Найти в Дзене
КВ-6 о технике

Экраноплан "Лунь" - Каспийский "монстр". Который до сих пор жив.

В СССР всегда применялись необычны идеи для создания военной техники. И как-то им пришла в голову идея создания военного экраноплана. Грубо говоря экраноплан это гибрид корабля и самолёта. Экраноплан использует свои двигатели для того чтобы загонять потоки воздуха под днище экраноплана, создавая воздушную подушку. Попутно эти же двигатели двигают экраноплан вперёд. Теперь про "Лунь" Разработка экраноплана велась с начала 1970-х годов под руководством В.Н.Кирилловых. Что вылилось в экраноплан "КМ". Именно этот экраноплан увидели американские спутники шпионы. Откуда и появилось прозвище "Каспийский монстр" (вкупе с аббревиатурой "КМ"). Сам "Лунь" был заложен в 1983 году на опытном заводе "Волга", в городе Горький (ныне Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведён спуск экраноплана на воду, попутно он был переправлен в Каспийск, для дальнейших испытаний и доробатывания конструкции. В июле 1989 года были завершены заводские испытания. 26 декабря 1989 года уже были завершены госуд
Оглавление

В СССР всегда применялись необычны идеи для создания военной техники. И как-то им пришла в голову идея создания военного экраноплана.

Экраноплан "Лунь" на берегу Дербента
Экраноплан "Лунь" на берегу Дербента

Что это такое?

Грубо говоря экраноплан это гибрид корабля и самолёта. Экраноплан использует свои двигатели для того чтобы загонять потоки воздуха под днище экраноплана, создавая воздушную подушку. Попутно эти же двигатели двигают экраноплан вперёд.

Теперь про "Лунь"

История создания

Разработка экраноплана велась с начала 1970-х годов под руководством В.Н.Кирилловых. Что вылилось в экраноплан "КМ".

Экраноплан КМ (расшифровывается как Корабль Макет). Примечательно отсутствие ракет на крыше.
Экраноплан КМ (расшифровывается как Корабль Макет). Примечательно отсутствие ракет на крыше.

Именно этот экраноплан увидели американские спутники шпионы. Откуда и появилось прозвище "Каспийский монстр" (вкупе с аббревиатурой "КМ").

Сам "Лунь" был заложен в 1983 году на опытном заводе "Волга", в городе Горький (ныне Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведён спуск экраноплана на воду, попутно он был переправлен в Каспийск, для дальнейших испытаний и доробатывания конструкции. В июле 1989 года были завершены заводские испытания. 26 декабря 1989 года уже были завершены государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию.

"Лунь" вошёл в 236-й дивизион экранопланов Каспийской флотилии. Планировалось создать восемь экранопланов типа "Лунь". Но из-за финансовых проблеми распада СССР это не было реализовано. Хотя уже начал строиться второй экраноплан.

Законсервированный экраноплан в Нижнем Новгороде
Законсервированный экраноплан в Нижнем Новгороде

Этот самый экраноплан планировали достроить и перепрофилировать под спасательное судно. Ныне экраноплан находится на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Попутно экраноплан был перепрофилирован под пожарное судно. Предполагается его использовать в реках Сибири и озере Байкал.

Первый экраноплан "Лунь" находился на консервации на заводе "Дагдизель", в Дербенте. Попутно активисты хотели сделать музей с использованием экраноплана.

На данный момент "Лунь" был отбуксирован к берегу Дербента, а затем вытащен на берег. На данный момент парк "Патриот" в Дербенте не закончен.

Технические характеристики

По сути экраноплан это корабль с крыльями. Примечательной деталью были восемь реактивных двигателей НК-87 расположенных на пилоне.

Хорошо видны реактивные двигатели, и ракетные контейнеры на крыше.
Хорошо видны реактивные двигатели, и ракетные контейнеры на крыше.

А на крыше корпуса расплогалось шесть спаренных контейнеров для противокорабельных ракет "Москит".

Дополнительно в качестве вооружения использовались артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-ll со спаренными 23-мм пушками ГШ-23.

Корпус достигал в длину 73 метра, а в высоту 19. Внутри делился переборками на десять отсеков. Размах крыла достигает 44 метра, внутри них расположены топливные баки.

Минусы проекта

Проблема "Луня" была в том, что он должен был воевать на ближней дистанции с вражескими кораблями. Но "Лунь" был очень большим и не очень быстрым что делало его уязвимым. Но если сравнивать "Лунь" с обычными кораблями, то он был намного быстрее. Но даже это не дало экранопланам путёвку в жизнь.