Найти в Дзене

ИМЯ БОГА – Два мнения не католиков

Вопрос об имени Бога впервые встречается в 3 главе книги Исход. Это история встречи Моисея с Богом. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? (Исх. 3, 13) В вопросе Моисея есть еще один, более глубокий, смысл. Среди народа Израилева, по преданию, всегда были носители Божественного знания, духовидцы, хранившие весть о том, что некогда явится спаситель народа, который, разумеется, должен подвергнуться испытанию. И то священное имя, которое тайно передавалось в среде духовидцев из рода в род, истинный посланник должен был узнать не из предания, а непосредственно от Самого Бога. И когда прямое откровение свыше совпадет с преданием, избранные старейшины-тайноведцы узнают, что это и есть обетованный спаситель. …Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. (Исх. 3, 14) Имя Божье образует композиция трех форм глагола «быть». Переводится оно как «Тот, Кто был, есть и будет»
Оглавление

Дмитрий Щедровицкий

Исторический момент, когда Бог открывает Свое Имя

Вопрос об имени Бога впервые встречается в 3 главе книги Исход. Это история встречи Моисея с Богом.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? (Исх. 3, 13)

В вопросе Моисея есть еще один, более глубокий, смысл.

Среди народа Израилева, по преданию, всегда были носители Божественного знания, духовидцы, хранившие весть о том, что некогда явится спаситель народа, который, разумеется, должен подвергнуться испытанию. И то священное имя, которое тайно передавалось в среде духовидцев из рода в род, истинный посланник должен был узнать не из предания, а непосредственно от Самого Бога. И когда прямое откровение свыше совпадет с преданием, избранные старейшины-тайноведцы узнают, что это и есть обетованный спаситель.

…Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. (Исх. 3, 14)

Имя Божье образует композиция трех форм глагола «быть». Переводится оно как «Тот, Кто был, есть и будет», а также как «Тот, Кто давал, дает и будет давать бытие» всему миру, т. е. Источник бытия.

Именно об этом писал Иоанн в книге Откровение.

«Я исмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и есть, Вседержитель» ( Откр. 1: 8 , Синодальный перевод).

Бог сообщает о Себе только то, что может быть понято человеком, который видит, что все вещи, все явления вокруг изменчивы и временны. Этому противостоит и предшествует Тот, Кто вечен, Кто создал мир, т. е. Замысливший его. Все существующее создано по определенному замыслу, гармонично и целостно. Именно это сообщает Господь, когда говорит: «Я есмь Тот, Кто пребудет», именно это желает Он в первую очередь запечатлеть в сознании Своего народа.

Что мы можем знать о Боге?

Разумеется, Бог по существу Своему непознаваем и неопределяем.

Тем не менее существуют так называемые «апофатические» (от греч. apofasij апўофасис — «отрицание») определения Бога, т. е. определения через «не»: Бог не есть тело, не есть душа, не есть что-либо ограниченное местом и временем и т. д.

Есть и «катафатические» (от греч. katafasij катўафасис — «утверждение») определения Творца, т. е. определения через «да»: Бог есть Всемогущий, Всеведущий, Вездесущий и т. д.

Что же означают «положительные», утверждающие определения Бога? Он есть Всемогущий — Тот, для Которого нет ничего невозможного; Все ведущий — Тот, для Которого нет ничего неизвестного; Вездесущий — Тот, для Которого нет никакого предела обитания, Который обитает повсюду; существуют и другие подобные определения (Вседержитель, Всевышний, Вселюбящий и т. п.).

Иначе говоря, положительные и отрицательные определения непосредственно связаны друг с другом, и первые в конце концов сводятся ко вторым.

Больше мы о сущности Бога, казалось бы, знать ничего не можем.

Впрочем, существует еще как бы третий ряд передаваемых Писанием имен-свойств Бога: «Милостивый», «Милосердный», «Жалеющий о бедствии», «Сострадательный» и т. д., наконец — «Бог есть любовь» (Исх. 34, 6–7; Ион. 4, 2; I Иоан. 4, 8). Это — имена-свойства Бога по отношению к человеку.

Однако Тетраграмматон указывает как на имманентные свойства Создателя (характеризующие Его отношение к творениям), так и на трансцендентные (не зависящие от отношения Его к миру и не обусловленные ничем внешним).

Для чего Моисей спрашивает Имя?

…Итак, Моисей словно бы спрашивает: как то, основное, сокровенное знание, которое он осваивал всю жизнь, постигая мудрость израильскую, египетскую и мадиамскую, он сможет передать народу порабощенному, пребывающему во грехе, находящемуся на грани физической гибели? Как он переведет высшее откровение, ему посланное, на язык этих людей?! И Бог отвечает ему:

…Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. (Исх. 3, 14)

Уже само представление о вечном Источнике бытия способно настоль ко возвысить человеческий дух, что он сможет воспарить над всеми временными несчастьями, бедами и страхами и утвердиться в непреходящем уповании.

И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: ГОСПОДЬ, Бог ОТЦОВ ВАШИХ, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне ИЗ РОДА В РОД. (Исх. 3, 15)

Иными словами, для возвращения народа к Богу и для возвещения истинной веры необходимо помнить о двух сторонах проповеди: о ее онтологическом аспекте («Я есмь Сущий») и об аспекте историческом, который неотделим от этического («Бог отцов ваших»). «Из рода в род» должны передаваться как имя Божье, содержащее в себе тайну творения и воссоздания бытия, так и «память» о Нем — священное предание о Его действиях в человеческой истории, о Его завете, Законе, заповедях.

И только после того, как Моисей воспламенит сердца и души своим воззванием — напоминанием о Высшей Истине: «Сущий послал меня к вам», он сможет оживить в памяти людей все то, что они знали и слышали раньше: все семейные, племенные, народные предания, свидетельствующие о том, что есть вечный Бог — Бог Авраама, Исаака и Иакова. А это вернет порабощенному и уничтожаемому народу Израилеву память о свободе и достоинстве, которыми обладали патриархи.

Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. (Исх. 3, 16)

Не говорит Господь: «Собери весь народ», а говорит: «Собери старейшин», т. е. тех, кто имеет авторитет, кто хранит полученные от патриархов предания и кто должен испытать самого Моисея, истинно ли он послан от Бога. Моисей должен был сказать им удивительные слова, каких они не слышали уже несколько столетий: «Бог… явился». Память о явлениях Бога начала стираться — и вдруг Он явился!

И сказал: Я выведу вас от угнетения египетского в землю ханаанеев, хет теев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев, в землю, где текут молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израиле вы к царю Египетскому, и скажете ему… (Исх. 3, 17–18)

Только обретя, как и Моисей, незыблемую уверенность в истинности поручения Божия, в истинности Его слов, старейшины, которые должны наблюдать за работой своих соплеменников, смогут оторваться от работ и пойти вместе с Моисеем к фараону.

Дмитрий Щедровицкий «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево» (агностик, составитель и комментатор учебно-просветительских изданий по истории монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама)

И еще несколько слов…

Яхве или Иегова?

Что подразумевает знание имени? Свидетели Иеговы настаивают на то, что имя Бога имеет определяющее значение для спасения.

Авраам и Иисус так не думали. В 18 главе книги Бытие говорится, что ЯХВЕ явился Аврааму. Это собственное имя Божье с древних времен заменялось при чтении словом Адонай — «мой Господин» (Данное имя впервые встречается в Библии при втором описании сотворения человека - Быт. 2, 4)

Когда Авраам увидел «трех мужей», он сказал: «Адонай», что переведено как «Мой Господь».

Важно отметить, что слово Адонай используется во множественном числе, но используется вместе с глаголами, которые используются ТОЛЬКО в единственном числе. Например, во фразе «Бог сказал», имя существительное Бог - «Элохим» - грамматически находится во множественном числе, а глагол «сказал» - в единственном. Это означает, что он никогда не относится к какой-либо языческой божественности.

В Евангелии нет ни одного текста, где Иисус произносил бы имя ЯХВЕ. Когда он учил своих учеников молиться, то четко сказал: «Отче наш». Пример Иисуса очень важен для христиан.

Раннехристианские ученые читали слово «ЯХВЕ» вместе с его мнемоническими гласными, то есть, как «Иегова». Это произношение, хотя и неправильное, остается традиционным для многих христианских церквей. Никто не знает точных огласовок этих четырех согласных, представляющих себя именем Бога.

Произношение «Яхве» сегодня является условным соглашением между современными учеными.

Традиция чтения Адонай (мой Господь) существует, по крайней мере, со времен Септуагинты, греческого перевода Еврейских Писаний. Раввины, осуществляющие этот перевод, использовали греческое слово Кюриос (Господь), чтобы перевести тетраграмматон ЯХВЕ на греческий язык на основе раввинистической традиции.

Что же все-таки важно в имени?

ВАЖНО НЕ СПОРИТЬ О ИМЕНИ НАШЕГО БОГА, А ПРЕДСТОЯТЬ ПЕРЕД НИМ В СВЯЩЕННОМ ТРЕПЕТЕ. Ангелы прикрывают лицо в Его присутствии. Херувимы и серафимы приближаются к его престолу в торжественном благоговении.

Александр Болотников, Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом" (адвентист)