Сейчас расскажу, почему я решил посмотреть этот фильм. Дело в том, что я вчера совершенно забыл написать, что в фильм «Царевна-лягушка» недалёкие авторы вставили песню… «Эхо любви». Серьёзно!!! В свою невнятную сказочку они засунули шедевральную песню из фильма о войне! Что дальше? Буратино в новом фильме споёт Папе Карло «Бери шинель, пошли домой»?
Я знал, что это песня из фильма «Судьба», и даже помнил из детства какие-то сцены из этого фильма. Но сам фильм я вряд ли смотрел полностью (сейчас опять вызову волну удивления у людей, которые всю жизнь провели у телевизора). Поэтому я решил посмотреть «Судьбу» в рамках нашего «субботнего кинозала».
Однако, выяснилось, что «Судьба» — это продолжение истории, первый же фильм – о событиях, произошедших в тридцатые годы, и называется он «Любовь земная». Ну, что же, сегодня поговорим о нём.
Помнится, при обсуждении фильма «Испытание верности» звучала мысль: мол, очень смелая тема затронута в фильме, супружеская неверность, что очень нетипично для советского кино, где всё было гладким и прилизанным! Думаю, что мифы про советскую цензуру, которая стремилась показать социалистическое общество в идеальном виде, несколько преувеличены. И доказательство тому – фильм «Любовь земная».
Немолодой уже председатель колхоза (!) Захар Дерюгин (Евгений Матвеев) на виду у всей деревни повадился похаживать к молодой любовнице Мане (Ольга Остроумова). Мало того, что должность председателя обязывает Захара блюсти высокую мораль, всё усугубляется тем фактом, что Захар женат и воспитывает четверых сыновей. Скандал, да и только!
Общественность его осуждает, его друг – секретарь райкома Брюханов (Юрий Яковлев) просит одуматься и завязать со своей порочной страстью, а братья Мани, «подкулачники», подкарауливают и избивают председателя за то, что он позорит их сестру.
Смелая тема для советского кино, за которым неусыпно следила жестокая цензура, не правда ли? Видимо, не настолько уж страшная ситуация была с этой самой цензурой?
Бывший дворянин, поручик Анисимов (Владимир Самойлов) – ныне председатель сельсовета. Надев маску ответственного партийного работника, он презирает и ненавидит ту страну, в которой ему приходится жить. И вся гниль из него льётся лишь дома, так как выносить её за порог – опасно. Жена Анисимова грустно качает головой: «Нельзя ненавидеть дом, в котором ты живёшь». Некоторым нашим современникам неплохо бы усвоить эту мысль, да, боюсь, для них она слишком сложная.
Фильм отличный, интересный, различные характеры персонажей вполне жизненно узнаваемые и придают объём картине. Большинство современных фильмов «плоские», как чипсы - характеры никакие, диалоги полный примитив. Как будто эти фильмы прошли обработку в электрической сушилке. Этот же фильм – объёмный, настоящий.
В этом фильме звучит песня, от которой у меня всегда отчего-то мурашки бегут по коже – «Даль великая». Песня, прекрасно знакомая с детства. Композитор – Евгений Птичкин, поэт – Роберт Рождественский.
(Если верить искусственному интеллекту гугла, эта песня была написана в 1977 году. Видимо, Евгений и Роберт услышали её в фильме, который вышел на экраны в 1975 году, записали на бумажку текст и ноты, и через два года оформили её, как свою собственную).
Злобных пенсионеров прошу не беспокоиться – я всего лишь пошутил.
В самом начале фильма я отметил про себя, что Захар несколько староват для роли пылкого любовника, но из начальных титров я знал, что роль Захара исполнил сам режиссёр фильма, поэтому вопросов не было: если он видел себя в этой роли, почему бы и нет, мужик вполне харизматичный, хоть и не первой молодости. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что актёру на момент съёмок было едва за пятьдесят, практически, мой ровесник! Выглядит он в кадре, несомненно, старше.
Пишут, что в книге Петра Проскурина «Судьба», по которой был снят этот фильм, Захару не было и сорока лет, но, повторю, режиссёр имеет право на свой взгляд, который может нам нравиться или нет.
Осуждаю ли я Захара? Вопрос сложный, и на него однозначно не смогли ответить даже авторы фильма. Ясно одно: очень некрасиво, когда мужик обманывает и свою жену с детьми, и молодую любовницу. А для ответственного руководителя такое аморальное поведение уж точно неприемлемо.
Авторы пытаются оправдать Захара: мол, свою первую жену Ефросинью (Зинаида Кириенко) он сам не выбирал, ему её сосватали и навязали родители.
Но, раз уж ты почитаешь старые обычаи и подчинился воле родителей, будь добр, храни жене верность. А то что это за «бунтарь наполовину»: против воли родителей не пошёл, а от жены с четырьмя детьми начал погуливать.
С неделю назад разговаривал с солдатиком-таджиком. Он спросил меня, выбирают ли русские себе жён сами, или за них это делают родители. Я пояснил ему, что раньше были такие обычаи, но сейчас в России каждый выбирает себе жену сам.
Он покачал головой, сказал, что это плохо и неправильно. Я удивился: чем же плохо, когда ты сам выбираешь, какая женщина нравится тебе больше? А вдруг родители выберут тебе некрасивую жену? Он сказал – у мусульман нет некрасивых женщин. Я не сдавался: ну как же, а вдруг твоя невеста будет лысая, без зубов и с кривыми ногами? Он заулыбался и сказал, что таких женщин у мусульман не бывает. Тогда я сказал: а если родители приведут тебе, двадцатилетнему, жену пятидесяти лет? Он ответил: хорошо, значит, так надо, раз решили родители. Если честно, он меня удивил. Вот это сила традиций, вот это воспитание! В нашем обществе к такому не привыкли.
Думаю, что у Захара было подобное воспитание, раз он согласился жениться на нелюбимой женщине. А все его походы к молодухе – это его советская власть расслабила.
Заканчивается фильм трагической новостью: началась война.
И продолжение истории героев этого фильма мы увидим в фильме «Судьба».
Цель данного обзора – заинтересовать таких же зрителей, как я, которые не смотрели этого фильма. Ну и сподвигнуть на высказывание своего мнения тех, кто его смотрел. Поэтому можете не трудиться с написанием комментариев типа «какая бесполезная статья».
Спасибо за внимание, приятного просмотра!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Любовь земная» (1975).