Где заканчиваются обязанности взрослых детей по реальной помощи немощным родителям? Со сложной житейской правовой ситуацией столкнулся наш юрист-партнер по семейным делам, Сергей Марков. К нему обратилась 60-летняя жительница Тамбовской области, Наталья Петровна в интересах своей старшей сестры – 68-летней Татьяны Петровны.
По согласованию с ней подготовлен этот материал для публичного обсуждения. Поскольку с правовой точки зрения в нем все просто, а вот именно «массовое» мнение, возможно, изменит позицию Натальи Петровны и ее сестры. Ситуация описывается со слов Натали Петровны.
К сожалению, подобные проблемы достаточно типичны и уже не раз разбирались в блоге:
Неблагодарность…
Моя сестра овдовела 7 лет назад. Жила все это время одна, в собственном доме. Небольшой, но с участком и небольшим огородом, который требует внимания. Ну и по весне неудачно упала полтора года назад. Сломала шейку бедра. Три операции и результатом стали сильные ограничения в мобильности. Ходит по дому кое-как, с ходунками. На улице уже без посторонней помощи выходить не может.
Есть у нее единственный сын, Максим. Ему 35. Золотой мальчик, надежда и опора родителей. Планировался… Пока не встретил свою… любовь. Марину. Девочка из региона, из глубинки, сперва приехала в Тамбов якобы на учебу, все бросила и ушла в волосы крутить. Потом отучилась где-то в этой сфере, то наращивания какие-то, то краски, ничего серьезного и приличного в образовании нет.
Вообще не знаю, есть у нее что-нибудь кроме ее дешевых курсов. Отец у нее вроде при деньгах, купил ей небольшое помещение, где она свою студию красоты сделала.
И Максим к ней, как телок потерянный, привязался. Ох, чего только не делали Таня с мужем. И так, и эдак, и скандалы, и уговоры… Все контакты оборвал. Им бы все равно было, но у них еще, помимо дома, квартира была. В Тамбове. Однушка, захудалая, в плохом райончике. Из-за нее и скандал! Сын попросился там пожить, а потом начал туда свою Марину таскать, после претензий родителей вообще заявил, что ему эта квартира полагается.
Потому что он от завещания отказался бабкиного. По отцу которая. Она внуку все оставила, а он отказался, чтобы отцу нервы не делать. И всё.
Пошли скандалы. Ему говорили родители: она на квартиру прилетела! Пойми ты! Он только смеялся, с залитыми «гормонами» глазами, что «тех квартир Маринкин отец пять может купить, не смешите». Просто дочь с ним нормально не ладит, не просит ничего, гордая.
Кончилось все тем, что Максим почти контакты оборвал с родителями. Сами жили и дружили, даже на свадьбу их никто не звал. Погуляли нормально, человек 50 было, вся родня Марины, а с нашей стороны лишь двое двоюродных братьев Максима по отцу с семьями.
Нормально живут…
Оказались бы молодые бомжами, да папаша той Маринки скоро помер и наследство оставил. У него четверо детей, но все расписал всем. Ей досталась двухкомнатная квартира и какой-то магазинчик. Из магазинчика они большой салон сделали, старый – продали, потом и квартиру расширили, «трешку» взяли. Двоих детей уже сделали, второго вот недавно. Маринка его плотно на крючок взяла, все имущество или ее или общее, дети, никуда чтобы не делся.
Отец Максима не выдержал скоро, сердце. Осталась Таня одна, даже к внукам ее не пускали.
И вот теперь эта напасть. Ей уход нужен. Дома убрать, за домом следить, продукты привезти. Есть она кое-как сготовит, но и тут бы помощь нужна.
Я бы рада, но у меня муж инвалид 2 группы, еще и мама его лежачая. Я за свекровью слежу, ухаживаю, мой долг.
Таня сунулась к сыну поговорить, все же пора и совесть иметь. Подулся, выбрал свою жизнь, но надо и маму помнить, нет? Сам он, сноху заставит или как еще…
И что думаете?! Выслушал и послал.
- У тебя, говорит, там где-то квартира была, на которую Марина «претендовала» - вот ее продай и сиделку найми. Или дом продай, а сама в квартиру. Что хочешь делай…
И всё! Сиделку мы не рассматриваем. У меня у подруги такая была.. золото украла. А у родственников, которые маме человека со стороны наняли, вообще криминал случился! Рукоприкладствовала к старушке.
Максим и перестал даже на звонки отвечать.
Мы на Марину вышли. Та выслушала, пообещала поговорить с Максимом. Мы ждали, что будет квартиру требовать. Самое время.
А она…
- Вам в престарелый дом только. Прислуживать никто не будет. Мы доплатим немного. Квартиру продайте и вот деньги, - как отрезала она.
- Максим знает, куда ты его мать отправляешь?! – вскричала я.
- Он и предложил, я лишь заведение выбрала приличное. За 40-50 тысяч в месяц будет по-царски жить, - как хихикнула Марина и положила трубку.
С алиментами мы понимаем, что ничего сейчас не выгорит. Если даже продать вторую квартиру – что делать потом, когда подавать на алименты можно? В Татьяне сейчас обида говорит, но она сказала, что заставит сына хоть как участвовать, на старости лет такой плевок!
Мальчика воспитали в достатке, выучили, машину ему на 18-летие подарили, а он так «отплатил». Наследства лишить обещала, они делают вид, что им все равно.
- У нас все есть, - сказал Максим. – Продай уже свое «богатство» и не маши им, а то кто-нибудь позарится, как ты все боялась.
- Да не у вас есть, у нее есть! А ты с голой … - кричала в слезах на него Таня, - Выгонит тебя эта и все, пойдешь под мост!!
- Да ты спишь и видишь с первых дней, как она меня выгонит. Не звони и не пиши. С нас 10 тысяч в месяц. Всё… - рявкнул сын, крепко добавив матерком.
Больше и не общались. Трубки не берет, звонки сбрасывает, с других номеров как голос услышит – сразу бросает.
Что делать?!
Комментирует юрист
В сложившейся ситуации – только соглашаться на предложенные условия со стороны сына. Потому что лучше не будет. Ни по суду, ни как-либо еще.
Если сын согласится, рекомендуется зафиксировать предлагаемую сумму в официальном соглашении, заверенном нотариально. Так же желательно привязаться к прожиточному минимуму, немного увеличив алименты до 100% прожиточного минимума для пенсионеров и заложив ежемесячную индексацию.
О судебном взыскании алиментов можно забыть до тех пор, пока у матери есть два объекта недвижимости и, в дальнейшем, деньги от продажи одного из них. Да и сумма алиментов однозначно не будет выше того, что сын предлагает платить сейчас. Рекомендация однозначна: дотянуть выплату до прожиточного минимума и соглашаться.
Дополнительно
Так же юрист провел переговоры с Мариной и убедился в категорическом настрое. Ни какие-либо вопросы с наследством, ни материальные предложения семью не интересуют. Их задача – минимум контактов с минимальными расходами. Сын на контакт с юристом не пошел, отказавшись в достаточно грубой форме.
В сложившихся обстоятельствах рекомендуется Татьяне Петровне использовать имеющееся имущество для организации себе максимально комфортной старости.
Мнения читателей так же приветствуются и будут отслеживаться Натальей Петровной и ее сестрой.
Читайте еще в блоге: