Найти в Дзене
Auto People

Эволюция и апогей: какое поколение BMW 3-Series считать вершиной?

Оглавление

Пятьдесят лет на конвейере, семь поколений и статус иконы автомобилестроения. BMW 3-Series – это не просто компактный седан, это эталон, на который равняются конкуренты и о котором мечтают миллионы. С момента дебюта скромного двухдверного E21 в 1975 году и до появления технологичного G20, «трешка» претерпела колоссальные изменения. Но какое из ее воплощений можно по праву назвать пиковым? Это вопрос, вызывающий ожесточенные споры в среде автолюбителей.

Предшественник «трешки» – BMW 2002 Turbo (1974)
Предшественник «трешки» – BMW 2002 Turbo (1974)
Ответ не может быть однозначным, ведь каждое поколение было продуктом своей эпохи, отвечало на конкретные вызовы рынка и отражало актуальные инженерные и дизайнерские тренды. Попробуем разобраться в этом, проследив эволюцию модели и оценив вклад отдельных генераций в ее легендарный статус.

Начало легенды: E21 (1975-1982) и E30 (1982-1994)

Первая «трешка» с индексом E21 заложила основы будущей популярности. Она пришла на смену знаменитой 2002-й серии, унаследовав от нее задний привод и спортивный характер.

BMW E21
BMW E21

Изначально E21 был доступен исключительно как двухдверный седан с 4-цилиндровыми моторами. Характерный «акулий нос», созданный дизайнером Паулем Браком, и ориентированный на водителя кокпит стали визитными карточками BMW на долгие годы.

Оснащение места водителя в BMW E21
Оснащение места водителя в BMW E21

Рядные шестицилиндровые двигатели появились в Европе лишь в 1977 году, что значительно расширило аудиторию модели. Несмотря на относительную простоту конструкции и отсутствие M-версии, E21 задал верный вектор развития.

BMW E30
BMW E30

Настоящим прорывом стало второе поколение, E30. BMW не стала кардинально менять успешный рецепт, а вместо этого усовершенствовала его. Дизайн стал более «мягким» и округлым, уходя от агрессивной эстетики 70-х. Но главное – E30 обзавелся широкой гаммой кузовов: помимо двухдверки появился четырехдверный седан, универсал (Touring), ставший первым в истории 3-й серии, и полноценный кабриолет.

Передняя часть салона BMW E30
Передняя часть салона BMW E30

Именно в поколении E30 в 1985 году дебютировала легендарная M3 – омологационная модель для гоночной серии DTM, оснащенная высокооборотистым четырехцилиндровым двигателем S14. Эта модель заложила фундамент M-линейки и стала иконой для автоспортивных энтузиастов.

BMW M3 E30 – максимальная мощность 200 л.с. Удельная мощность (6,15 кг/л.с.) обеспечивает настоящее удовольствие от вождения. Время разгона до «сотни» – 6,7 секунды.
BMW M3 E30 – максимальная мощность 200 л.с. Удельная мощность (6,15 кг/л.с.) обеспечивает настоящее удовольствие от вождения. Время разгона до «сотни» – 6,7 секунды.

Версия BMW M3 E30 1988 года оснащалась двигателем с мощностью – 220 л.с. В 1990-м выпустили M3 Sport Evolution 2.5 – 238 л.с.

Появление полного привода и дизельных модификаций еще больше укрепило рыночные позиции E30. За девять лет с конвейера сошло почти 2,3 миллиона экземпляров, что сделало это поколение самым успешным на тот момент.

Эпоха инноваций и дизайна: E36 (1990-1998) и E46 (1998-2005)

С приходом E36 «трешка» шагнула в аэродинамическую эру. Кузов стал более обтекаемым, габариты выросли, а салон стал просторнее и комфортнее. Ключевым инженерным новшеством стала многорычажная задняя подвеска, значительно улучшившая управляемость и стабильность, особенно на высоких скоростях и мокром покрытии.

BMW E36
BMW E36

Модель M3 также претерпела революцию: на смену четырехцилиндровому мотору пришла мощная рядная «шестерка», превратив спорткар в более мускулистый и универсальный Gran Turismo, доступный в четырехдверном исполнении. В линейке E36 также появился трехдверный хэтчбек Compact, хотя в целях удешевления он использовал заднюю подвеску от предшественника E30.

Передняя часть салона BMW E36
Передняя часть салона BMW E36

Многие считают именно E46 пиком эволюции 3-й серии. Это поколение взяло все лучшее от E36 и облекло это в еще более элегантный и, как считают многие, нестареющий дизайн. Даже сегодня, спустя почти три десятилетия после дебюта, E46 выглядит гармонично и привлекательно.

BMW E46
BMW E46

Инженеры BMW доработали двигатели, внедрив систему изменения высоты подъема клапанов Valvetronic, и вернули в гамму полноприводные модификации. Качество материалов и сборки салона вышло на новый уровень, а управляемость стала еще более отточенной.

Салон BMW E46
Салон BMW E46

Вершиной инженерной мысли этого поколения, безусловно, стал M3 CSL – облегченная и более мощная версия стандартного M3, ставшая объектом желания для коллекционеров по всему миру.

BMW M3 CSL E46. Мощность – 360 л.с (удельная – 3,85 кг/л.с.). Крыша из углепластика. Разгон до «сотни» – за 4,9 секунды.
BMW M3 CSL E46. Мощность – 360 л.с (удельная – 3,85 кг/л.с.). Крыша из углепластика. Разгон до «сотни» – за 4,9 секунды.

Эра Цифровизации и Турбонаддува: E90 (2005-2012) и F30 (2011-2019)

Поколение E90 ознаменовало собой новый виток развития, но и вызвало немало споров. Дизайн, разработанный под руководством Криса Бэнгла, был воспринят неоднозначно, хотя и привел модель к статусу бестселлера в Северной Америке.

BMW E90
BMW E90

Именно в E90 впервые появилась система iDrive, ставшая стандартом для всех последующих моделей BMW. Под капотом произошла революция: на смену атмосферным шестицилиндровым двигателям пришли более эффективные агрегаты с турбонаддувом.

Интерьер BMW E90
Интерьер BMW E90

Впрочем, M3 пошел своим путем: под его капотом расположился единственный в истории модели 4,0-литровый атмосферный V8. Несмотря на критику за возросшую сложность и спорный дизайн, E90 существенно расширил технологический арсенал 3-й серии.

BMW F30
BMW F30

Следующее поколение, F30, продолжило курс на повышение эффективности. Турбонаддув стал повсеместным: даже базовые версии теперь оснащались трехцилиндровыми двигателями, а четырехцилиндровые агрегаты по производительности превосходили прежние «шестерки».

Передняя часть салона BMW F30
Передняя часть салона BMW F30

Маркетологи BMW приняли решение выделить купе и кабриолеты в отдельную 4-ю серию, что несколько размыло классическое восприятие модельного ряда. В гамме также появился неоднозначный фастбэк Gran Turismo и первая в истории модели подключаемая гибридная версия.

Версия F30 Gran Turismo
Версия F30 Gran Turismo

Поколение F30 окончательно утвердило «трешку» в статусе высокотехнологичного и экономичного автомобиля, который, однако, по мнению некоторых пуристов, начал терять свой исконный драйверский задор.

Современность и будущее: G20 (2019-2026) и Neue Klasse (c 2026)

Нынешнее, седьмое поколение G20 стало еще более технологичным и комфортным. Кузов стал жестче, салон просторнее, а цифровая приборная панель с интегрированной системой iDrive задала новые стандарты в классе.

BMW G20
BMW G20

Одной из ярких звезд поколения стала версия M340i, оснащенная мощной 3,0-литровой рядной «шестеркой» B58. Этот автомобиль оказался настолько хорош, что заставил многих задуматься, а нужен ли им полноценный M3.

Интерьер BMW G20
Интерьер BMW G20

Сама же M3 впервые в истории получила опциональный полный привод xDrive, что сделало ее еще быстрее, но лишило версии с механической коробкой передач в более мощной комплектации Competition.

Дизайн задней части модели актуального поколения
Дизайн задней части модели актуального поколения

Впереди «трешку» ждет, возможно, самая радикальная трансформация в ее истории. Следующее поколение, которое появится в 2026 году, будет построено на совершенно новой платформе Neue Klasse. Эта архитектура изначально разрабатывается с прицелом как на электрические силовые установки, так и на двигатели внутреннего сгорания.

Зкамаскированная новая «трешка» и концепт Neue Klasse
Зкамаскированная новая «трешка» и концепт Neue Klasse

Дизайн также обещает быть революционным, переосмысливающим каноны BMW, но с отсылками к прошлому. Ожидается, что наряду с традиционным M3 с шестицилиндровым двигателем, впервые появится и полностью электрическая версия.

Так какое же поколение – пиковое?

Выбор «пиковой» модели 3-Series – задача почти невыполнимая, сродни выбору любимого ребенка. Каждое поколение имеет своих преданных поклонников, и у каждой группы есть веские аргументы.

E30 часто называют «пиком» за его идеальный баланс аналоговых ощущений и современной на тот момент конструкции, за широкий выбор кузовов и, конечно, за рождение легенды M3. Это был автомобиль, который укрепил репутацию BMW как производителя машин для водителя.

Версия E30 M3 Sport Evolution 2.5
Версия E30 M3 Sport Evolution 2.5

E46 покоряет своим нестареющим дизайном, качеством исполнения и отточенной управляемостью. Многие считают его последней «настоящей» трешкой, до того как электронные системы и стремление к комфорту стали доминировать над чистым водительским удовольствием. Культовый статус M3 CSL лишь подтверждает это мнение.

E46
E46

E36 заслуживает звания пикового за свои технологические прорывы, в частности, за заднюю многорычажную подвеску, которая определила превосходство «трешки» в управляемости на десятилетия вперед, а также за переход M3 на шестицилиндровый двигатель.

E36
E36

Вместо заключения

Если бы пришлось сделать выбор, основываясь на совокупности факторов – дизайна, инженерных инноваций, влияния на бренд и чистого, незамутненного водительского восторга, то чаша весов, пожалуй, склонилась бы в сторону BMW E46.

Это поколение представляет собой идеальную точку пересечения классических ценностей BMW и технологического прогресса начала XXI века. Оно усовершенствовало революционные идеи E36, облекло их в совершенную с эстетической точки зрения форму и подарило миру одну из самых желанных М-моделей.

Лучшая (вероятно) «трешка» в истории бренда
Лучшая (вероятно) «трешка» в истории бренда

E46 – это не просто автомобиль, это квинтэссенция духа BMW, апогей эволюции компактного спортивного седана перед тем, как он начал неизбежно усложняться, обрастая электроникой и адаптируясь к новым реалиям. Это тот самый «пик», на который с ностальгией оглядываются энтузиасты и который до сих пор служит эталоном, даже для своих более молодых и продвинутых потомков.

Но у каждого автолюбителя есть собственное мнение по этому поводу. Сообщите свое – в комментариях.