками. Огурцы с укропными зонтиками, помидоры красные как маков цвет, квашеная капуста.
Все это она разложила на кухонном столе так, будто собиралась открывать тут собственную торговую лавку.
— Фаина Анатольевна, — Настя собралась с духом и постаралась говорить как можно мягче, — а почему вы не предупредили, что приедете?
— Некогда мне было! — сказала свекровь и начала разматывать бечевку на банке с огурцами. — Дом в деревне я продала, вот и приехала к сыну пожить, пока квартирку приличную не подыщу.
От этой новости у Насти чуть земля из-под ног не ушла. Если она продала дом, то к ним она приехала надолго. И неделей дело не обойдется.
— А где вы планируете... спать? — осторожно поинтересовалась Настя, мысленно представляя свекровь на диване в гостиной.
— Место всегда найдется для хорошего человека, не на улице же с бомжами. Комнат у вас достаточно, не в общежитие живете.
***
Дочка вернулась из школы в половине четвертого и сразу споткнулась о чемодан, который перегородил всю прихожую. Девочка недоуменно покрутила головой, разглядывая багаж, и крикнула:
— Мам, у нас гости? Откуда столько вещей?
— Здравствуй, внучка, — из кухни вынырнула Фаина Анатольевна и окинула подростка оценивающим взглядом. — Высокая стала, однако. И худая какая-то.
— А, бабушка! — Ксюша попыталась изобразить радость, но вышло это у нее примерно так же естественно, как у плохого актера в школьном спектакле. — Ты к нам в гости приехала?
— Поживем — увидим, куда ветер подует, — загадочно ответила свекровь и отправилась осматривать квартиру.
Она прошествовала по коридору, заглянула в спальню Насти с Ваней, потом направилась в комнату Ксюши и остановилась посреди нее. Оглядела письменный стол с учебниками, стеллаж с книгами и узкую кровать под окном.
— Вот тут я спать и буду, — заявила она уверенно. — На диване спать не хочу, он у вас кривой весь, спина потом болеть будет.
— Это комната Ксюши!
— Подвинется девочка, не рассыплется, если будет спать на диване. В наше время дети с родителями в одной комнате жили и никто не жаловался.
— Бабушка, мне домашнее задание нужно делать, а компьютер тут стоит... — робко попыталась вставить слово Ксюша.
— Уроки на кухне делать будешь, там и стол есть, и свет хороший. А компьютер только мешает, не будешь хотя бы отвлекаться.
В этот момент в прихожей послышались звуки и голос Вани, который недоуменно произнес:
— Что у нас тут за перестановка? Откуда столько вещей в коридоре?
Свекровь мгновенно преобразилась. Она почти побежала встречать сына, будто он только что вернулся из кругосветного путешествия.
— Сыночек мой дорогой, как же я соскучилась по тебе!
— Мама! — Ваня искренне обрадовался и крепко обнял мать. — Вот это да! В деревне все хорошо?
— Она к нам насовсем решила переехать, — сказала Настя, стоя в дверном проеме со скрещенными на груди руками.
— Не огрызайся тут, — одернула ее Фаина Анатольевна, не выпуская сына из объятий. — Нормальная невестка бы радовалась, когда свекровь приезжает помогать по хозяйству.
***
Жизнь семьи превратилась в захватывающее приключение, полное неожиданных поворотов и ежедневных дипломатических переговоров.
Комнату Ксюши удалось отстоять благодаря Ване, который проявил редкую для себя изобретательность и убедил мать, что диван в гостиной — это настоящее чудо современной мебельной индустрии, и он сам с превеликим удовольствием спал бы на нем каждую ночь, если бы не супружеский долг.
— Да ты что, сынок! — умилилась Фаина Анатольевна, потрогав обивку дивана. — И правда удобный какой. Ну что ж, попробую, так и быть.
Теперь вся семья засыпала под несмолкающие звуки телевизора. Фаина Анатольевне было принципиально важно досмотреть до конца все передачи без исключения, и голубой экран работал до полуночи, заливая гостиную мерцающим светом и звуками то криминальных сводок, то музыкальных программ.
— Фаина Анатольевна, — осторожно поинтересовалась как-то утром Настя, наливая свекрови чай, — как успехи с поиском новой квартиры?
— Ищу, конечно, ищу! — раздраженно отвечала та, размешивая в стакане пять ложек сахара. — Только варианты попадаются один хуже другого. То дорого, то далеко, то соседи какие-то подозрительные. Не твоя забота, сама разберусь!
Помимо поисков квартиры свекровь не забывала критиковать Настю в любой удобный момент. То она обнаруживала пыль там, где Настя только что протерла, то ей казалось, что полы недостаточно блестят.
— В моем доме можно было с пола кушать! — гордо заявляла свекровь, вытирая мокрой тряпкой и без того чистый подоконник.
Настя вспоминала её дом в деревне, где летом они ночевали на скрипучих кроватях с пружинами. На кухне всегда пахло прокисшим молоком, а в углах комнат копилась пыль десятилетиями.
Но теперь Фаина Анатольевна почему-то возомнила себя эталоном чистоты и считала, что имеет полное право указывать хозяйке, как управляться с собственным домом.
Настя попыталась как-то вечером поговорить с мужем, когда они лежали в постели и слушали, как за стеной свекровь переключает каналы.
— Помоги маме с поиском квартиры, чтобы она быстрее уехала.
— Да ты что ее торопишь, — сонно пробормотал Ваня, переворачиваясь на другой бок. — Она не маленькая, сама во всем разберется. И потом, что плохого в том, что она живет с нами? Она же помогает тебе по хозяйству.
***
Больше терпеть свекровь в доме Настя просто не могла. Она понимала, что надо что-то предпринимать, но осторожно, без скандала.
После долгих размышлений она решила устроить торжественный семейный ужин и за праздничным столом деликатно намекнуть на то, что свекровь загостилась.
— Фаина Анатольевна, — сказала она утром, завязывая фартук, — я собираюсь приготовить ужин для всей семьи. Может быть, что-то нужно купить специально для вас?
Свекровь в это время разговаривала по старому кнопочному телефону с кем-то из своих деревенских знакомых и только раздраженно махнула рукой, показывая, что ей не до невестки.
Настя взяла сумку и направилась к лифту, но на полпути спохватилась, потому что забыла свой кошелек, который остался лежать на полке в прихожей.
Она повернула ключ в замке, стараясь не шуметь и не мешать свекрови разговаривать по телефону, но тут услышала кое-что интересное.
— Да ничего я не продавала! — весело хохотала в трубку Фаина Анатольевна. — Сдала его на все лето дачникам. А они хорошие деньги заплатили. Себе на новый телевизор коплю, а пока тут отдыхаю, пусть невестка за мной прислуживает.
Настя замерла у двери, чувствуя, как внутри все переворачивается от возмущения.
Она осторожно взяла кошелек с полки и так же тихо вышла из квартиры. Теперь она точно знала, кто в этом доме хозяйка, а кто — наглый самозванец, решивший устроить себе бесплатный курорт.
***
Ужин удался на славу. Настя приготовила все любимые блюда семьи: картошку с грибами, салат и даже рыбник из скумбрии.
Фаина Анатольевна была вполне довольна, даже улыбалась и с удовольствием рассказывала истории из деревенской жизни про соседей.
Настя не стала поднимать вопрос о квартире и поисках жилья. Вместо этого она как бы невзначай спросила:
— Фаина Анатольевна, а вы лисички любите?
— Ой, просто обожаю! Да только ездить за ними далеко приходится, в наших местах их почти не найти.
— А вот моему знакомому на выходных нужно съездить в одно замечательное местечко. Говорит, там вся поляна лисичками усыпана, просто золотое дно для грибников. Может быть, и нас с собой прихватит?
Фаина Анатольевна даже потерла руки от предвкушения.
— Ой, да с превеликим удовольствием! Давненько в лес не выбиралась.
— Отлично! Тогда договорились, в субботу с утра пораньше и отправляемся на грибалку.
В субботу утром, едва рассвело, Настя объявила свекрови:
— На центральном рынке сегодня говядину с большой скидкой продают! Нужно успеть до девяти утра, а то все разберут.
Свекровь мигом засобиралась, натянула старую телогрейку и резиновые сапоги, схватила хозяйственную сумку и помчалась на рынок.
Пока ее не было, Настя с тем самым другом быстро и слаженно загрузили в его старенькую газель все вещи свекрови.
Когда Фаина Анатольевна вернулась с рынка, гордо неся увесистый пакет с мясом, Настя уже поджидала ее на улице возле машины.
— Миша, знакомься, это моя свекровь, — представила она мужчину средних лет в поношенной куртке. — Фаина Анатольевна, а это тот самый знакомый, который везет нас к грибным местам.
— Очень приятно познакомиться, — вежливо кивнул Миша. — Готовы?
— Ещё как готова! Только мясо домой занесу и сразу спущусь.
— Да не надо времени тратить, — остановила ее Настя. — У Миши в машине есть переносной холодильник, мясо там не испортится. А нам уже пора ехать, а то все грибы без нас соберут.
Фаина Анатольевна послушно забралась в кабину газели. Дорога оказалась довольно долгой и извилистой, машину покачивало на поворотах, и вскоре свекровь начало укачивать.
Она прикорнула, положив голову на сложенной куртке, и задремала, наверное, уже во сне видя корзины, полные золотистых лисичек.
Настя показала Мише жестом, чтобы тот ехал потише и осторожнее, и показывала рукой нужное направление. Миша понимающе подмигнул и покрутил пальцем у виска.
Спустя час с небольшим газель затормозила у хорошо знакомых Насте ворот. Фаина Анатольевна все еще мирно спала.
Настя с Мишей тихо, как заговорщики, выгрузили вещи свекровь и перенесли их за калитку во двор. Миша сел обратно за руль и завел двигатель, а Настя осторожно потрясла свекровь за плечо.
— Фаина Анатольевна, мы на месте, приехали.
Та медленно открыла глаза, несколько раз моргнула и растерянно стала оглядываться по сторонам.
— Где это мы? Что за место такое? — пробормотала она, неуверенно выбираясь из машины.
Настя проворно заняла освободившееся место в кабине и захлопнула дверь. Опустив боковое стекло, она сказала:
— Никто больше не будет сидеть у меня на шее! Отдыхайте теперь в своем собственном доме и наслаждайтесь покоем.
Миша плавно нажал на педаль газа, и машина тронулась с места, оставляя за собой облако выхлопных газов. В боковом зеркале Настя видела растерянную фигуру свекрови, которая так и стояла у ворот с пакетом говядины в руках и не могла понять, что же, собственно, произошло.
Настя откинулась на спинку сиденья и улыбнулась. Теперь в их доме наконец-то воцарится мир и спокойствие.