Найти в Дзене

Хроники августа 2008: «Если вам можно, почему нам нельзя?». Осетия

Воспоминания офицера армейского спецназа о начале пятидневной войны в Южной Осетии и дерзкой победе под Переви 8 августа 2008 года. Утро. Как и многие россияне, я включил телевизор. На экране – Южная Осетия. Репортаж, который потом уже не покажут. На фоне стреляющих «ГРАДов» стоит представитель Грузии и заявляет: «Сегодня началась контртеррористическая операция против незаконных вооружённых формирований…». Знакомые до боли слова – те же, с которых начиналась Вторая чеченская кампания. Суть пропагандистского трюка ясна: «Если вам можно, почему нам нельзя?» Первая мысль: «Ну вот, началось». Мы ждали чего-то подобного. Вторая: «Ничего себе "контртеррористическая операция" – по спящему городу из "ГРАДов" лупить!».  Еду на службу. Таксист спрашивает: «Что, на войну?». Отвечаю: «Да нет, сбор у нас». Он улыбается: «Да я полночи возил десантников и лётчиков на аэродром!». Военную тайну сохранить было нереально.  Загружаемся в эшелон. Видим, как с аэродрома взлетают Ил-76 («семьдесят шестые»,
Разведчики в Южной Осетии
Разведчики в Южной Осетии

Воспоминания офицера армейского спецназа о начале пятидневной войны в Южной Осетии и дерзкой победе под Переви

8 августа 2008 года. Утро. Как и многие россияне, я включил телевизор. На экране – Южная Осетия. Репортаж, который потом уже не покажут. На фоне стреляющих «ГРАДов» стоит представитель Грузии и заявляет: «Сегодня началась контртеррористическая операция против незаконных вооружённых формирований…». Знакомые до боли слова – те же, с которых начиналась Вторая чеченская кампания. Суть пропагандистского трюка ясна: «Если вам можно, почему нам нельзя?»

Первая мысль: «Ну вот, началось». Мы ждали чего-то подобного. Вторая: «Ничего себе "контртеррористическая операция" – по спящему городу из "ГРАДов" лупить!»

Еду на службу. Таксист спрашивает: «Что, на войну?». Отвечаю: «Да нет, сбор у нас». Он улыбается: «Да я полночи возил десантников и лётчиков на аэродром!». Военную тайну сохранить было нереально. 

Загружаемся в эшелон. Видим, как с аэродрома взлетают Ил-76 («семьдесят шестые», тяжелые транспортники). Один, другой… Это те самые десантники полетели. 

-2
-3

Ехали на поезде четверо суток. Картины пути: слева – целый эшелон БМП, справа – состав «теплушек», из каждого окна по 8 солдатских голов. Кричим: «Ребята, откуда вы?». В ответ: «Такая-то бригада оттуда-то!». Нам повезло – ехали «как люди», в плацкарте. 

Разгрузились в Северной Осетии. Встали лагерем. На следующий день – колонной к Рокскому перевалу. Но в Южную Осетию нас не пустили – пока ехали, там уже почти все закончилось. Поставили нас на горном хребте (>2000 м) рядом с пограничниками. Решали, что с нами делать: вперед или назад. 

16 августа прибыли в Джаву. Приказ: «Становитесь лагерем здесь!». Проблема: земля частная. Хозяина звали Георгий. Командир: «Ты у нас специалист по душам человеческим. Договорись!». Дед оказался нормальный. Но у него стадо коров, а после нас лет 50 трава не вырастет... Поэтому встали аккуратно, чтобы сенокос не затоптать. 

Работа началась сразу. Инфа о диверсионно-разведывательных группах (ДРГ). Позже узнали: в районе действовал грузинский спецназ со славянской внешностью и украинским акцентом, в нашей форме! Под Гори так и взяли в плен нашего солдата – вышел спросить дорогу у «майора», а его скрутили «свои» в форме. 

Противника не встречали, но находили многое: оружие, снаряды, продукты – брошенное и в тайниках. В лесу нашли даже два КрАЗа! Хотя наши трофеи – капля в море по сравнению с тем, что взяли десантники на базах в Гори и Сенаки

Главное испытание: Операция под Переви

12 декабря 2008 года, ~22:00. Вызов на ЦБУ (Центр боевого управления). Боевое распоряжение: разблокировать наш взвод пехоты, блокированный грузинским полицейским спецназом в горах у высокогорного села Переви на административной границе. 

Задача мне: «Утром в район пойдут танки и БМП. Мы забрасываем десант на вертолётах. Ты с двумя группами через горы к 6:00 должен выйти к блок-посту, разблокировать наших и держаться до подхода сил».

Спрашиваю: «Разблокировать: стрелять, оттеснять, убеждать?..». Ответ: «Действуй по обстановке». Любимая формула! 

Сборы. Рюкзаки под 40 кг: патроны (у пулеметчика – 2 000!), мины, сухпай (меньше нормы – «Выбрось из ранца хлеба буханку…»). 

Выбросили далеко от поста. Восхождение началось в полночь. Снег – по пояс! Крутые склоны с цепляющей растительностью. Расчет командиров: 5 часов хода. Реальность – непроходимо. Связи нет. Связисты «как белочки» – антенны на деревья, безрезультатно.

-4

Как опознать своих? Номер мобильного подполковника на блок-посту бесполезен – в зоне грузинской связи, наш «Мегафон» не ловит. «На всякий случай»... Чистая сказка: «Пойди туда, не знаю куда…»

Идем. Боец: «Товарищ майор, вон что-то похожее на БМП!». Машина, но флагов нет. Непонятно. Идем вокруг. Видим вертолеты! Страх: примут за врага? Спасла лысина – снял шапку, машу рукой по голове. МИ-24 («двадцатьчетверка») качнул крыльями – узнал! 

Села «восьмерка» (МИ-8). Выпрыгнули наши бойцы, бегут к посту. Мы опоздали – физически невозможно было пройти за отведенное время. 

-5

Дальше – стремительно:

  1. 16 наших разведчиков из первого вертолета атаковали >100 грузинских спецназовцев в полной американской экипировке (каски, бронежилеты, автоматы). Началась рукопашная – били тех, кто «дергался». 
  2. Грузины в шоке: как горстка смеет атаковать?! Позже оправдывались: «Была команда не поддаваться на провокации»
  3. Села вторая «восьмерка» – еще 16 наших. Мы подошли с другой стороны, специально не прячась. Вид колонны с горы (пулеметы, рюкзаки) окончательно сломил грузин. 
  4. Грузин погрузили и увезли. Наши бойцы: «Когда они увидели вертушки с двух сторон и вас с горы – перестали сопротивляться окончательно»

Командиры: «Молодцы, но долго шли. 6 км за час-полтора – норма». Я подумал: «5-6 км/ч – пешеход по дороге в кедах! А с рюкзаком ночью в снегу по горам в группе – нереально». 

Позже в грузинских СМИ: «60 вертолётов высадили 600 десантников горно-стрелковой бригады…»

Итог той ночи: Дерзкий натиск 16 русских солдат деморализовал и обратил в бегство сотню экипированных грузинских спецназовцев. Из наших ни один не дрогнул. Это – характер русского солдата. Сила духа, готовность выполнить приказ вопреки всему. 

P.S. В конце даже стало жалко грузинских полковников – после такого их карьера точно рухнула. 

Фрагмент рассказа «Разведчики» из моей книги «Из смерти в жизнь… От Кабула до Цхинвала». Рассказы участников пятидневной войны в Южной Осетии можно почитать здесь.

Сама книга «Из смерти в жизнь… От Кабула до Цхинвала» здесь.

Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду особенно благодарен, если вы поделитесь ссылкой на канал со своими знакомыми, которым может быть интересна эта тема.

#ВойнаВОсетии #Россия #АрмияРоссии #История #ВоспоминанияОфицера #ВоенныеХроники #Спецназ #Операция #Дерзость #Мужество #8августа2008 #НачалоВойны #Итоги #2008 #Память #РусскийСолдат #Характер #Победа #ИнфоВойна #Пропаганда #Командование #Реальность #ПсихологическийНатиск #Деморализация #Рукопашная #Хаос #МИ8 #Задержка #Горы #Снег #Связь #СВД и «Винторез» у снайперов. #Снаряжение #СВД #Винторез #ДействоватьПоОбстановке #Блокпост #Переви #12декабря #ДРГ #Диверсия #Гори #Трофеи #КрАЗ #Сенаки #РокскийПеревал #Пограничники #ВДВ #Ил76 #БытАрмии #Взаимопонимание #Армия #ПереброскаВойск #Мобилизация #ВПК #БоеваяЗадача