Найти в Дзене

История паровозостроения в России.I.

Картинки Яндекса.
Картинки Яндекса.

НИКОЛАЕВСКИЕ ЗАВОДЫ

Бельгийским анонимным Обществом в 1896 году было основано «Общество судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве». В 1911 году на заводе создается « Акционерное общество николаевских заводов и верфей». Устав общества был Высочайше утвержден 8 октября 1913 года. Уставной капитал равнялся 7000000 рублей. Завод, наряду с судостроительной продукцией, выпустил небольшое количество паровозов для Северо-Донецкой железной дороги. Первый паровоз на предприятии был создан в 1910 году. Кроме того, завод строил товарные вагоны, изготовлял конструкции для железнодорожных мостов.

ЛУГАНСКИЙ ЗАВОД ГАРТМАНА

В 1896 году на окраине торгово-промышленного городка Луганска с населением более 25 тысяч человек на берегу реки Луга- ни были заложены заводы Русского общества машиностроительных заводов Гартмана. 3 мая (15 мая по новому стилю) 1896 года был утвержден устав «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана». Таким образом, эта дата и стала началом истории Луганского паровозостроительного завода. В течение четырех лет последовательно вводятся в строй основные цеха завода. И уже в мае 1900 г. вышел из цеха первенец — товарный паро воз серии «ОД». К марту 1903 года было уже построено 359 паровозов. А в 1905 году за год их было выпущено 245. Н а 1 января 1912 года в структуре Луганского завода имелось 23 отдела, цеха и другие службы.

С момента основания в 1896 году Луганского паровозостроительного завода и по 30 июля 1908 года Г. Гартман являлся Председателем Правления этого общества. Скончался Г. Гартман в 1910 году.

СОРМОВСКИЙ ЗАВОД.

30 июня 1849 года по доверенности компании «Нижегородской машинной фабрики и Волжско-Камского буксирного и завозного пароходства» отставной майор Алексей Иванович Узатис купил у проживавшей в Балахнинском уезде помещицы Крю ковой принадлежащий ей участок земли на правом берегу реки Волги, между деревнями Сормово и Мышьяковка. 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата и считается днем рождения Сормовского завода.

4 февраля 1872 года Высочайше утверждается устав «Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Акционерное общество «Сормово» было создано «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий, построения машин, судов, подвижного состава для железных дорог, рельсов и прочего...».

На территории завода началась постройка вагонного цеха и колесной мастерской. В 1894 году создано АО «Сормово» - «Сормовские сталелитейные, железоделательные, чугунные и меднолитейные, механические, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные заводы». Последнее десятилетие XIX века в России знаменовалось бурным промышленным подъемом. Разворачивалось строительство стальной транссибирской магистрали. Начинался железнодорожный бум. В 1895 году акционерное общество «Сормово» организует производство паровозов. В августе 1898 года был выпущен первый товарный паровоз «Компаунд».

ХАРЬКОВСКИЙ ЗАВОД

В связи с ограничением закупок паровозов и железнодорожного оборудования за границей, в 1895 году в Харькове основывается завод для производства отечественных паровозов. 25 мая 1895 года Высочайше утверждается устав «Русского паровозостроительного и механического акционерного общества».

В декабре 1897 года Харьковский завод выпускает первый паровоз. С тех пор, являясь одним из ведущих в области паровозостроения, он выпустил свыше пяти тысяч паровозов. Здесь изготовлялись также паровые котлы, станки, сельскохозяйственные машины, ас 1913 года-двигатели внутреннего сгорания.

В советское время, постепенно снижая выпуск паровозов, завод переходит на производство тепловозов. Параллельно, завод работает на военную промышленность. Кому не известны легендарные танки Т-34 созданные на этом заводе. Трактора, дизели, тягачи и другая мирная продукция, дополняли ассортимент завода.