На это направлены усилия по ускоренному повышению боевых возможностей национальных вооружённых сил.
Эммануэль Макрон, которого во французских СМИ язвительно называют «новым Наполеоном», похоже, всё более стремится соответствовать полюбившемуся ему образу. Отсюда и маниакальная идея возглавить на Украине противостояние НАТО с Россией. В очередной раз треуголку Наполеона он явно примерял 13 июля, в День взятия Бастилии, выступая с обращением к французским военнослужащим.
Его выступление в прошлое воскресенье полно традиционных для западных политиков антироссийских утверждений об угрозе Европе с востока. Старому Свету предложено сплотиться, чтобы противостоять данной угрозе, а сама Франция готова при этом играть лидирующую роль. «В этом мире, чтобы быть свободным, нужно, чтобы тебя опасались. Чтобы тебя опасались, нужно быть сильным», – сказал Макрон. И призвал французов «быть сильнее».
Французы, заявил Макрон, должны лучше осознавать происходящее, чтобы преодолеть свои слабости. Им, по его словам, следует значительно повысить военный потенциал республики и укрепить национальные вооружённые силы. «Необходимо устранить наши уязвимости: в первую очередь пополнить запасы боеприпасов, включая дистанционно управляемые боеприпасы, сделать более мощными наши орудия залпового огня и высокоточные вооружения, обеспечить наши боевые группы, фрегаты и авиабазы ещё большим числом беспилотников», – отметил президент Франции. И добавил, что «также нужно укрепить систему противовоздушной обороны и средства ведения радиоэлектронной борьбы, равно как и усилить возможности в космосе».
В этой связи правительство, подчеркнул Макрон, намерено в ближайшие годы ускорить наращивание расходов на военные цели. «Хотя мы планировали удвоить военный бюджет к 2030 году, мы сделаем это уже к 2027 году. Дополнительные 3,5 миллиарда евро будут направлены на оборону в 2026 году, ещё три миллиарда – в 2027 году. Таким образом оборонный бюджет Франции за десять лет удвоится и составит к 2030 году 64 миллиарда евро», – сообщил французский президент.
По его словам, расходы на оборону не будут финансироваться за счёт роста государственного долга. При этом он переадресовал премьер-министру вопрос о том, каким образом успешно произвести такой бюджетный манёвр. Макрон обратился к компаниям, которым, как сказал он, придётся приспособиться и внести свой вклад во имя «патриотизма». Кроме того, президент призвал французов приложить коллективные усилия для повышения производительности труда в стране.
Уже на следующий день высказывания Макрона о приоритетах военной политики страны получили подтверждение в опубликованном «Национальном стратегическом обзоре – 2025» – документе, определяющем приоритетные направления военной политики Франции до 2030 года. И на первом месте в обзоре опять всё тот же миф о российской военной угрозе.
Если раньше, включая доктрину 2022 года, речь шла о «рисках дестабилизации» и «нестабильной безопасности», то сейчас – впервые с 1991 года – открыто декларируется возможность большой войны в центре Европы в течение ближайших трёх-пяти лет. «Теперь ясно, что мы вступаем в новую эру – эпоху особенно высокого риска развязывания крупной войны высокой интенсивности за пределами национальной территории на Европейском континенте, в которую к 2030 году будут вовлечены Франция и её союзники, в частности европейские; в то же время наша территория станет мишенью для активного проведения гибридных операций. Поэтому жизненно важно подготовиться к такому сценарию», – отмечается в обзоре.
В документе указываются одиннадцать направлений, на которых в этом отношении должны быть сосредоточены основные усилия Франции. На первый план поставлены вопросы надёжности ядерного сдерживания, которое названо краеугольным камнем в обеспечении безопасности страны и способности нации противостоять угрозам.
Это сдерживание основано на двух стратегических компонентах: морском и воздушном. Запас ядерного оружия Франции весьма высок и насчитывает в настоящее время около 290 боеголовок. Почти все они развёрнуты или готовы к развёртыванию в кратчайшие сроки. Боезаряды могут быть доставлены до целей баллистическими ракетами подводных лодок и самолётами.
Что касается субмарин, то в распоряжении Франции находятся четыре атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Триумфан». Каждая из них может нести по 16 ракет типа M51, которые имеют дальность полёта более восьми тысяч километров и оснащены разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения. Учитывая, что срок службы ПЛАРБ типа «Триумфан» истекает в 2030-х годах, в 2021 году была официально начата программа по созданию атомной подводной лодки с баллистическими ракетами третьего поколения.
Париж всё более отходит от политики де Голля, который всегда считал, что французское ядерное оружие должно служить исключительно национальным интересам
Вторая составляющая ядерного арсенала Франции – ядерные крылатые ракеты воздушного базирования ASMPA, для доставки которых служат 40 самолётов «Рафаль». В марте 2025 года Макрон объявил о создании ядерной авиабазы в Люксейе на востоке Франции, которая к 2035 году станет первой базой для размещения разрабатываемых истребителей Rafale F5, или Super Rafale. Новая модификация самолёта «Рафаль», рекламируемая французским авиапромом как альтернатива американскому F-35, будет оснащена гиперзвуковой ядерной ракетой ASNG4, которая заменит нынешнюю ракету ASMPA.
Следует отметить, что Франция не придерживается политики неприменения ядерного оружия первой и оставляет за собой право нанести ограниченный ядерный удар в качестве «последнего предупреждения», чтобы дать противнику понять, что он перешёл черту, или чтобы продемонстрировать решимость Франции нанести новые ядерные удары в случае необходимости.
На днях Макрон заявил, что Франция начнёт диалог с партнёрами в Евросоюзе относительно использования её ядерного оружия, чтобы обеспечить коллективную безопасность для Европы. По словам французского президента, для полной оценки роли ядерного оружия Франции министру вооружённых сил поставлена задача инициировать стратегический диалог с европейскими партнёрами.
На прошедшей неделе, напомним, было заключено соглашение, которое предполагает координацию применения средств ядерного сдерживания между Францией и Великобританией. Эта координация, как предложения Парижа взять под ядерный зонтик весь Евросоюз, являются отходом от политики де Голля, который активно выступал за независимость французского ядерного оружия и всегда считал, что оно должно служить исключительно национальным интересам.
Ещё одним важнейшим направлением военных усилий Франции должно стать, согласно стратегическому обзору, повышение готовности её вооружённых сил к ведению боевых действий в космосе, создание спутниковых группировок для разведки и безопасной связи.
20 июня было подписано соглашение с компанией Dassault Aviation о финансировании разработки многоразового космического аппарата под названием Vortex. По словам Филиппа Коффи, отвечающего за стратегию воздушных, наземных и морских боевых систем в генеральном управлении вооружений, аппарат должен подняться в воздух в конце 2027 или начале 2028 года. Помимо доставки грузов, Vortex сможет выполнять разведывательные и ударные миссии.
В обзоре рекомендуется ускорить развёртывание низкоорбитальных группировок для обеспечения безопасной связи и сбора разведданных к 2029 году, а также объединить возможности получения изображений земной поверхности и электромагнитной разведки. Ракета-носитель «Ариан-6», недавно введённая в эксплуатацию, описывается как важнейший элемент для обеспечения автономного доступа Франции на околоземные орбиты.
Ранее в этом месяце Франция открыла свою первую специализированную военно-космическую базу в Тулузе, где будут располагаться космическое командование вооружённых сил Франции и космический центр передового опыта НАТО. В конечном итоге на базе будет задействовано 500 человек и она станет центром космических операций, разведки и противокосмических миссий.
Ожидается, что к 2030 году французские вооружённые силы также получат системы наблюдения и обнаружения на очень больших высотах, поддерживаемые платформами, способными работать в стратосфере и за её пределами.
Наряду с развитием стратегических видов вооружений авторы обзора большое внимание уделяют и укреплению обычных вооружённых сил. Франция намерена выделять значительные средства для укрепления противовоздушной и противоракетной обороны, расширения возможностей нанесения «глубоких ударов», контроля электромагнитного спектра и борьбы с беспилотниками. Будет также усилено внимание пополнению запасов боеприпасов и дронов.
«Это требует от Франции способности управлять крупными программами по вооружению и одновременно обеспечивать короткие, гибкие и недорогие циклы разработки, в которых в полной мере используются гражданские, распределённые и сетевые возможности для поддержки наших вооружённых сил», – говорится в документе.
В этой связи указывается на то, что национальная экономика должна подготовиться к войне, повысив устойчивость производственных цепочек и диверсифицировав критически важные поставки. Особое значение придаётся укреплению военно-промышленного резерва. Производственные мощности с коротким циклом должны быть задействованы для удовлетворения потребностей в условиях конфликта высокой интенсивности.
В этих целях уже разработан комплексный план стимулирования оборонной промышленности. Согласно заявлению министра финансов Эрика Ломбара, правительство через государственные механизмы выделит 1,7 миллиарда евро для большего привлечения частного капитала в сферу военного производства.
Французская военная промышленность уже сегодня набрала значительные темпы увеличения производства вооружений. Например, компания Dassault теперь может выпускать по пять самолётов «Рафаль» в месяц. У компании Safran есть возможность удвоить или даже утроить количество управляемых бомб AASM. Французское отделение франко-германского концерна KNDS производит 350 бронемашин в год по сравнению с сотней машин в 2020 году и планирует производить по 450.
Обзор вводит понятие «всеобъемлющей обороны». Франция должна быть готова, подчёркивается в документе, к «мобилизации всей нации» и сохранению устойчивости при внешнем шоке. Правительство планирует обновить систему территориальной оперативной обороны, модернизировать национальную гвардию и разработать гражданскую программу, направленную на работу с общественностью, особенно среди молодёжи. Будут активизированы усилия по борьбе с иностранным вмешательством и манипулированием информацией.
Наконец, Франция готова усилить свою роль в НАТО и выступать за укрепление европейской стратегической автономии. Авторы обзора призывают Европу к ускоренному усилению собственного оборонного потенциала независимо от колебаний в политике США. Впервые стратегический документ прямо выражает обеспокоенность в связи с возвращением Д. Трампа в Белый дом, указывается на «менее предсказуемую внешнюю политику США», которая может «ослабить единство НАТО».
Составители документа обеспокоены торговой войной, начатой США. «Сплочённость и европейская солидарность тем более важны, что в последние несколько месяцев значительно возрос риск экономической и технологической войны, создавая, в свою очередь, угрозу для целых секторов, обеспечивающих нашу автономию и суверенитет», – подчёркивается в обзоре.
Комментируя выход в свет нового обзора, Макрон заявил, что развитие европейской обороны укрепляет суверенитет Франции, а не ослабляет его. По утверждению президента, усилия Франции позволят стране завоевать доверие своих партнёров. В пример приводятся отношения Франции и Германии. Ожидается, что в конце августа на совместном заседании совета по обороне и безопасности обе страны примут решения, направленные на расширение сотрудничества, что позволит ещё больше укрепить европейскую опору НАТО.