Найти в Дзене
Психаки

Рецензия на книгу Бориса Литвака "7 шагов к стабильной самооценке"

Эта книга адресована тем, кто хочет сохранять уверенность в себе независимо от внешних обстоятельств. Чем-то мне ее содержание напоминает Я-концепцию Карла Роджерса, основоположника клиент центрированной психотерапии. Вместо традиционного деления самооценки на заниженную, адекватную и завышенную, автор предлагает другую дихотомию. Стабильная или нестабильная самооценка. Признак нестабильной - постоянное сравнивание себя с окружающими. Если сравнение проигрышное для человека, то самооценка нестабильна. При стабильной самооценке, независимо от внешних обстоятельств и от успехов окружающих знаешь то, что молодец априори! Детские стереотипы Этот подход ломает поведенческие стереотипы освоенные еще в детстве, когда ребенка учат поступать правильно, и за этим следует та, или иная награда (подкрепление). Часто установка звучит так: "Я хороший если...." или "Я счастливый при условии..." и т.п. Отказ от "если" Автор книги предлагает отказаться читателям от "если", от обуславливания само

Эта книга адресована тем, кто хочет сохранять уверенность в себе независимо от внешних обстоятельств. Чем-то мне ее содержание напоминает Я-концепцию Карла Роджерса, основоположника клиент центрированной психотерапии.

Фото Ян Боборак
Фото Ян Боборак

Вместо традиционного деления самооценки на заниженную, адекватную и завышенную, автор предлагает другую дихотомию. Стабильная или нестабильная самооценка.

Признак нестабильной - постоянное сравнивание себя с окружающими. Если сравнение проигрышное для человека, то самооценка нестабильна.

При стабильной самооценке, независимо от внешних обстоятельств и от успехов окружающих знаешь то, что молодец априори!

Детские стереотипы

Этот подход ломает поведенческие стереотипы освоенные еще в детстве, когда ребенка учат поступать правильно, и за этим следует та, или иная награда (подкрепление). Часто установка звучит так:

"Я хороший если...."

или

"Я счастливый при условии..."

и т.п.

Отказ от "если"

Автор книги предлагает отказаться читателям от "если", от обуславливания самооценки внешними факторами и стимулами. Ведь это злосчастное "если" и формирует невроз.

Например:

1) я хороший, если лучший в своем деле, а если нет, то плохой (невроз достижений, перфекционизм). Нет права на ошибку.

2) Я хороший, если сильный, а если слабый, то плохой (невроз контроля). Нет права на слабость и уязвимость. 

3) Я хороший, если полезный (помощь другим в ущерб себе, невроз мазохизма). Нет права на то, чтобы побыть бесполезным. Хотя бы временно. Отдохнуть. Стать полезным только для себя.

4) Я хороший, если непременно радую кого-то (невроз социального одобрения). Без психологических поглаживаний в форме комплиментов, признания заслуг - плохой. Без медали на грудь не возвращаться. Короче, нет права на успех, без социального внешнего подтверждения этого факта.

Механизм формирования невроза

Нестабильная самооценка возникает в результате детских психологических установок, навязанных родителями и другим социальным окружением (учителя в школе, сверстники и т.п.).

Из серии:

«Будь лучшим»

или

"Будь полезен любой ценой"

и т.п. 

Создаешь, сам того не замечая, персональный бессознательный «список условий» собственной ценности, психологических самоограничений. Они словно невидимые наручники надетые на душу человека.

Признаки нестабильной самооценки 

К ним относят:

1) болезненную реакцию на критику или на неудачи, чрезмерная психологическая уязвимость, склонность к фрустрации при неудачах;

2) постоянное сравнивание себя с другими;

3) стремление бороться за контроль даже там, где нет конфликтов;

4) Причинение себе тех или иных страданий ради пользы других

Инструменты для возврата стабильности самооценки

1) Осознание типа самооценки c помощью анализа детских воспоминаний и текущих событий в жизни, формирование перечня текущих невротических установок;

2) Замена деструктивных установок на рациональные. Из серии: неудача - это опыт, а не признак слабости;

3) Ведение дневника самооценки, фиксирование и анализ триггеров, провоцирующих невротические реакции;

4) Поведенческие эксперименты, постепенное расширение зоны комфорта путем применения новых здоровых психологических установок, сформированных во взрослой жизни взамен невротических детских. 

Автор делится в книге примерам практических упражнений, которые помогут вернуть стабильность самооценки. Они могут выполняться как под контролем психолога, так и самостоятельно.

В целом cтоит признать, что книга полезная, написана понятным и простым языком, в том числе для тех читателей, кто не имеет психологического образования.

***