Сегодня я предлагаю разобрать сюжет, который вызывает моральные колебания и споры у многих читателей Библии. Это история о супружеской паре христиан, которая не угодила апостолу Петру.
Суть в том, что в апостольской церкви в Иерусалиме богатые люди, уверовав в Иисуса Христа, продавали свои имения:
34 …все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
35 и полагали к ногам Апостолов…
(Деяния апостолов, глава 4)
Но позже нашлась парочка смышленых, казалось бы, ребят, которые решили часть денег с продажи земли оставить себе. И жестоко поплатились за это:
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов.
3 Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Пётр же спросил её: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Пётр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мёртвою и, вынеся, похоронили подле мужа её.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
(Деяния апостолов, глава 5)
Эта картина может выглядеть поистине ужасающей для тех, кто имеет деньги и живет на них, вместо того чтобы всё отдать. Чувствуешь себя ужасным грешником, который до сих пор не умер только потому, что Бог проявил к тебе больше милости, нежели к Анании и его жене.
Первое впечатление от этой истории порождает три эффекта:
- среди убежденных противников христианства — повод для нареканий в адрес «алчных апостолов» и их «мелочного божества», убивающего людей из-за денег;
- среди тоталитарных сектантов — повод побуждать своих адептов к продаже квартир и машин под страхом смерти и адских мучений;
- среди обычных христианских служителей — повод выставить себя в лучшем свете. Мол, смотрите, мы еще жалеем вас, берем всего лишь десятину, а апостолы вообще всё забирали!
Тему церковной десятины с библейской позиции я уже разбирал ранее в отдельной статье. А сейчас настало время разобраться с финансовой деятельностью апостолов.
Проблема средней зарплаты
Вы когда-нибудь видели в новостях репортаж о статистическом отчете в той или иной организации? Вспоминаю, как в некотором вузе озвучили среднюю зарплату среди работников. Одна из преподавательниц встала и спросила: мол, ну кто, кто столько получает? Где все эти люди? Покажите мне их!
При озвучивании среднего оклада часто возникают подозрения в фальсификации статистических данных.
Но на самом деле это вовсе не обязательно: достаточно лишь понять, что средняя зарплата — это не доход реального работника, а просто сумма, которую получал бы каждый, если бы все зарплаты собрали в одну кучу и поделили поровну.
Скажем, в школе работают 19 учителей и 1 директор. Учителя получают по 50000, а директор — 1050000. Сумма всех зарплат — 2000000. Делим на 20 человек — и получаем 100000 на каждого, вдвое больше реальной зарплаты учителя.
Вот откуда берутся завышенные средние показатели. Несоответствие среднего значения реальной сумме связано с тем, что работникам платят разные деньги. Порой очень сильно разные. Поэтому простые труженики считают копейки, а мозговитые руководители частенько жируют — хотя верно и то, что они заслуживают доход повыше, так как их работа сложнее и ответственность больше.
Если же поделить доходы поровну, то большинству людей жить будет легче.
Примерно такую стратегию избрали апостолы в своей первой церкви, в Иерусалиме.
Сложить и поделить
Вот как это было:
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
(Деяния апостолов, глава 2)
Также и в четвертой главе, если прочесть внимательнее, увидим то же самое:
34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду.
36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — «сын утешения», левит, родом Кипрянин,
37 у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов.
(Деяния апостолов, глава 4)
Хотя левиты не имели своего удела в Ханаанской земле (см. Числа 18:20-24), это не мешало им иметь участок, скажем, на острове Кипр.
Обратите внимание: согласно этим отрывкам, апостолы собирали средства не для себя, чтобы жрать самим, пока обманутые адепты на улице просят милостыню. Нет, они собирали, чтобы раздавать нуждающимся, каждому по его нужде.
Это принципиально отличает сборы апостолов от церковных десятин и приношений.
Пожертвования ведь на что идут? На зарплату служителям, на церковный реквизит, на аренду помещения (если не имеют собственного), «на храм» и прочее-прочее. Те средства, что вы отдали в церкви, не вернутся ни к вам, ни к другим прихожанам. Они ушли, их больше нет. В этом смысл жертвы!
Апостолы же принимали средства не конкретно для своих нужд, а для нужд всего собрания христиан в Иерусалиме.
Было ли принуждение?
Хотя может показаться правдоподобной теория, будто Ананию заставили продать землю и он хотел обманом избежать разорения, я не вижу явной информации о том, чтобы апостолы принуждали богатых землевладельцев избавляться от своих имений ради вклада в апостольский фонд. Непонятно, что они делали с теми, кто прямо отказался.
Я вижу разве что на примере послания Иакова, как апостолы относились к богатым людям:
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника*; Он не противился вам.
(Послание Иакова, глава 5)
* «Праведника» — не факт, что речь идет конкретно об Иисусе; см. также другие переводы.
Да, Иаков осуждал богачей. Но осуждал не за богатство, а за их грехи, к которым они прибегали ради обогащения. Как они ради своих интересов губили праведных, как обманывали своих работников на полях, удерживая их зарплату. При этом наличие у них собственных полей, где работники работали, Иакова ничуть не смущало.
Стало быть, остаться при собственности, с позиции Иакова, было вполне возможно! Лишь бы ты распоряжался этой землей праведно. Ну и элементарных дел милосердия не забывал.
Остается главный вопрос. Если в продаже земель богачами не было принуждения, то за что же досталось Анании и Сапфире?
Богатые тоже кушают
Тут важно понять один простой нюанс: продавая землю, человек теряет свои средства производства. Да, у него на руках есть мешок серебра с продажи участка, но он не может получать периодический доход с урожая. Нет больше никакого урожая.
На что же ему жить, если он этот мешок отнесет апостолам?
Ответ напрашивается сам собой: если он теперь нуждается, то будет питаться из апостольского фонда! Так же, как и прочие христиане. Они теперь равны.
И вот тут начинается самое интересное: коварный замысел Анании.
Это вам не инвестиции!
Если вы когда-нибудь инвестировали в ценные бумаги на фондовой бирже, то имеете представление о том, как это работает.
Скажем, продаются облигации по номинальной цене 1000 рублей за штуку. Вы купили одну примерно по этой же цене, а компания-эмитент, которая выпустила ее, обязуется спустя время выкупить ее обратно по ее номинальной цене (те же 1000 рублей, по сути). Но пока облигация числится за вами, компания также выплачивает вам купонный доход. Скажем, 36 рублей каждые два месяца.
Что делать, если вы хотите получать больше? Конечно, взять больше облигаций! Возьмете 100 штук, вложите 100000 рублей, зато доход уже будет 3600.
Так работает инвестирование: чем больше вложите, тем выше ваш доход.
Если бы апостольская затея представляла собой инвестиционный фонд, тогда наибольший вклад в него был бы экономически целесообразен: вбухал миллиард — и жируешь на периодический доход с миллиарда.
Но, как мы уже выяснили выше, у апостолов всё было принципиально иначе. Люди продавали разные земли, а полагающаяся им доля никак не зависела от размера их вклада. Человек, продавший 100 гектаров земли, получал на свои нужды примерно тот же условный динарий, что и продавший 2 гектара. Людей уравнивали.
В некотором смысле апостолы воплотили в жизнь коммунистический лозунг:
«От каждого по способностям, каждому по потребностям»
По этой причине для капиталиста экономически целесообразно было бы сделать минимальный возможный вклад — такой, чтобы апостолы его зачли и дали доступ к средствам из своего фонда. Финансовые потери минимальны, а доход такой же, как и у тех, кто честно отдал в общую кормушку последний медяк.
И свое имеешь, и с чужого кормишься. Лафа!
Именно такую стратегию избрал Анания, когда принес часть денег к апостолам. Это грубейшим образом нарушало тот принцип всеобщего равенства, ради которого и был создан апостольский фонд.
За эту экономическую хитрость Анания и поплатился. Он думал безнаказанно обмануть кучку смертных, не понимая, что за их деятельностью следит Божий Дух.
Заключение
Какие выводы мы можем сделать из этой истории?
Вывод 1: честный труд
Хоть я особо и не имею ничего против капиталистического строя, вынужден признать, что на практике довольно многие применяемые в нем способы заработка при всей своей гениальной благовидности имеют немало общего с мошенничеством. А это тяжкий грех, и порядочному христианину стоит иметь это в виду, продумывая свой жизненный путь в мире финансов.
Стоит быть особенно осторожным, если кажется, что «никто не узнает». В таком случае, не будучи осужден на земле, грешник ответит по полной программе перед Богом, Который видит тайное и воздает за него, как воздал Анании.
Вывод 2: почему бы не вернуть апостольский фонд?
Если апостольский фонд находился под Божьим покровительством, разве не целесообразно возродить его в наши дни?
Думаю, скорее нет. Потому что он пополнялся за счет однократных вложений от новообращенных, а расходовался ежедневно всеми обращенными. Чем больше людей в церкви, тем быстрее пустеет фонд.
Это типичная проблема финансовых пирамид: рано или поздно они рушатся, оставшись без денег.
Хотя апостолы создали свой фонд не для себя, их затея не могла быть долговечной по причине отсутствия источников стабильного дохода, способных покрыть расходы. Неудивительно, что сейчас такой практики нет. Но всё же Господу даже такая кратковременная мера была угодна — просто по факту благотворительности.
А благотворить вы можете и в иных, более устойчивых формах.
Вывод 3: средство от власти греха
Хотя коварный замысел составил Анания, пострадали оба: он и его жена Сапфира. Почему так?
Думаю, причина в том, что Анания не оставил свой замысел при себе, а привлек Сапфиру в качестве своей сообщницы в этом гиблом деле.
Что же помешало Анании вовремя одуматься?
Он понимал: решение уже принято и обратного пути нет. Даже если Анания в своем сердце передумает лгать по пути в церковь, Сапфира (пришедшая позже) ничего не узнает о его решении и будет по инерции вести себя как его сообщница. Сговор с ней укрепил его дурную решимость и устранил колебания.
Это может стать важным уроком для нас с вами. Если к вам в голову приходит дурная мысль и вы уже готовы привести ее в исполнение — не ищите себе сообщников, способных завершить начатое даже в случае вашего покаяния. Разберитесь самостоятельно.
А если вам трудно, то вместо сообщника лучше найти надежного брата или сестру, которые рассмотрят вашу ситуацию со стороны и здравым рассудком сформулируют дельный совет, который поможет вам победить это искушение.
И тогда вы останетесь на путях правды.
А это, согласитесь, многого стоит.