Не далее, чем вчера мы обсуждали первый фильм кинодилогии Евгения Матвеева «Любовь земная», сегодня завершаем просмотр и поговорим о двухсерийном фильме «Судьба».
Я уже писал, что у меня в памяти сохранились отдельные сцены из фильма. Посмотрев сегодня фильм, я пришёл к выводу, что первую серию я смотрел, причём неоднократно, а вторую никогда не видел. Я отлично помнил и то, как герой Станислава Чекана выбежал навстречу колонне немецкой техники, чтобы выиграть время, необходимое для взрыва авиамоторного завода, и стихи в исполнении Саши – историка, юного нескладного солдата: «А кто слабым был сильным стал тогда, а кто сильным был стал ещё сильней». А уж знаменитую сцену на качелях часто показывали и отдельно от фильма.
Фильм, безусловно, сильный, отдельные сцены мощнейшие, песня «Эхо любви» - бриллиант на все времена, исполнение Анны Герман – гениальное.
Но, в то же время, утверждать, что фильм – идеален, значит идти против истины. Если вы нежно любите этот фильм и не готовы обсуждать его недостатки – выходите отсюда прямо сейчас, чтобы не травмировать свою душу.
Вчера меня удивили комментарии об излишней пафосности Евгения Матвеева, сыгравшего в фильме главную роль – Захара Дерюгина. В фильме «Любовь земная» я ничего такого за ним не заметил. А сегодня смотрел – и вспомнил эти комментарии. Ну, чего греха таить, правы оказались зрители, есть за Матвеевым такое. В отдельных сценах отчётливо заметно – актёр сильно переигрывает. Навскидку могу назвать три сцены из фильма, в которых он излишне вращает глазами и изображает трагедию, но на каждой из них останавливаться не стану, из уважения к фильму. Приведу один пример: вы посмотрите на его страдания над погибшим историком Сашкой. Он просто безутешен.
Вы скажете – он привязался к пареньку, как к сыну, поэтому его так затронула его смерть. Не-а, не аргумент. Вспомните, как Захар воспринял известие о смерти родного сына. Никаких истерик Захар не устраивает, потому что сцена этого от него не требует.
Я не собираюсь обсуждать фанерные танки или неправильные каски немецких парашютистов – эти условности вполне допустимы, особенно в старых фильмах, когда не было компьютерной графики. Это сейчас каждый подросток знает в подробностях, как выглядит «Тигр» или «Пантера», а для того времени угловатые машины с крестами выглядели, как настоящие немецкие танки.
А вот то, что поголовно все немцы, включая танкистов, были вооружены автоматами – это я считаю недостатком. Авторы фильма не могли не знать, что автоматы были лишь у командиров строевых отделений, 90% немецких солдат были вооружены винтовками.
Почему мне это не нравится, равно как и копны волос на нестриженых «немецких» затылках? А потому, что картинка в кадре сразу становится неправдоподобной, а это для исторического фильма недопустимо. Представьте себе, если бы по деревне бегала не толпа автоматчиков, а, например, режиссёр выдал бы всем немцам сабли? А ведь это почти одно и то же!
В ту же кассу и лысеющие актёры, играющие немцев из клуба «Тем, кому за сорок». Картинка должна быть реалистичной, поэтому нужно было приглашать на роли немцев двадцатипятилетних парней атлетического телосложения с выбритыми затылками.
Мне не понравились карикатурные образы немцев, они не должны быть похожи на пиратов из фильма про Айболита. Чем ближе к реальности – тем страшнее.
(Жёстко я как-то с Матвеевым, чую, сейчас полетят тапки. Но что поделать, если я вижу, как можно было сделать лучше).
Кстати! Лето. Началась война, в деревню ворвались немецкие танки. Настала зима, а физиономии танкистов в деревне все те же самые, что и летом! И это выглядит странно!
«Эхо любви» звучит в исполнении Льва Лещенко, когда нам показывают влюблённых, качающихся на качелях, а во время сцены в лесу звучит исполнение Анны Герман. Не знаю, осознавал ли Матвеев, какая у него мощная получилась сцена на качелях. На мой взгляд, если объединить видеоряд с качелями и исполнение Анны Герман, получилась бы ядерная бомба. И это не критика, а всего лишь мои мысли вслух.
Что касается критики – держите следующий эпизод. Едут танки, за ними наступает немецкая пехота. Захар отстреливается до последнего, но вот уже танки вплотную приблизились к окопам. Захар берёт две связки гранат, кричит «за Родину, за Сталина», и бросает гранаты сначала в один танк, потом во второй. Взрывы, Захар теряет сознание…
Приходит он в себя… плывущим на телеграфном столбе по реке. Какая ещё река?! Никакой реки не было – сзади был окоп! А всё для того, как я подозреваю, чтобы герой смог мужественно и пафосно выползти на берег. Блин, да это просто несерьёзно.
Или вот ещё. Наши роты на марше наблюдают, что в небе возникло множество куполов немецких парашютистов. По идее, тут же надо командовать «к бою», и галопом скакать в сторону их высадки, пока они не успели приземлиться, использовать преимущество. А в фильме командир приказывает рассредоточиться, подождать и начинать атаку по сигналу красной ракеты. Извините, это выглядит как «давайте не будем им мешать, а просто понаблюдаем».
Ещё одна маленькая претензия к сценарию, и я пойду уже, хорошо? А то мне и так неуютно – заплюют же, как пить дать заплюют.
А речь о Катерине. Катерина отказалась оставить больных, хотя понимала, что их везут расстреливать. Душераздирающая сцена. Душераздирающая законченная сцена – всем абсолютно понятно, что отважный врач погибла вместе со своими пациентами.
И тут вдруг, в начале второй серии автор сценария (в данном случае Евгений Матвеев) внезапно… оживляет Екатерину! Оказывается, её не расстреляли! Но, как только у зрителя отлегло от души, Екатерину выводят во двор и… расстреливают?!
Это зачем такой финт в сценарии? А я объясню – чтобы оправдать поход мужа Екатерины в город, во время которого ему становится известно, что её всё-таки расстреляли. На мой (непрофессиональный) взгляд, не стоило её «оживлять», это выглядит несколько странно для складного сценария.
Скажу ещё одну крамольную вещь: фильм «Любовь земная» показался мне гораздо более цельным произведением, чем «Судьба». Не лучшим, не более сильным, но более цельным.
Стоит ли ещё раз перечислять актёров, которые блистательно играют свои роли? Наверное, нет, вчера всё сказал. Пожалуй, стоит лишь отметить Вадима Спиридонова. Персонаж полицая в его исполнении вышел очень яркий, ничуть не карикатурный, в отличие от немцев – настоящий негодяй.
Правда, не вполне понятно, почему он ещё жив к началу войны: ведь в первом фильме он поджёг склад с зерном, причинив огромные убытки, при задержании отстреливался – приговор ему маячил вполне себе печальный.
Со мной можно не соглашаться, но у меня есть единственное условие. Если вы будете писать «будь ты проклят», пожалуйста, пишите «будь ты проклят, потому что ты не прав в том-то и том-то, так как…» Проклятия без аргументов буду считать проявлением неадекватности.
…Когда я представляю, что где-то рано или поздно напишут: «Эхо любви», песня из кинофильма «Царевна-лягушка» (2025)», внутри меня тихо закипает ярость…
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Судьба» (1977).