Найти в Дзене
Всё просто

Жадность и бережливость – чем одно отличается от другого и где здоровая грань

На первый взгляд, бережливый человек и жадный делают одно и то же – экономят, отказывают себе в излишествах, считают деньги. Но все же за внешне похожими действиями стоят совершенно разные внутренние процессы. Бережливость исходит из осознания ценности – не только денег, но и времени, энергии, возможностей. Это спокойное, взвешенное отношение к миру, где траты осмысленны, а накопления не самоцель, а инструмент для реализации каких-то более важных желаний и мечт. Бережливый человек отказывается от покупки не потому, что ему «жалко денег», а потому что четко понимает – эти ресурсы могут быть использованы более эффективно, причем у подобного накопления обязательно будет цель. В его действиях нет тревоги, а есть уважение к себе и к тому, что он имеет. Его действия продиктованы не страхом, а логикой того, что сегодняшние вложения превратятся в завтрашние возможности. И, несмотря на то, что с точки зрения эволюционной психологии, и бережливость, и жадность представляют собой адаптивные страт

На первый взгляд, бережливый человек и жадный делают одно и то же – экономят, отказывают себе в излишествах, считают деньги. Но все же за внешне похожими действиями стоят совершенно разные внутренние процессы.

Бережливость исходит из осознания ценности – не только денег, но и времени, энергии, возможностей. Это спокойное, взвешенное отношение к миру, где траты осмысленны, а накопления не самоцель, а инструмент для реализации каких-то более важных желаний и мечт.

Бережливый человек отказывается от покупки не потому, что ему «жалко денег», а потому что четко понимает – эти ресурсы могут быть использованы более эффективно, причем у подобного накопления обязательно будет цель. В его действиях нет тревоги, а есть уважение к себе и к тому, что он имеет. Его действия продиктованы не страхом, а логикой того, что сегодняшние вложения превратятся в завтрашние возможности.

И, несмотря на то, что с точки зрения эволюционной психологии, и бережливость, и жадность представляют собой адаптивные стратегии выживания, их нейробиологические основы принципиально различны. Современные исследования показывают, что когда бережливый человек принимает решение об экономии, активируется префронтальная кора (зона рационального планирования). При жадном поведении доминирует миндалевидное тело (центр страха и тревоги).

Поэтому жадность не про деньги вовсе. Это про страх. Про глубинное убеждение, что «а вдруг что-то произойдет и на это не хватит средств», что мир – враждебное место, где нужно стараться все предусмотреть и максимально себя от всего обезопасить.

Жадный человек экономит не потому, что выбирает лучшее применение ресурсам, а потому что не может иначе. Он боится, причем, прежде всего, боится самой жизни. Даже имея достаточно, он продолжает жить в режиме дефицита. Его скупость – это симптом, за которым скрывается:

- детский опыт лишений (реальных или эмоциональных)

- неосознаваемое убеждение «я недостоин», «мне некому помочь», «нужно рассчитывать только на себя» и т.п.;

- попытка контролировать внутреннюю тревогу через контроль над ресурсами.

-2

С точки зрения глубинной психологии, наше отношение к ресурсам формируется в раннем детстве через призму отношений с первичными объектами – заботящимися взрослыми, родителями или опекунами. Человек, выросший в атмосфере разумной достаточности, где деньги воспринимались как инструмент, а не как самоцель, где не было периодов острого безденежья или где родители не подчеркивали исключительную важность денег, во взрослом возрасте демонстрирует гибкость в финансовых вопросах. Он может как экономить, так и тратить – в зависимости от ситуации, не испытывая при этом внутреннего дискомфорта.

Совершенно иная картина наблюдается у людей с травматическим дефицитарным опытом. Нейропсихологические исследования показывают, что у таких людей активация миндалевидного тела (центра страха) при финансовых решениях в 2-3 раза выше нормы. Их бережливость носит компульсивный характер, т.е. это не свободный выбор, а навязчивая необходимость, продиктованная автоматическими реакциями мозга, который находится в состоянии выживания.

Интересно, что истинная природа жадности часто маскируется под благовидные предлоги. В своей работе нередко вижу, что люди с подобными тенденциями рационализируют свою патологическую привычку: - «Я экономлю на себе, чтобы обеспечить будущее детей» или «Это не жадность, а экономия». Однако при детальном анализе выясняется, что за этими рационализациями скрывается глубинный страх перед жизнью как таковой.

-3

Однако здоровая экономия обладает тремя ключевыми характеристиками:

- она ситуативна (адаптируется к обстоятельствам, гибка, способствует реализации целей и желаний);

- не вызывает хронического напряжения;

- не требует жесткого контроля над тратами других людей.

В отличие от нее, жадность ригидна, эмоционально затратна и часто проецируется на окружающих.

Ключевое различие – в качестве жизненного опыта. Бережливый человек спокойно тратит, когда это ему важно и нужно. Для жадного любая трата превращается стресс, даже если она необходима.

Бережливость распространяется только на себя. Жадность требует, чтобы экономили все вокруг – отсюда скандалы из-за «слишком большого» счета за ужин или не выключенного света в коридоре.

Как писал Эрих Фромм:

«Жадность – это бездонная пропасть, которая истощает человека в бесконечной погоне за удовлетворением потребностей, которые никогда не могут быть удовлетворены»

И в заключении, если эта статья о вас, то предлагаю вопрос для вашей рефлексии: - «Я экономлю, чтобы реализовать свои возможности и наполнить жизнь красками, или из страха?»

Ответ на него может изменить не только ширину вашего кошелька, но и всю жизнь, сделав ее наполненной, интересной и осмысленной.