Рождение легенды: От ДБ-3 к Ил-4 – основной дальний бомбардировщик СССР
В предгрозовой атмосфере конца 1930-х годов, когда мир неумолимо катился к новой мировой войне, советская авиапромышленность работала на пределе возможностей. Одной из ключевых задач было совершенствование флота дальних бомбардировщиков. В 1938 году в Опытном конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина закипела работа над глубокой модернизацией уже зарекомендовавшего себя, но требовавшего улучшений бомбардировщика ДБ-3. Цель была амбициозна: создать не просто модификацию, а фактически новый самолет, но с оглядкой на технологичность производства в условиях надвигающегося конфликта.
Ключевой идеей стало создание совершенно нового, принципиально иного планера, спроектированного с упором на легкость и скорость сборки. Это было стратегически важное решение, предвосхищавшее необходимость массового выпуска в военное время. Результат превзошел ожидания: внешний вид машины изменился кардинально. Инженеры радикально переработали носовую часть фюзеляжа: она стала значительно уже и приобрела изящную, хорошо обтекаемую форму, резко контрастирующую с более угловатым носом ДБ-3. Эта аэродинамическая "шлифовка" была направлена на повышение скорости и дальности полета. Вторым революционным изменением стало увеличение площади остекления кабины штурмана и летчика. Это не только улучшило обзор, критически важный для навигации на огромных расстояниях и прицеливания, но и повысило комфорт экипажа в долгих, изматывающих полетах. Наконец, устаревший и малоэффективный носовой турельный пулемет ДБ-3 уступил место новой, более мощной и защищенной верхней турельной пулеметной установке (чаще всего с крупнокалиберным 12.7-мм УБТ), что существенно усилило оборонительные возможности самолета против истребителей противника.
Государственные испытания этого нового варианта, получившего обозначение ДБ-3Ф ("Ф" - флотский, хотя машина была универсальной), прошли напряженно, но успешно и завершились в июне 1939 года. Самолет продемонстрировал явное превосходство над предшественником по ключевым параметрам: скорости, дальности и обороноспособности. Уже к концу 1939 года, несмотря на сложности освоения новой конструкции, самолет был подготовлен к запуску в крупносерийное производство на нескольких авиазаводах страны. Вскоре он получил свое знаменитое обозначение Ил-4, под которым и вошел в историю как один из самых массовых и важных советских бомбардировщиков Великой Отечественной войны.
Масштабы производства Ил-4 поражают: с 1940 года и вплоть до 1944 года советская промышленность выдала фронту 5256 машин этой модели. Эта цифра красноречиво говорит о его исключительной роли. Однако война диктовала свои жесткие условия. Первоначально самолет оснащался двигателями М-87, а затем М-88. Но в 1942 году, в разгар тяжелейших боев и острейшего дефицита ресурсов, на Ил-4 стали массово устанавливать более мощный и высотный мотор М-88Б, оснащенный двухступенчатым нагнетателем. Это позволило частично компенсировать постоянно растущие требования к скорости и высотности. Еще одним следствием военных реалий 1942 года стала вынужденная замена: из-за катастрофической нехватки алюминиевых сплавов и оккупации важных производственных площадок, значительная часть Ил-4 выпуска этого периода получила крылья с деревянными лонжеронами вместо металлических. Это была вынужденная мера для поддержания темпов выпуска, хоть она и добавляла веса и усложняла производство. Лишь в более поздних сериях, по мере стабилизации поставок металла, удалось вернуться к цельнометаллической конструкции крыла.
Боевое применение Ил-4 было поистине универсальным и крайне интенсивным. Хотя он создавался как дальний бомбардировщик для ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу врага (именно Ил-4 8 августа 1941 года нанес первый советский бомбовый удар по Берлину!), реальность войны заставила использовать его гораздо шире. Самолеты, входившие в состав авиации дальнего действия (АДД), регулярно привлекались для нанесения ударов по тактическим целям в ближнем тылу противника: скоплениям войск и техники, железнодорожным узлам, аэродромам, переправам. При этом Ил-4 часто работал с максимальной бомбовой нагрузкой в 2500 кг, доставляя на цель огромный разрушительный груз. Не менее важной была его роль как морского торпедоносца. Оснащенные специальным оборудованием и держателями, Ил-4 состояли на вооружении полков морской авиации на всех основных театрах военных действий: Балтийском, Черноморском и Северном флотах. В роли торпедоносца Ил-4 мог нести одну мощную 940-кг торпеду: либо 45-36-АН (низковысотную, для сброса с малых высот), либо 45-36-AB (высотную, сбрасываемую с парашютом с большей высоты). Для увеличения и без того внушительной дальности полета (критически важной для морских операций), под задней частью фюзеляжа предусматривались специальные крепления для подвески двух дополнительных внешних сбрасываемых топливных баков.
Уже в 1943 году, на пике производства и боевого применения Ил-4, КБ Ильюшина, понимая необходимость дальнейшего развития класса, приступило к разработке его преемника – бомбардировщика Ил-6. Эта машина задумывалась как качественный скачок: оснащенная герметичной кабиной экипажа для действий на больших высотах (где ПВО противника была слабее), она должна была получить крыло с выраженной прямой стреловидностью передней кромки для улучшения скоростных характеристик и два перспективных дизельных двигателя АЧ-30Б конструкции А. Д. Чаромского мощностью по 1500 л.с. каждый. Однако доводка сложных нововведений (особенно дизелей и гермокабины) в условиях войны затянулась, и Ил-6 так и не пошел в серию, оставшись опытной машиной. Это лишь подчеркивает, насколько надежным, технологичным и востребованным рабочим инструментом войны оказался его предшественник – Ил-4, "рабочая лошадка" советской дальней и морской авиации, внесший неоценимый вклад в Победу.
Краткие тактико-технические характеристики:
Экипаж: 3-4,
двигатели: 2 x M-88Б, 810 кВт,
размах крыла: 21.4 м,
длина: 14.8 м,
высота: 4.1 м,
площадь крыла: 66.7 м2,
взлетная масса: 10055 кг,
масса пустого: 5400 кг,
максимальная скорость: 429 км/ч,
крейсерская скорость: 340 км/ч,
потолок: 9700 м,
дальность с максимальным запасом топлива: 3800 км,
дальность с максимальной нагрузкой: 1200 км,
вооружение: 3-8 пулеметов, 2500 кг бомб
----------------------------------------------------------------------------------------------
Привет! Я Ира — хозяйка этого канала, на который Вы еще не подписались. Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты! ✈️❤️ Подпишитесь на меня, а я продолжу радовать Вас интересным контентом. Ведь я стараюсь для Вас, правда?
----------------------------------------------------------------------------------------------
Больше информации по самолетам России здесь.