Актёр театра «Галёрка» Дмитрий Цепкин удостоен премии губернатора Омской области за лучшую мужскую театральную роль имени народного артиста СССР
М. А. Ульянова. Награда ему досталась за исполнение роли Льва Мышкина в спектакле «Идиот» по мотивам романа Достоевского.
Как успевать всё, когда театр - это твоя жизнь, и что важно донести зрителю? Об этом и многом другом Дмитрий Цепкин рассказал сайту omsk.aif.ru.
Путь к награде
Елизавета Добротворская, omsk.aif.ru: Дмитрий, как вы восприняли новость о получении награды за лучшую роль, какие эмоции она у вас вызвала?
Дмитрий Цепкин: Конечно, с одной стороны, очень ждал, с другой - не верил, потому что в каждом театре Омска есть сильные артисты, которые, возможно, достойнее меня. Но тщеславие во мне тоже есть, поэтому очень хотел получить и получил.
- Что было самым сложным в воплощении образа Мышкина в спектакле «Идиот»?
- Всё сложно было. Очень непростая роль, глубокая. Психологически, конечно, передать эту глубину чувств зрителю, донести - это, наверное, самое сложное. До сих пор я ещё не достиг полного погружения. Там ещё копать и копать и доносить до зрителя.
Начало пути
- Как вы пришли в профессию и кто оказал наибольшее влияние на выбор?
- Это сложный вопрос. Комплексно. Школа мне очень помогла, потому что у нас в школе есть театральный кружок. В гимназии № 1 Челябинска всё началось благодаря Дамиру Галихановичу Тимерханову. У нас многогранная школа с углублённым изучением английского языка, но и в творчестве каждый в этой школе находит себя. Английский язык я так и не учил, а вот театром загорелся.
В 10-м классе к нам пришёл ученик, папа которого был заслуженным артистом. Череда совпадений привела к тому, что я спросил, могу ли стать артистом, у нескольких людей, которых я считал компетентными в этом вопросе. Они мне ответили, что потенциал есть, я поверил им и пошёл.
С Достоевским особая связь
- Какие роли вы считаете самыми важными в своей карьере?
- Прежде всего роль Алёши Карамазова. Я только приехал в Омск, и Владимир Фёдорович (Витько, худрук театра «Галёрка». - Ред.) сообщил, что будем ставить «Братьев Карамазовых». Мой педагог тогда тоже настаивал: «Ты - Алёша». Я сначала сомневался: мол, своих Алёш в театре хватает. Но судьба распорядилась по-своему: я сыграл роль, важную для каждого артиста.
В 2013 году получил за неё специальную премию жюри, а в 2021-м - Гран-при фестиваля «Достоевский. Омск». Причём денежная премия должна была идти театру, но жюри отдало её мне. Это было неожиданно, но очень ценно.
Вторая ключевая роль - Лев Мышкин в «Идиоте». С Достоевским у меня какая-то особенная связь, хотя он невероятно сложный автор. Каждый выход на сцену требует полной эмоциональной выкладки. Иногда кажется, что я до сих пор не до конца готов к нему. Он отнимает много сил, но, к счастью, даёт столько же.
Из других ролей особо выделю Мышлаевского в «Днях Турбиных» и Теодоро в «Собаке на сене». Обе любимые.
- Как вы работаете с текстом? Есть ли у вас особые техники запоминания?
- С текстами проблем нет. А вот с именами и фамилиями - да, они как будто сразу выветриваются. Это моя слабость. А роли помню «ногами», то есть через движения. Могу уехать в отпуск и забыть буквально всё, но стоит вернуться в театр - и текст словно сам возвращается. Особых техник не использую.
- Что помогает вам сохранять творческую энергию?
- Семья и отдых. Если много работаешь, нужно и хорошо отдыхать. Только баланс между этими сферами позволяет сохранять силы и не выгорать. Трудоголики, которые работали сутками, известны, но, как правило, они и ушли рано. Например, Высоцкий сгорел на работе. Великие нередко платят за своё мастерство слишком высокую цену. А я не великий, и сгорать не хочу. Не то чтобы хочу просто тлеть, нет. Но должен быть баланс. Без него - ни вдохновения, ни жизни.
- Есть ли литературные герои, которых вы мечтаете сыграть?
- Нет, у меня нет такой мечты. Что предложат - то и сыграю. Я считаю себя ремесленником: без режиссёра я не самостоятельная творческая единица. Мне нужен человек, который будет рядом, будет вести. В жизни меня ведёт жена, в творчестве - Владимир Фёдорович. Он видит, к чему я сегодня больше готов, и делает это успешно - раз за 15 лет карьеры я чего-то достиг.
За кулисами семейного счастья
- Как вы с супругой поддерживаете друг друга в профессии? Обсуждаете ли роли вне театра?
- Не скажу, что мы разбираем репетиции дома. У нас нет такой традиции. Думаю, у кого-то есть: садятся, обсуждают сцены, вживаются в роли вместе. У нас - нет. Конечно, если кто-то переживает, делится мыслями, мы говорим об этом. Но без театрального «разбора полётов».
Если Катя чем-то поделится, я стараюсь не просто поддержать словами «ты лучшая», а объяснить, почему она действительно хороша. Или, наоборот, где можно посмотреть иначе.
Если она в чём-то по-настоящему сильна - скажу прямо. Просто так льстить не в моём характере.
- Как вы находите баланс между работой и семьёй? Помогает ли совместная работа в театре укреплять отношения?
- У каждого своя история. Для нас долгие годы работа стояла на первом месте. Всё, что оставалось от неё, шло семье. Сейчас у нас появился второй ребёнок, и с возрастом понимаешь: силы не бесконечны. Я стал меньше времени отдавать театру, Катя тем более - она в декрете.
Теперь я чаще дома, и, знаете, мне это по-настоящему нравится. Возвращаюсь домой и думаю: оказывается, кроме сцены, есть ещё целый другой мир. Мы много отдали театру. Теперь время - для семьи. Но вернёмся ещё. Вернёмся с новыми силами.
Новые горизонты театра
- Каким вы видите театр «Галёрка» через 10 лет?
- Даже через 10 лет театр будет продолжать следовать своим традициям. С В. Ф. Витько мы как за каменной стеной. А вообще будущее вызывает у меня опасения: за любым подъёмом приходит спад. Главное - удержать высоту как можно дольше. Будем стараться.
Сейчас театр «Галёрка» на подъёме и в творческом, и в финансовом плане. Я чувствую себя здесь защищённым. Наши проблемы решаются, к артистам отношение уважительное. И это даёт уверенность.
- Меняется ли современный зритель? Как это влияет на вашу работу?
- Конечно, зритель меняется вместе с обществом и временем. До пандемии, может быть, театр не был так необходим. Сейчас залы полные: люди приходят, чтобы отвлечься, увидеть что-то светлое, поверить в чудо.
Вопрос в другом: подстраиваться ли под зрителя или идти своим путём? Это уже философия. Кто-то ищет новые формы, современный язык, мы же стремимся сохранить и развивать классический театр. И у нас это получается: ещё лет десять назад в зале преобладали пожилые, сегодня - молодёжь. Мы не изменили репертуар, но нашли ключ.
Главный вопрос
- Какие принципы вы считаете важными для актёра и вообще для человека в профессии?
- Главное - оставаться человеком. В любой профессии. Если ты неуважительно относишься к другим, идёшь по головам, то рано или поздно это к тебе вернётся. Я уверен: нужно жить ради людей, быть внимательным к тем, кто рядом, особенно если кто-то нуждается в поддержке.
У нас в театре с этим всё хорошо: держимся друг за друга, помогаем. Это создаёт ту самую атмосферу сотворчества. А если в коллективе есть внутренняя конкуренция, соперничество — это уже не совместное творчество, а разобщённость. Я против такого подхода.